Судья Кировского областного суда Сметанина О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административных правонарушениях
по жалобе заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N183" г.Кирова Большаковой А.В.
на постановление заместителя главного государственного инспектора г.Кирова по пожарному надзору Ермолина С.А. N1936/1937/1938 от 24 декабря 2015 года, решение судьи Октябрьского районного суда г.Кирова от 21 января 2016 года, вынесенные в отношении муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N183" г.Кирова по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Кирова по пожарному надзору Ермолина С.А. N1936/1937/1938 от 24 декабря 2015 года муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N183" г.Кирова (далее также - детский сад) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Кирова от 21 января 2016 года по жалобе заведующего МКДОУ "Детский сад N183" г.Кирова указанное постановление изменено, размер назначенного юридическому лицу штрафа снижен до 75 000 рублей.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, заведующий детским садом Большакова А.В. просит состоявшиеся по делу постановления отменить, указывая, что вина учреждения в нарушении требований пожарной безопасности отсутствует, нарушения выявлены впервые, частично устранены в ходе проведения проверки. Устранение оставшихся нарушений требует финансовых затрат в связи с необходимостью проведения ремонта. Просила рассмотреть жалобу в отсутствие представителя МКДОУ "Детский сад N183" г.Кирова.
Большакова А.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в областном суде, в судебное заседание не явилась, в связи с заявленным ходатайством нахожу возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Изучив материалы дела об административных правонарушениях, доводы жалобы, заслушав представителя ОНД УНД ГУ МЧС России по Кировской области Халтурина С.А., возражавшего в удовлетворении жалобы, полагавшего, что учреждение привлечено к административной ответственности законно и обоснованно, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32, 11.16 данного Кодекса и ч.ч.3 - 8 этой статьи(часть 1), нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (часть 3), а также нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (часть 4) влекут административное наказание.
В силу ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочих, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника ОНД г.Кирова N713 от 06.10.2015г. 16 ноября 2015 года сотрудниками ОНД г.Кирова проведена плановая выездная проверка соблюдения МКДОУ "Детский сад N183", находящимся по адресу: г.Киров обл., п.Ганино, ул.Центральная,10, требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
1. На планах эвакуации, размещенных на втором этаже в левой и правой лестничной клетке, не указаны эвакуационные выходы из спален групп "Васильки" и "Колокольчики", ведущие на лестницу 3-го типа,в нарушение ст.89 Федерального закона от 22.07.2008г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.6.2.2 ГОСТ 12.2.143-2009;
2. В методическом кабинете на первом этаже для отделки стен применены панели МДФ в нарушение ч.7 ст.134 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
3. В медицинском кабинете на первом этаже для отделки стен применены пластиковые панели в нарушение ч.7 ст.134 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
4. На первом этаже электросветильник освещения в складском помещении (хозяйственный) с категорией по взрывопожарной и пожарной опасностью В2 и классом зоны по ПУА П-11а не имеет требуемую степень защиты по ПУЭ в нарушение ст.ст. 22, 151 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.п. 7.4.32, 7.4.33, 7.4.44 ПУЭ;
5. На дверях, отделяющих раздевалку группы "Ромашки" на втором этаже от левой лестничной клетки, отсутствуют уплотнения в притворах в нарушение ст.89Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2.7 СП 1.13130.2009;
6. На дверях, отделяющих раздевалку группы "Васильки" на втором этаже от левой лестничной клетки, отсутствуют уплотнения в притворах в нарушение ст.89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.2.7 СП 1.13130.2009;
7. Двери запасного эвакуационного выхода из группы "Васильки" на втором этаже имеют запоры, препятствующие их свободному открыванию изнутри без ключа (закрыты на замок),в нарушение ст.89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.2.7 СП 1.13130.2009;
8. На остеклении двери, ведущей на лестницу 3-го типа из спальни группы "Васильки", расположенной на втором этаже здания, с высоты 0,75м от уровня пола отсутствует защитная решетка до высоты не менее 1,2м в нарушение ст.89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.5.2.27 СП 1.13130.2009;
9. На остеклении двери, ведущей на лестницу 3-го типа из спальни группы "Колокольчики", расположенной на втором этаже здания, с высоты 0,75м от уровня пола отсутствует защитная решетка до высоты не менее 1,2м в нарушение ст.89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.5.2.27 СП 1.13130.2009;
10. На дверях,отделяющих раздевалку группы "Колокольчики" на втором этаже от правой лестничной клетки, отсутствуют уплотнения в притворах в нарушение ст.89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.2.7 СП 1.13130.2009;
