Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе: председательствующего - Бобряшовой Л.П., судей - Тарасовой Н.В. и Ребровой И.В., при секретаре - Наумовой А.А., с участием истца - К.Н.М., третьего лица - К.А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 апреля 2016 года по докладу судьи Ребровой И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе К.Н.М. на решение Солецкого районного суда Новгородской области от 29 января 2016 года, принятое по иску К.Н.М. к Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области о признании малоимущим, обязании принять на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставить ему и членам его семьи жилое помещение по договору социального найма вне очереди,
установила:
К.Н.М. обратился в суд с иском к Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма вне очереди, а также о признании малоимущим с учётом права на получение жилого помещения вне очереди. В обоснование заявленных требований К.Н.М. указал, что является инвалидом первой группы бессрочно, проживает в неблагоустроенной квартире. В 2015 года он дважды обращался в Администрацию Солецкого муниципального района с заявлением о постановке на учёт как нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, однако в постановке на учёт ему было отказано, так как 10 января 2013 года им и его братом была совершена сделка по отчуждению жилого помещения, расположенного по адресу: " ... ". На вырученные деньги 11 января 2013 года был приобретен дом N 15 " ... ", который в 2015 году был признан непригодным для проживания. Кроме того, в настоящее время изменилось его семейное положение, поскольку он женился. На иждивении его жены находится несовершеннолетний ребёнок, и они с женой ждут рождения второго ребёнка. Полагает, что отказ Администрации в постановке его на учёт как нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди является необоснованным, так как обязанность обеспечения жильём инвалидов по договорам социального найма осуществляется за счёт средств федерального бюджета.
Решением Солецкого районного суда Новгородской области от 29 января 2016 года в удовлетворении исковых требований К.Н.М. к Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области о признании малоимущим, обязании принять на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставить ему и членам его семьи жилое помещение по договору социального найма вне очереди отказано.
В апелляционной жалобе истец К.Н.М., ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Солецкого муниципального района просит решение суда как законное и обоснованное оставить без изменения, а жалобу К.Н.М. без удовлетворения.
Изучив материалы дела, возражения ответчика Администрации Солецкого муниципального района, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Действующим законодательством, в частности положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям.
Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
На основании статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.
Граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет после их совершения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что истец К.Н.М. являлся собственником 1/2 доли в праве на жилой дом и земельный участок по адресу: " ... " согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним от 24.12.2015 года право собственности на данные объекты недвижимости прекращено 10 января 2013 года.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 53 АБ N 154288 от 11 января 2013 года К.Н.М. является собственником жилого дома общей площадью 61,4 кв.м, расположенного по адресу: " ... ", кадастровый номер " ... " (доля в праве 1/2 ).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 53 АБ N 154286 от 11 января 2013 года К.Н.М. является собственником земельного участка, общей площадью 1288 кв.м, расположенного по адресу: " ... ", кадастровый номер " ... " (доля в праве 1/2 ).
Согласно справке N 560, а также выписке из домовой книги N 561, выданных отделом ГОАУ "МФЦ" по Солецкому району, К.Н.М. зарегистрирован по адресу: " ... "; совместно с ним зарегистрирован и проживает К.Д.В.
Кроме того, установлено, что согласно справке серии МСЭ-2013 N0020049 от 14 января 20013 года К.Н.М. признан инвалидом первой группы бессрочно в связи с травмой позвоночника.
07 июля 2015 года между К.Н.М. и З.А.О. (после заключения брака К.) А.А. зарегистрирован брак.
К.А.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Великий Новгород, " ... " 31 декабря 2002 года, З.А.О. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Великий Новгород, " ... " 23 мая 2001 года.
01 октября 2015 года К.Н.М. обратился в Администрацию Солецкого муниципального района с заявлением, в котором просил поставить его и членов его семьи в количестве 3 человек (он, жена К.А.А., сын жены З.А.О.) на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Постановлением Администрации Солецкого муниципального района от 23 октября 2015 года N 1467 К.Н.М. отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с ухудшением К.Н.М. своих жилищных условий.
В материалах дела имеется акт обследования помещения и заключение межведомственной комиссии от 12 марта 2015 года из которых усматривается, что в связи с физическим износом жилого помещения в процессе эксплуатации жилое помещение по адресу: " ... " признано непригодным для постоянного проживания. Межведомственной комиссией рекомендовано предпринять необходимые меры для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что у ответчика были все основания для отказа К.Н.М. в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку приобретённый 11 января 2013 года жилой " ... " в " ... " спустя всего два года после совершения сделки признан непригодным для проживания, а следовательно истец ухудшил свои жилищные условия.
Кроме того, правомерным является вывод суда, что учитывая требования ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, К.А.А. и З.А.О. не могут быть поставлены на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении в " ... ". Оснований для принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении К.А.А. и З.А.О. не по месту своего жительства не имеется.
Судебная коллегия считает данные выводы суда обоснованными, постановленными при правильной оценке представленных по делу доказательств, и оснований для иной их оценки у коллегии не имеется.
Ссылку апелляционной жалобы о невозможности проживания в " ... " в " ... " судебная коллегия признает несостоятельной.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно пунктам 7, 42 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В представленном истцом акте межведомственной комиссии от 12 марта 2015 года о признании дома непригодным для постоянного проживания указаны меры, которые необходимо принять для создания нормальных условий постоянного проживания в указанном доме: устранить все выявленные недостатки и нарушения - усилить и отремонтировать фундаменты, заменить облицовку наружных стен, отштукатурить наружные стены, отремонтировать кровлю, заменить чердачное перекрытие, отремонтировать подвальное перекрытие, отремонтировать печи, заменить оконные и дверные блоки, заменить электропроводку, выполнить косметический ремонт всех помещений. Следовательно, как верно указал суд первой инстанции вывод о том, что жилое помещение не подлежит ни ремонту, ни реконструкции, заключение не содержит.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии со ст. 17 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, и Федеральный закон, действующие на момент обращения К.Н.М. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то право К.Н.М. на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания истца нуждающимся в жилом помещении и малоимущим.
Между тем, К.Н.М. малоимущим в установленном законом порядке не признан.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции. Данным доводам в решении дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в решении подробно и убедительно мотивированы со ссылкой на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия с указанными выводами и мотивами, приведенными в решении, соглашается. Нарушений или неправильного применения норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, суд не допустил.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, а также на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Солецкого районного суда Новгородской области от 29 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.П. Бобряшова
Судьи Н.В. Тарасова
И.В. Реброва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.