Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.
судей Ильиных Е.А., Дышлового И.В.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Лесозаводского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N Лесозаводского городского округа", Департаменту образования и науки "адрес", Департаменту финансов "адрес" о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд учреждения, выделить денежные средства для укомплектования библиотечного фонда учреждения по апелляционной жалобе представителя Департамента финансов "адрес" на решение Лесозаводского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены: на Департамент финансов "адрес" возложена обязанность выделить денежные средства Департаменту образования и науки "адрес" для предоставления их МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N Лесозаводского городского округа" с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на Департамент образования и науки "адрес" возложена обязанность обеспечить МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N Лесозаводского городского округа" денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе в течение 1 месяца со дня их выделения Департаментом финансов "адрес"; на МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N Лесозаводского городского округа" возложена обязанность обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками и иными учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных, рекомендованных и обязательных учебников в течение 1 месяца со дня перечисления денежных средств не его счет.
Заслушав доклад судьи Ильиных Е.А., прокурора Познер И.А., судебная коллегия
установила:
заместитель Лесозаводского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N Лесозаводского городского округа", Департаменту образования и науки "адрес", Департаменту финансов "адрес" о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд учреждения, выделить денежные средства для укомплектования библиотечного фонда учреждения. В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в части обеспечения учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N Лесозаводского городского округа" учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. В ходе проверки установлен факт несоответствия количества учебников, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения количеству, требуемому для проведения качественного процесса обучения. Недостающее количество учебников МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N Лесозаводского городского округа" составляет 351 единицу, что не соответствует образовательным стандартам и требованиям к образовательному процессу. Неполная укомплектованность библиотечного фонда образовательного учреждения нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, снижает качество подготовки учащихся. Прокурор просил обязать МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N Лесозаводского городского округа" обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками и иными учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных, рекомендованных и обязательных учебников в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Департамент финансов "адрес" выделить денежные средства Департаменту образования и науки "адрес" для предоставления их МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N Лесозаводского городского округа" с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Департамент образования и науки "адрес" обеспечить МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N Лесозаводского городского округа" денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МКУ "Управление образования Лесозаводского городского округа".
В судебном заседании помощник Лесозаводского межрайонного прокурора Харченко Ю.Ю. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N Лесозаводского городского округа" Аула А.С. в судебном заседании с требованиями не согласился, указав, что в указанный в исковом заявлении срок не представляется возможным исполнить решение суда.
Представитель третьего лица МКУ "Управление образования Лесозаводского городского округа" Лазарев А.В. в судебном заседании пояснил, что на учебные цели была выделена определенная сумма, которая включает в себя заработную плату, приобретение учебников, пособий, школьных досок. Данную сумму запросила школа исходя из необходимости.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Департамента финансов "адрес" и Департамента образования и науки "адрес", извещенных о дате и времени слушания надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласился Департамент финансов "адрес", в апелляционной жалобе представитель просит решение суда в части возложения на Департамент обязанности финансирования отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Лесозаводской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в части обеспечения учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N Лесозаводского городского округа" учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы.
В ходе проверки установлен факт несоответствия количества учебников, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения количеству, требуемому для проведения качественного процесса обучения. В частности, установлено, что обеспеченность учеников с 1 по 11 классы образовательного учреждения составляет 90,9%, недостающее количество учебников МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N Лесозаводского городского округа" составляет 351 единицу, что не соответствует образовательным стандартам и требованиям к образовательному процессу
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В целях обеспечения реализации образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, формируются библиотеки, в том числе, цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам (статья 18 закона об образовании).
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 закона об образовании к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 28 закона об образовании в компетенцию образовательной организации входит определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.
При этом, положениями статьи 35 указанного закона предусмотрено бесплатное предоставление обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, на время получения образования учебников и учебных пособий, а также учебно-методических материалов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 закона об образовании обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ (подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3).
В силу статьи 4 Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N-КЗ "Об образовании в "адрес"" к органам государственной власти "адрес", осуществляющим государственное управление в сфере образования, относится "адрес" и уполномоченный орган исполнительной власти "адрес" в сфере образования.
Органом исполнительной власти "адрес", осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования и науки на территории "адрес", является Департамент образования и науки "адрес" (пункт 1 Постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-па "Об утверждении Положения о департаменте образования и науки "адрес"").
В соответствии с пунктом 8.17 Положения о Департаменте образования и науки "адрес", Департамент образования и науки "адрес" наделен полномочиями по обеспечению муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций в "адрес" учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.
Согласно пункту 8.42 Положения Департамент образования и науки "адрес" осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Установив факт неполной обеспеченности учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N Лесозаводского городского округа" бесплатной учебной литературой, суд обоснованно, исходя из приведенных выше положений закона возложил на общеобразовательное учреждение обязанность укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, а на Департамент образования и науки "адрес" - обязанность по обеспечению учебного учреждения денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности.
Как следует из пункта 1 Положения о Департаменте финансов "адрес", утвержденного Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-па, Департамент финансов "адрес" является органом исполнительной власти "адрес", осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами "адрес".
В соответствии с п. 7.2 названного Положения Департамент финансов "адрес" осуществляет, в том числе, планирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке; функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета в соответствии с законодательством "адрес".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно возложил на Департамент финансов "адрес" обязанность по выделению денежных средств Департаменту образования и науки "адрес" для предоставления их общеобразовательному учреждению. В данной связи доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент финансов "адрес" является ненадлежащим ответчиком, не влекут отмену решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что размер выделяемых средств субвенций является достаточным и образовательная организация способна обеспечить полную укомплектованность своего библиотечного фонда за счет средств субвенций, на правильность выводов суда не влияет.
При разрешении спора по существу установлен и подтвержден факт неполной укомплектованности школы бесплатной учебной литературой, тогда как действующим федеральным законодательством предусмотрено право обучающихся на бесплатное обеспечение учебной литературой (учебниками и учебными пособиями), учебно-методическими материалами.
Как следует из положений действующего законодательства субъекта РФ, Департамент финансов "адрес" как орган исполнительный власти "адрес", взаимодействуя с другими органами исполнительной власти, осуществляет в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами "адрес".
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Департамент финансов "адрес" исполнил обязанность по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования, опровергается исследованными материалами дела.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Лесозаводского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.