Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Овчаренко О.А.,
судей Емельянова А.Ф., Кандаковой Л.Ю.,
при секретаре Ивлевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Овчаренко О.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Соломатина В. Г.
на решение Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 09 февраля 2016 года по административному исковому заявлению Соломатина В. Г. к Управлению социальной защиты населения Кузнецкого района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка об оспаривании отказа в передаче документов для присвоения звания "Ветеран труда" и признании права на присвоение звания "Ветеран труда",
УСТАНОВИЛА:
Соломатин В.Г. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Кузнецкого района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка, в котором просил признать незаконным отказ административного ответчика от 14.12.2015 N в передаче документов для присвоения ему звания "Ветеран труда"; признать за ним право на присвоение звания "Ветеран труда с даты подачи заявления о присвоение звания "Ветеран труда" в Управление социальной защиты населения Кузнецкого района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка, а именно с 10.12.2015.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что он 10.12.2015 обратился в УСЗН Кузнецкого района с Заявлением по вопросу присвоения ему звания "Ветеран труда" в связи с наградой его нагрудным знаком "Отличник Советской Армии", полученным в период службы в рядах Советской Армии в период с 1984 по 1986 г.
Заявление принято 10.12.2015, о чем сделана отметка N.
Сообщением от 14.12.2015 N Управление социальной защиты населения Кузнецкого района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка отказало ему в принятии документов для присвоения звания "Ветеран груда". Свой отказ ответчик мотивирует тем, что указанный нагрудный знак "Отличник СА" не дает права на присвоение звания "Ветеран труда".
С отказом не согласен, считает его незаконным. Полагает, что он имеет право на присвоение ему звания "Ветеран труда".
В 1985 года в период прохождения службы в рядах Советской Армии на основании приказа командира в/ч пп N N от 28.11.85 он был награжден нагрудным знаком "Отличник СА".
На момент вступления в силу Закона о ветеранах он уже имел право на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку Закон в ветеранах в ранней редакции относил к ветеранам труда всех лиц, награжденных знаками отличия в труде (при наличии определенного стажа).
Отказ в передаче документов для дальнейшего рассмотрения и присвоения ему звания "Ветеран труда" ставит его в неравное положение с другими гражданами, получившими аналогичные знаки отличия в труде, т.е. соответствующие нагрудные знаки и которым впоследствии было присвоено звание "Ветеран труда", до внесения изменений в Закон "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.2005 года Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
В соответствии с Положением о порядке присвоения звания "Ветеран труда", утв. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2006 года N 177, после принятия заявления и принятия (поступления) всех необходимых документов уполномоченный орган местного самоуправления не позднее 10 рабочих дней с даты обращения гражданина направляет в департамент список граждан и личные дела граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", для дальнейшего рассмотрения.
Решением Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 09 февраля 2016 года постановлено:
Соломатину В. Г. в удовлетворении требований к Управлению социальной защиты населения Кузнецкого района Комитета социальной защиты Администрации г.Новокузнецка о признании незаконным отказа Управления социальной защиты населения Кузнецкого района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка от 14.12.2015 N в передаче документов для присвоения Соломатину В. Г. звания "Ветеран труда", о признании за ним права на присвоение звания "Ветеран тоуда с даты подачи заявления о присвоение звания "Ветеран труда" в Управление социальной защиты населения Кузнецкого района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка, а именно с 10.12.2015 -отказать.
В апелляционной жалобе Соломатин В.Г. просит отменить решение как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, принять новое решение об удовлетворении его требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем Комитета социальной защиты администрации г. Новокузнецка Кашперской Ю.В. поданы возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подпункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые гарантии социальной поддержки ветеранов труда предусмотрены статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которой меры поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки такой категории граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 приведенного Федерального закона).
Из анализа указанных норм федерального законодательства следует, что законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на их территории, объем и содержание оказываемых мер социальной поддержки с учетом возможностей бюджета субъекта.
Статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из цели издания указанного Федерального закона и отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в его Определениях от 17 декабря 2009 года N 1588-О-О и от 17 июня 2010 года N 763-О-О, приведенное правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством для обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки и не должно нарушать их конституционные права.
В порядке реализации указанного полномочия Коллегией администрации Кемеровской области принято постановление от 06 сентября 2006 года N177 "Об утверждении Положения о порядке присвоения звания "Ветеран труда", Положения об удостоверении "Ветеран труда" и Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений "Ветеран труда".
