Президиум Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Самылиной И.Н.,
членов президиума - Есаковой С.В., Жуковой Н.А., Петровой Е.В., Полякова С.Н.,
при секретаре - Быстровой Е.С.,
с участием представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) Варфоломеевой О.В., Иванова В.С.
рассмотрев истребованное по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) гражданское дело по иску Иванова В.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Новгородского областного суда Васильевой И.Ю.,
установил:
Иванов В.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) (далее по тексту - Управление) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсионного обеспечения, обязании зачесть в специальный стаж спорный период и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты возникновения права на пенсию. В обоснование заявленных требований указывал, что 27 апреля 2015 года обратился в Управление с заявлением и всеми необходимыми документами о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2014 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления от 21 мая 2015 года N580 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано в виду отсутствия требуемого специального стажа, при этом из стажа был исключен период работы с 17 марта 1981 года по 1 августа 1983 года в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций в Строительно-монтажном управлении "Севтепломонтаж" на территории ЭССР, в связи с тем, что работа за границей не может быть засчитана в специальный стаж.
Решением Боровичского районного суда Новгородской области от 6 августа 2015 года исковые требования Иванова В.С. удовлетворены и постановлено:
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) включить Иванову В.С. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы с 17 марта 1981 года по 1 августа 1983 года в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций в Строительно-монтажном управлении "Севтепломонтаж" и назначить ему досрочную пенсию по старости с 27 апреля 2015 года;
взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) в пользу Иванова В.С. судебные расходы в сумме 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 28 октября 2015 года решение Боровичского районного суда Новгородской области от 6 августа 2015 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Управления - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Новгородский областной суд 13 января 2016 года, Управление, ссылаясь на существенное нарушение судами норм права, просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска Иванова В.С.
Запросом судьи Новгородского областного суда от 20 января 2016 года гражданское дело истребовано в областной суд.
Из сообщения Боровичского районного суда Новгородской области, поступившего в областной суд 28 января 2016 года, следует, что истребуемое гражданское дело направлено в областной суд с частной жалобой Управления на определение Боровичского районного суда Новгородской области от 10 декабря 2015 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения.
Запросом судьи областного суда от 15 февраля 2016 года гражданское дело истребовано из апелляционной инстанции областного суда. Согласно сообщению от 16 февраля 2016 года гражданское дело 15 февраля 2016 года было возвращено в Боровичский районный суд Новгородской области.
Запросом судьи Новгородского областного суда гражданское дело истребовано из Боровичского районного суда Новгородской области в областной суд (поступило - 19 февраля 2016 года).
Определением судьи Новгородского областного суда от 4 марта 2016 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) Варфоломееву О.В., поддержавшую кассационную жалобу по изложенным в ней мотивам, Иванова В.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, полагавшего судебные постановления не подлежащими отмене, президиум считает, что принятые по делу судебные постановления подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Согласно части 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Судом установлено, что 27 апреля 2015 года Иванов В.С. обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон N400-ФЗ).
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления от 21 мая 2015 года N580 Иванову В.С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. При этом в специальный стаж не включен период работы с 17 марта 1981 года по 1 августа 1983 года в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций в Строительно-монтажном управлении "Севтепломонтаж" на территории Эстонской Республики.
Согласно сведениям трудовой книжки Иванов В.С. в период с 17 марта 1981 года по 1 августа 1983 года работал в Строительно-монтажном управлении "Севтепломонтаж" (г.Нарва Эстонская ССР) в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований о включении Иванову В.С. в специальный трудовой стаж вышеуказанного периода работы, суд первой инстанции, принимая во внимание, что работа Иванова В.С. в вышеуказанной должности соответствует Спискам N2, дающим право на льготное пенсионное обеспечение, сославшись на положения Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и положения Договора заключенного между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года, исходил из того, что трудовая деятельность осуществлялась Ивановым В.С. на территории бывшего СССР и в соответствии с действующим законодательством и международными правовыми актами он имеет право на пенсионное обеспечение по старости наравне с другими гражданами Российской Федерации.
Удовлетворяя требования в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции, учитывая, что включение указанного периода работы составляет необходимую продолжительность специального стажа, дающего истцу право на снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", обязал Управление назначить Иванову В.С. трудовую пенсию по старости с 27 апреля 2015 года - даты его обращения в Управление с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Вместе с тем согласиться с приведенными выводами судов нельзя, они основаны на неправильном толковании и применении положений Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года, заключенного между Российской Федерацией и Эстонской Республикой.
Согласно положениям части 1 статьи 1 Федерального закона N400-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2015 года, настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В силу части 2 и 3 статьи 2 Федерального закона N400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 года N1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 года.
Согласно статье 2 Договора он распространяется на отношения, относящиеся: в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию.
Статьей 3 указанного Договора предусмотрено, что он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).
Согласно пункту 3 статьи 5 Договора, если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
Пунктом 1 статьи 6 Договора установлено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Таким образом, названный Международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своего законодательства.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
6 октября 2011 года между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года (далее - Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5).
При рассмотрении дела судом не было установлено, признает ли Эстонская Республика право Иванова В.С. на назначение и выплату льготной пенсии за счет средств Эстонской Республики за страховой стаж, приобретенный на ее территории. Вместе с тем указанное обстоятельство является юридически значимым для правильного разрешения спора.
Учитывая изложенное, президиум считает, что решение Боровичского районного суда Новгородской области от 6 августа 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 28 октября 2015 года нельзя признать законными и обоснованными, так как они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, они подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Новгородского областного суда
постановил:
Решение Боровичского районного суда Новгородской области от 6 августа 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 28 октября 2015 года по делу по иску Иванова В.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости отменить, дело направить на новое рассмотрение в Боровичский районный суд Новгородской области.
Председательствующий И.Н. Самылина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.