Судья Кировского областного суда Сметанина О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административных правонарушениях
по жалобе главного врача Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический противотуберкулезный диспансер" Новикова В.Г.
на постановление заместителя главного государственного инспектора Котельничского района и города Котельнича Кировской области по пожарному надзору Шипова Е.В. N190/191-123 от 17 декабря 2015 года, решение судьи Котельничского районного суда Кировской области от 27 января 2016 года, вынесенные в отношении Кировского областного государственного казенного учреждения здравоохранения "Областной клинический противотуберкулезный диспансер" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч.1,5 ст.20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Котельничского района и города Котельнича Кировской области по пожарному надзору Шипова Е.В. N190/191-123 от 17 декабря 2015 года Кировское областное государственное казенное учреждение здравоохранения "Областной клинический противотуберкулезный диспансер" (далее - также диспансер) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1,5 ст.20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 105 000 рублей.
Решением судьи Котельничского районного суда Кировской области от 27 января 2016 года постановление должностного лица изменено: из постановления исключено указание на нарушения требований пожарной безопасности под пунктами 8,9,10,16,17,20,21,22,23,24,26,27,29,30,31,32,33 постановления, указание на наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность "повторное совершение однородного административного правонарушения", размер назначенного КОГКУЗ "Областной клинический противотуберкулезный диспансер" наказания снижен до 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, главный врач КОГБУЗ "Областной клинический противотуберкулезный диспансер" Новиков В.Г. просит состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи изменить, назначить учреждению наказание в виде предупреждения.
Просит учесть, что малозатратные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности учреждением выполнены. После проведения реструктуризации юридического лица путем присоединения и слияния областных противотуберкулезных диспансеров учреждению не выделялось достаточно средств на проведение капитальных ремонтов, в том числе выполнение предписаний надзорных органов. Указывает, что здание диспансера по ул.Луначарского,77, г.Котельнича построено в 1902 году, на момент введения в эксплуатацию соответствовало установленным требованиям, признано памятником архитектуры. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность учреждения, угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, отсутствуют. После проведения реструктуризации диспансер привлекается к административной ответственности впервые.
Заслушав в судебном заседании областного суда защитника КОГБУЗ "Областной клинический противотуберкулезный диспансер" Ветошкина А.И., поддержавшего доводы жалобы, просившего ограничиться предупреждением, представителя УНДПР ГУ МЧС России по Кировской области Михайлова И.А., возражавшего в удовлетворении жалобы, указавшего, что паспорт на объект культурного наследия не представлен, выявленные нарушения требований пожарной безопасности, не исключенные решением судьи, не требуют значительных финансовых затрат, санкция ч.5 ст.20.4 КоАП РФ не предусматривает назначение наказания в виде предупреждения, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочих, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии со ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32, 11.16 данного Кодекса и ч.ч.3 - 8 этой статьи(часть 1), нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (часть 3), а также нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (часть 4) влекут административное наказание.
В соответствии с ч.5 ст.20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Под повторностью совершения административного правонарушения в силу п.2 ч.1 ст.4.3 и ст.4.6 КоАП РФ понимают совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, и со дня окончания исполнения постановления не истек один год. Однородным в данном случае считается любое из административных правонарушений, перечисленных в частях 3 или 4 ст.20.4 КоАП РФ. При этом годичный срок исчисляется со дня исполнения предыдущего постановления.
Как следует из материалов дела, постановлением заместителя главного государственного инспектора Котельничского района и города Котельнича Кировской области по пожарному надзору Шипова Е.В. N243/244/245-149 от 11 декабря 2014 года КОГКУЗ "Областной клинический противотуберкулезный диспансер" за нарушения требований пожарной безопасности в зданиях по адресу: Кировская обл., г.Котельнич, ул.Луначарского,77, ул.Луначарского/Пушкина, 48/3 привлечено к административной ответственности по ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Котельничского районного суда Кировской области от 30 июня 2015 года постановление заместителя главного государственного инспектора N243/244/245-149 от 11 декабря 2014 года изменено, размер назначенного юридическому лицу наказания снижен до 25 000 рублей.
Постановление о назначении наказания вступило в законную силу.
При изложенных обстоятельствах доводы законного представителя диспансера о привлечении учреждения к административной ответственности после проведенной в 2013-2014 годах реструктуризации впервые, необоснованны.