Согласно п.п. 1.3 п.1 указанного Положения звание "Ветеран труда" присваивается: а) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
К ведомственным знакам отличия в труде относятся нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты и иные виды наград, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, советов министров СССР и РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. Также к ведомственным знакам отличия в труде относятся ведомственные знаки отличия в труде Министерства обороны СССР, Министерства обороны Российской Федерации, удостоверения к которым подписаны руководством этих министерств, а также командованием родов войск, военных, округов и флотов Вооруженных Сил СССР или Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Соломатин В.Г. в период с 1984 по 1986 годы проходил службу в рядах Советской Армии (л.д. 7).
Приказом начальника воинской части пп N N от 28.11.1985 Соломатин В.Г. награжден значком "Отличник СА", что подтверждается записью в военном билете (л.д. 7).
10.12.2015 года Соломатин В.Г. обратился в УСЗН Кузнецкого района с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда" (л.д. 12).
Сообщением от 14.12.2015 N Управление социальной защиты населения Кузнецкого района Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка отказало ему в принятии документов для присвоения звания "Ветеран груда" по причине отсутствия основания на присвоение звания "Ветеран труда" (л.д. 8).
В соответствии с п. 7 Приказа Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 года N 67 "Об учреждении нагрудных знаков "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил" о награждении солдат, матросов, сержантов и старшин нагрудными знаками объявляется приказом командира, начальника, имеющего право награждать, с внесением награды в служебную книжку военнослужащего, а при увольнении в запас - в военный билет.
В соответствии с п. 2 Положения о нагрудных знаках "Отличник Военно-Воздушных Сил", утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 года N 67, нагрудными знаками награждаются: - солдаты и матросы, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение учебного года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию закрепленного за ними оружия, боевой техники и имущества;
- сержанты и старшины, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, умеющие хорошо организовать и методически правильно проводить обучение подчиненных, добившиеся высоких показателей в боевой и политической подготовке и укреплении воинской дисциплины своих подразделений и обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию оружия, боевой техники и имущества, закрепленного за подчиненными им подразделениями.
Право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы (пункт 5 Положения от 17 апреля 1957 г. N 67).
В соответствии с Положением о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 января 2008 года N 30 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации" ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны Российской Федерации и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых, указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.
В соответствии с п. 4 указанного Положения награждение ведомственными знаками отличия производится приказами Министра обороны Российской Федерации, если иное не предусмотрено положениями о соответствующих ведомственных знаках отличия.
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия полагает, что выводы суда о том, что нагрудным знаком "Отличник Советской Армии" награждались солдаты, сержанты, старшины, отличившиеся безупречной воинской дисциплиной, за образцовое несение службы и не в рамках осуществления трудовой деятельности, следовательно, данный нагрудный знак, награждение которым производилось не приказом Министра обороны, не может быть отнесен к числу ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", являются правильными.
В данном случае юридически значимым обстоятельством является то, что лицо, претендующее на звание "Ветеран труда" должно быть награждено ведомственным знаком отличия органа государственной власти за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, а при награждении истца знаком "Отличник Советской Армии" таких обстоятельств не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку полномочия, связанные с награждением лиц командного и рядового состава, Министр обороны СССР делегировал, как указано в Положении от 17.04.1957 N 67, нижестоящим должностным лицам, именно такое лицо издало приказ о награждении истца, а период прохождения срочной службы по призыву засчитывается в трудовой стаж, следовательно, истец награжден ведомственной наградой уполномоченным на то органом, основан на неверном толковании данного Положения и иных вышеуказанных норм материального права.
Как указано выше, нагрудный знак "Отличник Советской Армии" для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин за отличные успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину, а не за отличия в труде, следовательно, этот знак не может быть отнесен к числу ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Таким образом, судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы истца об отнесении имеющейся у него награды к ведомственной, со ссылкой на вышеприведенные положения действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенные нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности отказа Управления социальной защиты населения Кузнецкого района Комитета социальной защиты администрации г. Новокузнецка в принятии документов для присвоения звания "Ветеран груда" по причине отсутствия основания на присвоение звания "Ветеран труда", законных оснований для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда" не имеется, в связи с чем правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, иному толкованию законодательства.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 09 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Соломатина В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Овчаренко О.А.
Судьи: Емельянов А.Ф.
Кандакова Л.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.