Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Ряжских Р.И.,
судей Баркаловой Т.И., Маслова А.К.,
при секретаре Разночинцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Т.Н., Середы И.А., Петренко Т.М., Алексеенко Л.В. к Правительству Белгородской области о призвании права на присвоение звания "Ветеран труда"
по апелляционной жалобе Правительства Белгородской области, Управления социальной защиты населения Белгородской области
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 10 декабря 2015 г.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения представителя Правительства Белгородской области, Управления социальной защиты населения Белгородской области Левашовой М.А., поддержавшей доводы жалобы, возражения Поповой Т.Н., Середы И.А., Петренко Т.М., Алексеенко Л.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Попова Т.Н. приказом руководителя Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 30.03.2015 N ММВ-10-4/309@ за образцовое выполнение служебных обязанностей, безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах награждена Почетной грамотой ФНС России, имеет общий трудовой стаж 34 года, стаж работы в налоговых органах - с 01.03.1993.
Петренко Т.М. приказом руководителя Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.10.2014 N ММВ-10-4/1028@ за образцовое выполнение служебных обязанностей, безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах награждена Почетной грамотой ФНС России, имеет общий трудовой стаж 41 года, стаж работы в налоговых органах - с 02.07.1990.
Алексеенко Л.В. приказом руководителя Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.10.2014 N ММВ-10-4/1028@ за образцовое выполнение служебных обязанностей, безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах награждена Почетной грамотой ФНС России, имеет общий трудовой стаж 37 года, стаж работы в налоговых органах - с 14.10.1996.
Середа И.А. приказом руководителя Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.10.2014 N ММВ-10-4/1028@ награжден знаком отличия "Отличник ФНС России", имеет общий трудовой стаж 41 год, стаж работы в налоговых органах - с 01.03.1996.
Распоряжением Правительства Белгородской области от 14.09.2015 N 472-рп истцам отказано в присвоении звания "Ветеран труда".
Дело инициировано иском Поповой Т.Н., Середы И.А., Петренко Т.М., Алексеенко Л.В., которые просили признать за ними права на присвоение звания "Ветеран труда", также просили признать распоряжение Правительства Белгородской области от 14.09.2015 N 472-рп незаконным.
В ходе судебного разбирательства 10.12.2015 истцы отказались от требования об оспаривании распоряжения, в связи с чем, определением суда производства по делу в данной части прекращено.
Истцы в судебном заседании поддержали иск в части требования о признании за ними права на присвоение звания "Ветеран труда".
Представитель ответчика и третьего лица в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что Знак отличия "Отличник ФНС России" и Почетная грамота ФНС России не являются ведомственным знаком отличия в труде, поскольку не поименованы в Перечне наград и ведомственных знаков, утвержденном постановление Правительства Белгородской области" от 09.06.2006 N 81.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Признано право за Поповой Т.Н., Середой И.А., Петренко Т.М., Алексеенко Л.В. на присвоение звания "Ветеран труда".
В апелляционной жалобе Правительства Белгородской области, Управления социальной защиты населения Белгородской области содержится просьба об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности и принятии нового об отказе в иске.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основания для присвоения звания "Ветеран труда" установлены в ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", п. 1 которой предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах").
Согласно правовой позиция Конституционного Суда Российской Федерации такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (определения от 17.12.2009 N 1588-О-О, от 17.06.2010 N 763-О-О и от 21.04.2011 N 544-О-О).
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 2, 3 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного Постановлением Губернатора Белгородской области от 09.06.2006 N 81, звание "Ветеран труда" присваивается районным управлением социальной защиты населения следующим категориям граждан, обозначенным в ст. 7 Федерального закона "О ветеранах": лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (п. 2.1); лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п. 2.2).
Основанием для присвоения звания "Ветеран труда" для лиц, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, являются следующие документы:
- паспорт (или документ, удостоверяющий личность заявителя обратившегося и его место жительства на территории Белгородской области);
- удостоверение к орденам или медалям либо почетным званиям СССР, РСФСР или Российской Федерации, нагрудным и почетным знакам (значкам), почетным званиям; почетные грамоты и благодарности руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации;
- для граждан трудоспособного возраста - справки архивных учреждений и организаций, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин);
- для граждан, достигших пенсионного возраста, органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов запрашивают данную справку в районных управлениях Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) по Белгородской области;
- трудовую книжку или копию трудовой книжки, заверенную отделом кадров;
- граждане, получающие пенсию за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации (ФСИН, ФССП), Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ранее - КГБ СССР), Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы (ранее - Государственный таможенный комитет), Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, представляют в орган социальной защиты населения по месту жительства справку о стаже с наличием: выслуги лет в вышеперечисленных органах, трудового стажа (гражданского), общего трудового стажа.