На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Котельничского района и города Котельнича Кировской области по пожарному надзору N 150 от 21.10.2015г. в период с 09 ноября по 03 декабря 2015 года заместителем главного государственного инспектора Котельничского района и города Котельнича Кировской области по пожарному надзору проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания от 01.12.2014г. N173/1/1-44 в отношении КОГКУЗ "Областной клинический противотуберкулезный диспансер" помещений, расположенных по адресу: Кировская обл., г.Котельнич, ул.Луначарского,77, ул.Луначарского/Пушкина, 48/3.
03 декабря 2015 года по результатам проверки заместителем главного государственного инспектора Котельничского района и города Котельнича Кировской области составлен акт проверки, в котором указано, что выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
По адресу: г.Котельнич, ул.Луначарского, 77:
1) внутренняя лестничная клетка на втором этаже административного здания не отделена от коридора дверьми с уплотнениями в притворах и приспособлением для самозакрывания (нарушение п.6.18 СНиП 21-01-97*, п.4.2.7 СП 1.13130.2009);
2) подшивка карнизного свеса крыши здания овощехранилища и пищеблока выполнена в горючем исполнении (дощатая) (нарушение п.п.7.1, 7.2, 7.4 СНиП 21-01-97* и пособия к ним МДС 21-1.98, п.5.4.5 СП 2.13130.2012);
3) подшивка карнизного свеса крыши здания баклаборатории выполнена в горючем исполнении (дощатая) (нарушение п.п.7.1, 7.2, 7.4 СНиП 21-01-97* и пособия к ним МДС 21-1.98, п.5.4.5 СП 2.13130.2012);
4) подшивка карнизного свеса крыши гаражей на 2 бокса выполнена в горючем исполнении (дощатая) (нарушение п.п.7.1, 7.2, 7.4 СНиП 21-01-97* и пособия к ним МДС 21-1.98, п.5.4.5 СП 2.13130.2012);
5) подшивка карнизного свеса крыши здания гаражей на 4 бокса выполнена в горючем исполнении (дощатая) (нарушение п.п.7.1, 7.2, 7.4 СНиП 21-01-97* и пособия к ним МДС 21-1.98, п.5.4.5 СП 2.13130.2012);
6) подшивка карнизного свеса крыши здания прачечной выполнена в горючем исполнении (дощатая) (нарушение п.п.7.1, 7.2, 7.4 СНиП 21-01-97* и пособия к ним МДС 21-1.98, п.5.4.5 СП 2.13130.2012);
7) ограждение по периметру крыши здания лечебного корпуса имеет повреждения (нарушение п.24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. N 390 (далее - ППР);
8) в перекрытиях между подвальным и первым, первым и вторым, вторым и третьим, третьим и чердачным этажами лечебного корпуса проходят воздуховоды вентиляционной системы (нарушение п.п.6.10, 6.11, 6.22 СП 7.13130.2013);
9) транзитные воздуховоды, проложенные в лечебном корпусе вне обслуживаемого этажа, не имеют соответствующего предела огнестойкости, выполнены из жестяных коробов, не представлены сертификаты по пожарной безопасности (нарушение СП 7.13130.2013, приложение В таблица В1);
10) в чердачном помещении лечебного корпуса проходят вентиляционные каналы из рентген кабинета, физио кабинета, выполненные из жестяных труб (нарушение СП 7.13130.2013, приложение В таблица В1);
11) дверь помещения архива не имеет соответствующего предела огнестойкости (деревянная, не представлен сертификат по пожарной безопасности) (нарушения п.5.14* СНиП 21-01-97*, п.5.4.4 СП2.13130.2012);
12) дверь помещения электрощитовой лечебного корпуса не имеет соответствующего предела огнестойкости (нарушения п.5.14* СНиП 21-01-97*, п. 5.4.4 СП 2.13130.2012);
13) не определены категории по взрывопожарной и пожарной опсаности и класс зоны для помещения электрощитовой (нарушение п.п.4.2, 4.3 СП 12.13130.2009);
14) в здании лечебного корпуса дверь, ведущая из коридора первого этажа в лестничную клетку, не оборудована приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах (нарушение п.6.18 СНиП 21-01-97*, п.4.2.7 СП 1.13130.2009).
По адресу: г.Котельнич, ул.Луначарского/Пушкина, 48/3:
15) потолочное перекрытие теплого коридора не имеет огнезащитного покрытия, в коридоре детского отделения огнезащитное покрытие с повреждениями (нарушение п.21 ППР).
