Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Т.,
с участием представителя административного ответчика федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" М.,
в отсутствие административного истца К.А.Н., заинтересованных лиц на стороне административного истца К.С.А. и К.Е.А., представителей административных соответчиков правительства Архангельской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, представителей заинтересованных лиц на стороне административных соответчиков федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", администрации муниципального образования "Устьянский муниципальный район", администрации муниципального образования "Октябрьское",
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление К.А.Н. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
К.А.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и правительству Архангельской области, в котором просил признать недостоверными содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обязанность обеспечить определение, а на правительство Архангельской области - утвердить кадастровую стоимость указанного земельного участка по состоянию на 5 июня 2012 г., исходя из группы видов разрешенного использования - для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе, индивидуальной жилой застройки.
В обоснование административного иска указал, что является участником долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", на котором расположен индивидуальный одноэтажный жилой дом. В целях определения налоговой базы по земельному налогу применяется величина кадастровой стоимости данного участка в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. Полагает, что в ходе выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Архангельской области оценщиком использованы недостоверные сведения о виде разрешенного использования этого земельного участка (для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки), что привело к необоснованному завышению величины его кадастровой стоимости. Полагая, что установление кадастровой стоимости на основании недостоверных сведений об объекте оценки нарушает его права как налогоплательщика, ссылаясь на положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Определениями суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФГУП "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в качестве заинтересованных лиц на стороне административного истца - К.С.А. и К.Е.А., заинтересованных лиц на стороне административных соответчиков - администрация муниципального образования "Устьянский муниципальный район", администрация муниципального образования "Октябрьское".
В судебном заседании представитель административного ответчика ФГУП "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" М. пояснила, что кадастровая стоимость указанного в иске земельного участка определена в ходе государственной кадастровой оценки, результаты которой утверждены постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп. Отнесение земельных участков к той или иной группе видов разрешенного использования осуществляется по усмотрению оценщика, составившего отчет. В том случае, если оценщиком допущена ошибка при подготовке отчета, которая воспроизведена в акте об утверждении результатов государсвтенной кадастровой оценки, это свидетельствует о наличии кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Административный истец К.А.Н., заинтересованные лица на стороне административного истца К.С.А. и К.Е.А., административные соответчики правительство Архангельской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, заинтересованные лица на стороне административных соответчиков ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", администрация муниципального образования "Устьянский муниципальный район" и администрация муниципального образования "Октябрьское", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. По определению суда дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав представителя административного ответчика ФГУП "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" М., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На территории муниципального образования "Октябрьское" Устьянского района Архангельской области земельный налог введен решением Совета депутатов муниципального образования " "данные изъяты"" от 30.10.2014 N "Об установлении земельного налога" (с последующими изменениями и дополнениями).
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
15 августа 2012 г. между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" заключен государственный контракт N на выполнение работ по теме "Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель".
Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, включающие результаты определения по состоянию на 5 июня 2012 г. кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 13 постановления от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
При этом, исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Пункт 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определяет кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости как воспроизведенную в государственном кадастре недвижимости ошибку в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В силу пунктов 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и о разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.В тоже время, согласно пункту 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Как следует из представленных материалов, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", принадлежит на праве общей долевой собственности К.А.Н., К.Е.А. и К.С.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24 марта 2016 г., копией свидетельства о праве на наследство по закону от 24 июня 2014 г.
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки муниципального образования " "данные изъяты"", утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования " "данные изъяты"" от 15 июля 2014 г. N, указанный земельный участок находится в территориальной зоне индивидуальной (усадебной) застройки; к основным видам использования расположенных в данной территориальной зоне земельных участков относятся малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство).
На земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном по адресу: "адрес", в 2008 г. возведен одноэтажный индивидуальный жилой дом, находящийся в собственности семьи К.
Сведения о виде разрешенного использования указанного земельного участка - для эксплуатации и обслуживания жилого дома - в государственный кадастр недвижимости внесены в точном соответствии с постановлением главы муниципального образования " "данные изъяты"" от 19 февраля 2008 г. N. Именно эти сведения были направлены оценщику во исполнение государственного контракта N на выполнение работ по теме "Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель".
В соответствии с пунктами 4 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.
Пункт 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее по тексту - Методические указания), определяет кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе 17 групп видов разрешенного использования, в том числе: для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (подпункт 1.2.1 Методических указаний); для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (подпункт 1.2.2 Методических указаний).
Как следует из отзыва на административное исковое заявление, направленного в адрес суда ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", из полученных оценщиком сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не представлялось возможным установить, жилой дом какой этажности возведен на этом участке, в связи с чем решение об отнесении его к группе видов разрешенного использования, указанной в подпункте 1.2.1 Методических указаний, принято по усмотрению оценщика; при этом дополнительные сведения не запрашивались. Кадастровая стоимость этого земельного участка в случае отнесения его к группе видов разрешенного использования, указанной в подпункте 1.2.2 Методических указаний, составит "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что указанный в административном иске земельный участок расположен в зоне малоэтажной (усадебной) застройки и фактически используется для эксплуатации и обслуживания индивидуального одноэтажного жилого дома, суд приходит к выводу о том, что для целей государственной кадастровой оценки этот земельный участок следовало отнести к группе видов разрешенного использования, предусмотренной подпунктом 1.2.2 Методических указаний - земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.
Таким образом, неполнота содержащихся в правоустанавливающих документах и воспроизведенных в Государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка, сособственником которого является административный истец, привела к искажению результатов государственной кадастровой оценки этого объекта.
Изложенное свидетельствует о наличии в сведениях об указанном земельном участке, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, кадастровой ошибки в величине его кадастровой стоимости.
Разрешая административное исковое заявление по существу, суд исходит из того, что требования административного истца фактически направлены на исправление указанной кадастровой ошибки способом, который К.А.Н. полагает правомерным.
Вместе с тем, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке, в частности, посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе, об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.
В силу положений части 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка исправляется органом, осуществляющим кадастровый учет, в том числе, на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
С учетом изложенного, принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дела, в частности, выявления кадастровой ошибки, заключающейся в неверном определении в отчете от 23 октября 2012 г. N об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Архангельской области и постановлении правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп величины кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в связи с ошибочным отнесением оценщиком этого объекта оценки к группе видов разрешенного использования, указанной в подпункте 1.2.1 Методических указаний, суд возлагает на уполномоченный орган - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - обязанность по ее исправлению; в удовлетворении остальной части требований К.А.Н. надлежит отказать.
Принимая во внимание, что обстоятельства, позволяющие отнести земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" к группе видов разрешенного использования, указанной в подпункте 1.2.2 Методических указаний, существовали на дату проведения работ по государственной кадастровой оценке и могли быть установлены путем запроса дополнительных сведений, суд полагает возможным указать на то, что измененная кадастровая стоимость этого объекта недвижимости подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, а для целей налогообложения - также с учетом требований налогового законодательства.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в первом абзаце пункта 17 постановления 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", о том, кто является надлежащим ответчиком по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, суд не находит оснований для удовлетворения требования административного иска К.А.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление К.А.Н. подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление К.А.Н. удовлетворить частично.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу исправить кадастровую ошибку, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на дату кадастровой оценки (5 июня 2012 г.), исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 2 группе видов разрешенного использования земель (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе, индивидуальной жилой застройки), в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Датой подачи К.А.Н. административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать 17 февраля 2016 г.
В удовлетворении остальной части требований К.А.Н., а также в удовлетворении иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу отказать.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба через Архангельский областной суд в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 13 апреля 2016 г.
Судья Н.В. Лобанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.