Председательствовал: |
заместитель министра образования и науки Российской Федерации Калина И.И. |
Присутствовали: |
|
члены президиума: |
Никандров Н.Д., Антонова Л.Н., Бутко Е.Я., Левитская А.А., Матросов В.Л., Никитин Э.М., Положевец П.Г., Рубцов В.В., Реморенко И.М., Соловейчик А.С., Тетерина С.Л. |
от учреждений и организаций: |
Сидоренко С.В. (ученый секретарь Экспертной комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания государственных образовательных стандартов и учебной литературы для высшей и средней школы), Харисов Ф.Ф. (директор Федерального института развития образования - ФИРО), Гончаров С.А. (проректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена - РГПУ), Семенов А.Л. (ректор Московского института открытого образования - МИОО), Воронцов А.Б. (генеральный директор Открытого института "Развивающее образование" - ОИРО). |
1. Об утверждении федеральных перечней учебников для общего образования на 2008/2009 учебный год (приказ Минобрнауки России от 13 декабря 2007 г. N 349)
Слушали: Тетерину С.Л.
Выступили: Реморенко И.М., Никитин Э.М., Никандров Н.Д.
Президиум решил:
1.1. Принять к сведению информацию по формированию и утверждению федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год (приказ Минобрнауки России от 13 декабря 2007 г. N 349, зарегистрирован Минюстом России от 14 декабря 2007 г., регистрационный N 10705) и Информационную справку по федеральным перечням учебников на 2008/2009 учебный год.
1.2. Предложить председателю ФСУ сформировать консультативную группу при Федеральном совете по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации для предварительного рассмотрения и подготовки предложений для Минобрнауки России по вопросам учебного книгоиздания.
1.3. Поручить информационное сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам, экспертизы учебников и формирования федеральных перечней учебников Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
2. Об итогах экспертизы учебников в 2007 году
Слушали: |
Никандрова Н.Д., Сидоренко С.В., Никитина Э.М., Матросова В.Л., Семенова А.Л., Воронцова А.Б. |
Выступили: |
Калина И.И., Реморенко И.М., Тетерин С.Л., Матросов В.Л., Никитин Э.М., Никандров Н.Д. |
Президиум решил:
2.1. Принять к сведению информацию по экспертизе учебников в 2007 году в Российской академии образования (РАО), Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО), Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (РГПУ), Московском педагогическом государственном университете (МПГУ), Московском институте открытого образования (МИОО), Открытом институте "Развивающее образование" (ОИРО).
2.2. Обратить внимание руководителей экспертных организаций на соблюдение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения экспертизы учебников, на необходимость усиления требований к экспертизе учебников. Во избежание принятия экспертными организациями субъективных решений при направлении на доработку и повторном рассмотрении учебника в ходе экспертизы одного года, считать возможным ограничиться однократным рассмотрением учебника в экспертных организациях в рамках экспертизы текущего года.
3. О сроках и порядке экспертизы в 2008 году
Слушали: |
Тетерину С.Л. |
Выступили: |
Калина И.И., Никандров Н.Д., Никитин Э.М., Сидоренко С.В. |
Президиум решил:
3.1. Экспертным организациям обеспечить проведение экспертизы учебников в 2008 году в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 11 января 2007 г. N 4 "Об экспертизе учебников".
3.2. На основании Административного регламента по ежегодному утверждению на основе экспертизы федеральных перечней учебников (пункт 15), утвержденного приказом Минобрнауки России от 11 января 2007 г. N 5, и Положения о порядке проведения экспертизы учебников (пункт 5), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12 января 2007 г. N 4, учитывая итоги проведения экспертизы учебников в 2007 году, согласовать Список экспертных организаций Министерства образования и науки Российской Федерации для проведения экспертизы учебников.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "12 января 2007 г." имеется в виду "11 января 2007 г."
3.3. Установить, что в случае, если в Списке экспертных организаций представлено более одной экспертной организации, уполномоченной для проведения экспертизы учебников по конкретному учебному предмету, заказчик экспертизы выбирает экспертную организацию из Списка экспертных организаций Министерства образования и науки Российской Федерации для проведения экспертизы учебников самостоятельно, соблюдая преемственность экспертизы учебников данной предметной линии.
4. О предложениях по нормативно-правовому регулированию перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях
Слушали: |
Харисова Ф.Ф. |
Выступили: |
Калина И.И., Реморенко И.М., Никитин Э.М., Никандров Н.Д., Сидоренко С.В., Антонова Л.Н. |
Президиум решил:
4.1. В целом одобрить предложения Федерального института развития образования по нормативно-правовому регулированию перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях.
4.2. Федеральному институту развития образования доработать юридико-техническую терминологию представленных предложений с учетом замечаний, высказанных членами Президиума ФСУ.
Председатель Президиума ФСУ |
И.И. Калина |
Ученый секретарь Президиума ФСУ |
С.Л. Тетерина |
Согласован
Президиумом Федерального совета |
|
от 18 января 2008 г.