11. Площадка лестницы 3-го типа, ведущей со второго этажа из группы "Незабудки", находится не на уровне эвакуационного выхода, площадка лестницы находится на 20см ниже уровня эвакуационного выхода в нарушение ст.89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.4.2 СП 1.13130.2009;
12. Перед наружной дверью эвакуационного выхода из группы "Фиалка", расположенной на первом этаже, отсутствует горизонтальная входная площадка глубиной не менее 1,5м ширины полотна наружной двери в нарушение ст.89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.5.2.3 СП 1.13130.2009;
13. На первом этаже здания из помещений группы "Фиалка" на крыльце выхода высотой 0,7м от уровня тротуара отсутствует ограждение высотой не менее 1,2м в нарушение ст.89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.5.2.3 СП 1.13130.2009;
14. Горизонтальное расстояние от извещателя до близлежащих предметов и устройств, а именно до электросветильника в складском помещении сыпучих продуктов на первом этаже, составляет 0,2м, что менее требуемого 0,5м в нарушение ст.103 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.12.33 НПБ 88-2001, п.13.3.6 СП 5.13130.2009;
15. Отсутствует световой оповещатель "Выход" над эвакуационным выходом со второго этажа здания из спальни группы "Васильки" в нарушениест.89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.5.3 СП 3.13130.2009;
16. Отсутствует световой оповещатель "Выход" над эвакуационным выходом со второго этажа здания из спальни группы "Колокольчики" в нарушение ст.89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.3 СП 3.13130.2009;
17. В помещениях детского сада звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают общий уровень звука не менее 75 дБА в нарушение ст.89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.п.4.1, 4.8 СП 3.13130.2009.
16 ноября 2015 года по результатам проверки государственным инспектором составлен акт N713.
01 декабря 2015 года в отношении МКДОУ "Детский сад N183" г.Кирова государственным инспектором составлены протоколы об административных правонарушениях N 1936, N1937, N1938 по ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ.
24 декабря 2015 года заместителем главного государственного инспектора г.Кирова по пожарному надзору Ермолиным С.А. вынесено оспариваемое постановление N1936/1937/1938.
Факт нарушения учреждением требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими оценку должностного лица на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что МКДОУ "Детский сад N183" г.Кирова ввиду недостаточного финансирования не имело возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, при этом учреждением были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не может повлечь отмену состоявшихся по делу постановлений.
Недостаточное бюджетное финансирование не может служить основанием для освобождения МКДОУ "Детский сад N183" г.Кирова от исполнения обязанностей, возложенных на него в силу закона, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененных административных правонарушений. Невыполнение учреждением требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья детей.
Представленные в материалы дела письма МКДОУ "Детский сад N183" г.Кирова в департамент образования о выделении дополнительных средств направлены после выявления нарушений, и указывают на необоснованность утверждения заявителя о том, что учреждением приняты все зависящие от него и исчерпывающие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности.
Помимо этого, устранение вмененных в вину учреждению нарушений требований пожарной безопасности не требовало значительных финансовых затрат, нарушения носили режимный характер.
Вопреки доводам жалобы, действовавшие во время установки в детском саду лестниц 3-го типа СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" предусматривали аналогичные СП 1.13130.2009 требования к эвакуационным путям, в том числе уклонам лестниц, ограждениям (п.6.30).
Ненадлежащее исполнение подрядной организацией ООО "Гефест", обслуживающей пожарную сигнализацию МКДОУ "Детский сад N183" г.Кирова, обязанностей по выявлению нарушений требований пожарной безопасности, не свидетельствует об отсутствии вины самого учреждения в допущенном бездействии.
Постановление о привлечении МКДОУ "Детский сад N183" г.Кирова к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено МКДОУ "Детский сад N183" г.Кирова в соответствии с требованиями ст.4.4 КоАП РФ в пределах санкции ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
При снижении назначенного должностным лицом наказания в виде штрафа в порядке, установленном ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, судьей учтены обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а также меры принятые к устранению учреждением выявленных нарушений.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица и суда первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих постановлениях, не опровергают наличие в бездействии МКДОУ "Детский сад N183" г.Кирова объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся постановлений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г.Кирова по пожарному надзору Ермолина С.А. N1936/1937/1938 от 24 декабря 2015 года, решение судьи Октябрьского районного суда г.Кирова от 21 января 2016 года оставить без изменения, жалобу заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N183" г.Кирова Большаковой А.В. - без удовлетворения.
Судья Кировского областного суда
О.Н. Сметанина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.