По адресу: г.Котельнич, ул.Луначарского, 77:
16) в административном здании при двухстороннем открывании дверей в коридор на первом этаже ширина горизонтального участка пути менее 1,2м (фактически - 0,98 м) (нарушение п.8.1.13 СП 1.13130.2009, п.6.26 СНиП 21- 01-97*);
17) при двухстороннем открывании дверей в коридор на втором этаже административного здания ширина горизонтального участка пути менее 1м, фактически - 0,95 м (нарушение п.4.3.3 СП 1.13130.2009, п.п.6.26, 6.27 СнИП 21-01-97*);
18) дверь кабинета 4 на втором этаже административного здания в открытом положении перекрывает лестничную клетку (ширина прохода 0,75м) (нарушение п.4.4.3 СП 1.13130.2009, п.6.29 СНиП 21-01-97*);
19) дверь в открытом положении из коридора первого этажа в лестничную клетку перекрывает лестничную клетку (ширина марша лестницы при открытых дверях составляет 0,77 м) (нарушение п.4.4.3 СП 1.13130.2009, п. 6.29 СНиП 21-01-97*);
20) на пути эвакуации между площадкой лестничной клетки и коридором на втором этаже имеется перепад высоты пола 0,15 м (нарушение п.4.3.4 СП 1.13130.2009);
21) на пути эвакуации из коридора второго этажа на площадку лестницы третьего типа имеется перепад высотой 0,4м (нарушение п.4.3.4 СП 1.13130.2009);
22) уклон лестницы 3-го типа с торца административного здания более 1:1, ширина менее 0,8 м, проступи несплошные шириной 0,18 м, высотой 0,3-0,45 м, ограждение лестницы менее 1,2 м (высота лестницы 6 м, длина 2,45 м, уклон составляет 1:24 (нарушение п.п.6.30, 6.13, 6.14 СНиП 21-01-97*, п.6.12 СП 118.13330.2012);
23) в здании овощехранилища и пищеблока высота дверей эвакуационного выхода из коридора цокольного этажа на улицу менее 1,9 м (фактически 1,61 м) (нарушение п.6.16 СНиП 21-01-97*, п.4.2.5 СП 1.13130.2009);
24) в здании лечебного корпуса расход воды на пожаротушения внутреннего противопожарного водопровода здания объемом 12458 куб.м. менее 2,5 л/с, фактически 1,5 л/с (протокол испытаний от 08.10.2014 г.) (нарушение п.55 ППР, п.4.1.1 СП 10.13130.2009);
25) дверь эвакуационного выхода из коридора первого этажа лечебного корпуса в лестничную клетку открывается не по ходу движения из здания (нарушение п.6.17 СНиП 21-01-97*, п.4.2.6 СП 1.13130.2009);
26) ширина дверного проема из коридора первого этажа лечебного корпуса в лестничную клетку менее 1 м - фактически 0,96 м (нарушение п.5.2.21 СП 1.13130.2009);
27) на пути эвакуации между коридором и центральной лестничной клеткой лечебного корпуса перепад высоты пола составляет 0,5м, лестничный марш выполнен в горючем исполнении, отсутствуют ограждения (нарушение п.6.25* СНиП 21-01-97*);
28) ширина дверей эвакуационного выхода раздевалки на первом этаже менее 0,8 м-фактически 0,66м, дверь в открытом положении уменьшает ширину прохода правой лестничной клетки до 1,3м вместо 1,35 м (нарушение п.п.4.4.3, 5.2.5 СП 1.13130.2009, п.п.6.16, 6.29 СНиП 21-01-97*);
29) в здании лечебного корпуса ширина правого лестничного марша между стеной и ограждением менее 1,35 м - фактически 1,3 м (нарушение п.6.9 СП 118.13330.2012, п.4.4.1 СП 1.13130.2009);
30) в здании лечебного корпуса ширина левого лестничного марша между стеной и ограждением менее 1,35 м - фактически 1,1 м (нарушение п.6.9 СП 118.13330.2012, п.4.4.1 СП 1.13130.2009);
31) в здании лечебного корпуса (третий этаж пристрой) ширина прохода между коридорами менее 1,2м - фактически 0,76м (нарушение п.5.1.1 СП 1.13130.2009);
32) дверь эвакуационного выхода из коридора (третий этаж пристрой здания лечебного корпуса) открывается не по ходу движения, в проеме имеется перепад высоты пола 0,11 м (нарушение п.6.17 СНиП 21-01-97*, п.п.4.2.6, 4.3.4 СП 1.13130.2009);
33) на втором этаже здания лечебного корпуса ширина дверей в свету менее 0,8м, из помещения буфета в помещение моечной 0,76 м, из помещения моечной в коридор 0,73 м, из коридора на улицу 0,73 м (нарушение п.6.16 СНиП 21-01-97*, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009);
34) автоматическая пожарная сигнализация обеспечена двумя независимыми источниками электропитания (электрические сети, аккумуляторная батарея) (нарушение п.15.1 СП 5.13130.2009);
По адресу: г.Котельнич, ул.Луначарского/Пушкина, 48/3:
35) помещение теплого коридора не защищено автоматической пожарной сигнализацией (нарушение приложения А, п. А3 таб. А3 п.38 СП 5.13130.2009).