Список
экспертных организаций Минобрнауки России для проведения экспертизы учебников* на предмет соответствия содержания учебника современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения)
N п/п |
Экспертная организация |
Учебные предметы |
1 |
2 |
3 |
1. |
Российская академия наук |
Русский язык для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения (1-11-й классы); Русский язык (5-11-й классы); Литературное чтение для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения (1-4-й классы); Литература (5-11-й классы); Литература для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения (5-11-й классы); Иностранный язык (2-11-й классы); Математика (алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа) (5-11-й классы); Природоведение (Естествознание) (5-й и 6-й классы); Биология (6-11-й классы); Информатика и ИКТ (8-11-й классы); История (5-11-й классы); Обществознание (включая Экономику и Право) (6-11-й классы); География (6-11-й классы); Экология (10-й и 11-й классы); Физика (7-11-й классы); Химия (8-11-й классы); Естествознание (10-й и 11-й классы) |
2. |
Московский педагогический государственный университет |
Русский язык (1-4-й классы); Литературное чтение (1-4-й классы); Математика (1-4-й классы); Окружающий мир (человек, природа, общество) (1-4-й классы); Искусство (Музыка и ИЗО) (1-9-й классы); Искусство (МХК) (10-й и 11-й классы); Технология (1-11-й классы), Информатика и ИКТ (3-й и 4-й классы), Черчение; Физкультура (1-11-й классы); Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (1-11-й классы) |
3. |
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена |
Русский язык (1-4-й классы); Литературное чтение (1-4-й классы); Математика (1-4-й классы); Окружающий мир (человек, природа, общество) (1-4-й классы); Искусство (Музыка и ИЗО) (1-9-й классы); Искусство (МХК) (10-й и 11-й классы); Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (1-11-й классы) |
4. |
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования |
Русский язык (1-4-й классы); Литературное чтение (1-4-й классы); Математика (1-4-й классы); Окружающий мир (человек, природа, общество) (1-4-й классы); Искусство (Музыка и ИЗО) (1-9-й классы); Искусство (МХК) (10-й и 11-й классы); Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (1-11-й классы) |
5. |
Московский институт открытого образования |
Русский язык (1-4-й классы); Литературное чтение (1-4-й классы); Математика (1-4-й классы); Окружающий мир (человек, природа, общество) (1-4-й классы); Искусство (Музыка и ИЗО) (1-9-й классы); Искусство (МХК) (10-й и 11-й классы); Технология (1-11-й классы), Информатика и ИКТ (1-й и 4-й классы), Черчение |
6. |
НОУ "Открытый институт "Развивающее образование" |
Русский язык (1-4-й классы); Литературное чтение (1-4-й классы); Математика (1-4-й классы); Окружающий мир (человек, природа, общество) (1-4-й классы) |
7. |
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) |
Основы безопасности жизнедеятельности (5-11-й классы) |
8. |
Московский государственный университет культуры и искусств |
Искусство (Музыка и ИЗО) (1-9-й классы); Искусство (МХК) (10-11-й классы) |
9. |
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма |
Физкультура (1-11-й классы) |
_____________________________
* Список сформирован на основании Административного регламента по ежегодному утверждению на основе экспертизы федеральных перечней учебников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 11 января 2007 г. N 5 и Положения о порядке проведения экспертизы учебников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 11 января 2007 г. N 4.
Список
экспертных организаций Минобрнауки России для проведения экспертизы учебников на предмет соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (обязательному минимуму содержания общего образования), возрастным и психологическим особенностям обучающихся, а также принадлежности учебника к завершенной предметной линии
N п/п |
Экспертная организация |
Учебные предметы |
1 |
2 |
3 |
1. |
Российская академия образования |
Русский язык (1-11-й классы); Литературное чтение (1-4-й классы); Литература (5-11-й классы); Иностранный язык (2-11-й классы); Математика (математика, алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа (1-11-й классы); Окружающий мир (человек, природа, общество) (1-4-й классы); Природоведение (Естествознание) (5-й и 6-й классы); Биология (6-11-й классы); Искусство (Музыка и ИЗО) (1-9-й классы); Искусство (МХК) (10-й и 11-й классы); Технология (1-11-й классы), Черчение; Информатика и ИКТ (3-й, 4-й, 8-11-й классы); Физкультура (1-11-й классы), Черчение; История (5-11-й классы); Обществознание (включая Экономику и Право) (6-11-й классы); География (6-11-й классы); Физика (7-11-й классы); Химия (8-11-й классы); Естествознание (10-й и 11-й классы); Экология (10-й и 11-й классы); ОБЖ (5-11-й классы); Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (1-11-й классы) |
2. |
Московский институт открытого образования |
Русский язык для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения (1-11-й классы); Литературное чтение для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения (1-4-й классы); Литература для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения (5-11-й классы) |
3. |
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена |
Русский язык для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения (1-11-й классы); Литературное чтение для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения (1-4-й классы); Литература для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения (5-11-й классы) |
Председатель Президиума ФСУ |
И.И. Калина |
Ученый секретарь Президиума ФСУ |
С.Л. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Состоялось заседание президиума Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки РФ (ФСУ). На заседании были рассмотрены вопросы, касающиеся утверждения федеральных перечней учебников для общего образования на 2008/2009 учебный год; подведены итоги экспертизы учебников в 2007 году, а также определены сроки и порядок ее проведения в 2008 году.
Так, по результатам экспертизы учебников в 2007 году установлена необходимость усиления требований к экспертизе учебников. В 2008 году экспертиза будет проводиться в соответствии с порядком, установленным приказом Минобрнауки России от 11 января 2007 года N 4. Также одобрены предложения по специальному регулированию организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях.
Протокол заседания президиума Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки РФ (ФСУ) от 18 января 2008 г. N 6
Текст протокола опубликован в журнале "Администратор образования", 2008 г., N 6