Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Шевченко Г.М.
судей Баталовой С.В., Черниковой О.Ф.
при секретаре Жёлтиковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 01 марта 2016 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Шабалина ФИО11 на решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 18 декабря 2015 года, которым постановлено:
в иске Шабалину ФИО12 к администрации города Вятские Поляны о признании права на получение жилого помещения в рамках реализации мер социальной поддержки жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с п.п.3 п.1 ст.16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", и возложении обязанности включить в список на получение жилья в соответствии с указанным законом, отказать.
Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., Шабалина А.В., его представителя адвоката Зырянова Д.В., поддержавших жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шабалин А.В. обратился в суд с иском к администрации города Вятские Поляны о признании права на получение жилого помещения в рамках реализации мер социальной поддержки жильем за счет средств федерального бюджета и возложении обязанности включить в список на получение жилья в соответствии с указанным законом, указал, что является участником боевых действий на Северном Кавказе, с 2002 года по 2004 год принимал участие в боевых операциях. В декабре 2004г. получил удостоверение, согласно которого имеет право на льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах". В настоящее время проживает с семьей, состоящей из 5 человек (он, жена и трое малолетних детей), в доме по адресу: "адрес" Постановлением администрации города от 19.11.2014г. дом признан непригодным для проживания. 27.02.2015г. он с членами семьи был принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма из жилищного фонда Кировской области. Считает, что постановка его на учет в очередь на получение жилья на общих основаниях является несправедливой, так как он как ветеран боевых действий, имеет право на получение жилья в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств федерального бюджета. Просил признать за ним право на получение жилого помещения в рамках реализации мер социальной поддержки жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" с 26.05.2015г., возложить обязанность на ответчика включить в список на получение жилья в соответствии с указанным законом с 26.05.2015г.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Шабалин А.В. просит отменить решение суда, считает, что нарушены его конституционные права, он лишен законного права на получение жилья как ветеран боевых действий, просит удовлетворить его требования, считает, что судом вынесено одностороннее решение без учета его доводов, не применен закон, подлежащий применению. Судом не учтено, что с 2004 года он проживал отдельно от родителей на съемных квартирах, удостоверение ветерана боевых действий получил в декабре 2004 года, после чего обратился в администрацию г. Вятские Поляны с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но ему было отказано, ему не были разъяснены права в соответствие со ст. 16 ФЗ "О ветеранах". Полагает, что постановка его на учет на получение жилья на общих основаниях является несправедливой, так как ветеран боевых действий имеет право на получение жилья во внеочередном порядке и в первоочередном порядке, ограничение его права датой обращения с заявлением на постановку на учет, как имеющего право на получение жилого помещения в рамках реализации мер социальной поддержки жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов боевых действий в соответствии со ст. 16 Закона "О ветеранах", является нарушением конституционного принципа равенства.
В отзыве на апелляционную жалобу КОГКУСЗ "Управление социальной защиты населения в Вятскополянском районе" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация г. Вятские Поляны в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 16 ФЗ "О ветеранах" имеют лишь ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005 года, истец же принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ветеран боевых действий, с 27.02.2015 года. Довод истца о том, что он обращался в администрацию г. Вятские Поляны в 2004 году с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но ему было отказано, не подтвержден.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции установил, что Шабалин А.В. является ветераном боевых действий, имеет право на льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах".
Шабалин А.В. зарегистрирован по "адрес" в жилом помещении, общей площадью "данные изъяты" кв.м., данное жилое помещение на основании договора о безвозмездной передаче жилого помещения (квартиры) в совместную собственность от 02.04.1993 года находится в совместной собственности ФИО13,, ФИО14 ФИО15. и ФИО16. (л.д. 38).
Члены семьи Шабалина А.В. - супруга ФИО17 трое малолетних детей: ФИО18, "дата" ФИО19 "дата"., ФИО20, "дата" зарегистрированы по адресу: "адрес" дом принадлежит на праве собственности ФИО21. (л.д. 8, 44).
На основании заключения межведомственной комиссии администрации г. Вятские Поляны от 27.01.2015 года указанное жилое помещение признано непригодным для проживания (л.д. 11-13).
Кроме того, на праве общей долевой собственности Шабалину А.В., доля в праве "данные изъяты", ФИО22 доля в праве "данные изъяты" ФИО23 доля в праве "данные изъяты", принадлежит жилой дом по адресу: "адрес" и земельный участок по этому же адресу.
На основании заявления Шабалина А.В. от 20.01.2015 года постановлением администрации г. Вятские Поляны N от 27.02.2015 года Шабалин А.В. с членами семьи приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из жилищного фонда Кировской области (л.д. 37).
В соответствии с положениями п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).
В силу положений п. 11.1 ст. 23.2 Закона "О ветеранах" определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 01.01.2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Аналогичная правовая позиция изложена Конституционным Судом РФ в определении от 04 февраля 2014 года N 236-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.С. на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".
Конституционный суд РФ указал, что поскольку подпункт 3 пункта 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 02 января 2000 года N 40-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О ветеранах" связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования. Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 01.01.2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Реализация конституционного права на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 123-О, от 04.03.2004 N 80-О, от 15.07.2010 N 955-О-О). Таким требованием в данном случае является совокупность следующих условий: наличие статуса ветерана боевых действий и принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.
Юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела является установление факта наличия или отсутствия решения органа местного самоуправления о постановке Шабалина А.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, однако истцом не представлено достаточных доказательств в подтверждение того, что он обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет нуждающихся до 01 января 2005 года и что он был поставлен на такой учет.
Доказательств того, что истец в 2004 года обращался в администрацию г. Вятские Поляны с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но ему было отказано, в материалы дела не представлено, судом не добыто.
Кроме того, как верно указал суд, истец до 01.01.2005 года в браке не состоял, имел в совместной собственности с родителями и братом квартиру общей площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес", размер его доли по площади в совместной собственности на квартиру более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления.
Довод о том, что истцу не были разъяснены права, установленные ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" не может быть принят во внимание и является несостоятельным.
Правоподтверждающий документ - удостоверение N с отметкой о праве на льготы, установленные ст. 16 ФЗ "О ветеранах" истец получил 06.12.2004 году, с указанного времени мог свободно реализовывать право на обращение в орган местного самоуправления по вопросу поставки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Перечень льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", является общедоступной информацией, указание на него содержится в удостоверении ветерана и не разъяснение прав дополнительно сотрудниками компетентных организаций не является основанием для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента получения им удостоверения ветерана.
При таких обстоятельствах, учитывая дату постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - 27.02.2015 года, суд первой инстанции с учетом норм права, регулирующих данные правоотношения, обоснованно указал, что Шабалин А.В. имеет право на улучшение жилищных условий в соответствии с действующим законодательством на общих основаниях и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы суда, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 18 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.