03 декабря 2015 года в отношении КОГКУЗ "Областной клинический противотуберкулезный диспансер" заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору составлены протоколы об административных правонарушениях N 190, N191 по ч.ч.1,5 ст.20.4 КоАП РФ.
17 декабря 2015 года заместителем главного государственного инспектора Котельничского района и города Котельнича Кировской области по пожарному надзору вынесено обжалуемое постановление N190/191-123.
Факт нарушения учреждением требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Нарушения NN 1,2,3,4,5,6,7,11,12,13,14,15 верно квалифицированы должностным лицом ОНД по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, нарушения NN 18, 19,25,28,34,35 по ч.5 ст.20.4 КоАП РФ поскольку совершены повторно и ранее 11 декабря 2014 года учреждение было привлечено к административной ответственности по ч.ч.3,4 ст.20.4 КоАП РФ.
Постановление о привлечении КОГКУЗ "Областной клинический противотуберкулезный диспансер" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено КОГКУЗ "Областной клинический противотуберкулезный диспансер" в соответствии с требованиями ст.4.4 КоАП РФ в пределах санкции ч.5 ст.20.4 КоАП РФ.
При снижении назначенного должностным лицом наказания в виде штрафа в порядке, установленном ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, судьей учтены обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а также меры принятые к устранению учреждением выявленных нарушений.
Ввиду недоказанности нарушения юридическим лицом требований пожарной безопасности в части эксплуатации внутреннего противопожарного водопровода здания по адресу: г.Котельнич, ул.Луначарского, 77 судом из постановления должностного лица административного органа верно исключено указание на нарушение п.55 ППР, п.4.1.1 СП 10.13130.2009 (п.24 постановления).
Доводы жалобы о неправомерности применения при рассмотрении настоящего дела в силу положений ч.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.1 ч.1 ст.42, ч.3 ст.80 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" положений СНиПов, введенных в действие после принятия в эксплуатацию зданий диспансера, так как не проводились их реконструкция или капитальный ремонт, подлежат оценке с учетом следующего.
В статье 1 Градостроительного кодекса РФ даны определения реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. В частности, реконструкция объектов капитального строительства предполагает изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Капитальный ремонт объектов капитального строительства предполагает замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, ... , а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Таким образом, исключение из постановления указания на вину учреждения в нарушении требований пожарной безопасности под пунктами 8,9,10,16,17,20,21,22,23,24,26,27,29,30,31,32,33 постановления обоснованно, так как они связаны с конструктивными особенностями здания, для их устранения требуется проведение капитального ремонта и реконструкции.
Вместе с тем, работы, связанные с заменой горючих материалов отделки подшивки карнизов свесов крыш зданий, оборудованием зданий автоматическими пожарными сигнализациями, замена дверей носят эксплуатационный характер и не требуют капитального ремонта или реконструкции.
Дальнейшая эксплуатация проверенных помещений учреждения может привести к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Материалы дела не содержат доказательств невозможности соблюдения юридическим лицом указанных требований пожарной безопасности.
Устранение вмененных в вину учреждению нарушений требований пожарной безопасности не требует значительных финансовых затрат, нарушения носят режимный характер.
Доказательств невозможности выполнения требований пожарной безопасности в здании диспансера по ул.Луначарского,77, г.Котельинча ввиду признания его объектом культурного наследия, в материалах дела не имеется.
В целом доводы жалобы, в том числе о малозначительности совершенного правонарушения, имущественном положении учреждения, по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица и суда первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих постановлениях, не опровергают наличие в бездействии КОГКУЗ "Областной клинический противотуберкулезный диспансер" объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1,5 ст.20.4 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся постановлений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Котельничского района и города Котельнича Кировской области по пожарному надзору Шипова Е.В. N190/191-123 от 17 декабря 2015 года, решение судьи Котельничского районного суда Кировской области от 27 января 2016 года оставить без изменения, жалобу главного врача Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический противотуберкулезный диспансер" Новикова В.Г. - без удовлетворения.
Судья Кировского областного суда
О.Н. Сметанина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.