Этим же постановлением утвержден Перечень наград и ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Между тем положения указанного постановления губернатора Белгородской области, определяя перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", ограничивают (сужают) по сравнению с Федеральным законом "О ветеранах" круг лиц, которым может быть присвоено такое звание, поскольку исключают значительный объем ведомственных знаков отличия в труде, решение о награждении которыми принималось федеральными службами, имевшими установленные законодательством полномочия принимать такие решения.
В соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать лишь порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", под которыми понимается организационный и правовой механизм реализации присвоения звания "Ветеран труда" лицам, категории которых определены непосредственно федеральным законодательством.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 1 ФЗ "О ветеранах" звание "Ветеран труда" присваивается с учетом продолжительного добросовестного труда. Однако понятие "продолжительный добросовестный труд" конкретизируется, в частности, в п. 2 ч. 1 ст. 7 этого Федерального закона, которым установлено, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются ветеранами труда.
Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, то есть получение награды за основную трудовую деятельность гражданина.
Положения Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержат нормативно-определенного понятия "ведомственный знак отличия в труде".
Однако, правовой смысл пп. 2 п. 1 ст. 7 вышеуказанного закона указывает на то, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего в соответствующий период законодательства органами и организациями, наделенными определенными полномочиями в установленном законом порядке.
Судом установлено, что истцы Попова Т.Н., Петренко Т.М., Алексеенко Л.В. награждены Почетной грамотой ФНС России, о чем свидетельствуют выписки из приказов ФНС России от 30.03.2015 N ММВ-10-4/309@ от 02.10.2014 N ММВ-10-4/1028@ сведения о поощрении, содержащиеся в трудовых книжках данных истиц.
Справками ИФНС по г. Белгороду подтверждается наличие необходимого трудового стажа: у Поповой Т.Н. по состоянию на 01.11.2015 35 лет, у Петренко Т.М. более 41 лет, у Алексеенко Л.В. более 37 лет.
Попова Т.Н., Петренко Т.М., Алексеенко Л.В. обратились с заявлениями на имя Губернатора Белгородской области о присвоении им звания "Ветеран труда".
Середа И.А. награжден знаком отличия "Отличник ФНС России", о чем свидетельствуют выписки из приказов ФНС России от 02.10.2014 N ММВ-10-4/1028@.Справкой ИФНС по г. Белгороду подтверждается наличие необходимого трудового стажа у Середы И.А. более 40 лет.
Середа И.А. обратился с заявлением на имя Губернатора Белгородской области о присвоении им звания "Ветеран труда".
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Распоряжением 14.09.2015 N 472-рп Правительства Белгородской области истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда".
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 506,Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград.
Как верно установилсуд первой инстанции, Почетная грамота Федеральной налоговой службы России является ведомственной наградой ФНС России, которой награждаются работники территориальных органов ФНСРоссии за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу (п. 1 Приложения N 1 Положения о Почетной грамоте Федеральной налоговой службы, утвержденной Приказом ФНСРФ от 31.10.2008 N ММ-3-4/536@ "О Почетной грамоте Федеральной налоговой службы и благодарности руководителя Федеральной налоговой службы").
Согласно Положению, утвержденному Приказом ФНС России от 07.06.2005 N САЭ-3-15/243@ "О ведомственных знаках отличия Федеральной налоговой службы" ведомственным знаком отличия Федеральной налоговой службы "Отличник ФНС России" награждаются работники центрального аппарата Федеральной налоговой службы, территориальных органов Федеральной налоговой службы и организаций, находящихся в ее ведении, за образцовое выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в производственной деятельности, безупречную и эффективную гражданскую службу, а также значительный личный вклад в работу коллектива и проработавшие в налоговых органах и указанных организациях не менее 5 лет.
Кроме того, согласно общероссийскому классификатору информации о населении ОК 018-2014, утвержденному Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст, к ведомственным наградам, установленным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации относятся знак отличия "Отличник ФНС России" (7492) и Почетная грамота Федеральной налоговой службы (7651).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что знак отличия "Отличник ФНС России" и Почетная грамота Федеральной налоговой службы России являются ведомственными знаками отличия в труде, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда".
Доводы автора жалобы аналогичны обстоятельствам, на которые он ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 10 декабря 2015 г. по делу по иску Поповой Т.Н., Середы И.А., Петренко Т.М., Алексеенко Л.В. к Правительству Белгородской области о призвании права на присвоение звания "Ветеран труда" оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Белгородской области, Управления социальной защиты населения Белгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.