Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гантимурова И.А.,
судей Блошенко М.В., Станковой Е.А.,
при секретаре Перемышлиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Акционерному обществу "Славянка" о понуждении к исполнению требований предписаний
по частной жалобе истца Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на определение Волжского городского суда Волгоградской области от 28 января 2016 г., которым постановлено:
"Производство по делу по иску Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к АО "Славянка" о понуждении к исполнению требований предписаний - прекратить".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гантимурова И.А., выслушав представителя истца Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области - по доверенности Садкова Е.В., поддержавшего доводы частной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с иском к Акционерному обществу "Славянка" (далее - АО "Славянка"), в котором просила обязать АО "Славянка" в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу произвести устранение нарушений в полном объеме, а именно:
в многоквартирном доме N " ... " (ДОС N " ... ") в "адрес" произвести мероприятия по замене поврежденного, коррозированного (аварийного) участка (стояка) трубопровода системы канализации. Устранить причины на поверхности трубопровода системы канализации образования подтеков, обеспечить герметизацию (стояка) трубопровода системы канализации, расположенного в квартире N " ... ";
на придомовой территории выполнить работы по устранению мест отслоения и разрушения окрасочного слоя деревянных скамеек (лавочек), установленных на придомовой территории указанного многоквартирного дома.
В обоснование иска указала, что АО "Славянка" осуществляет управление многоквартирным домом N " ... " (ДОС N " ... "). В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией была проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "Славянка" по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N " ... " (ДОС N " ... ") и его придомовой территории в "адрес".
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " по вышеуказанному адресу было установлено: в ходе проверки технического состояния внутридомовой системы трубопровода (стояка) канализации, расположенной в квартире N " ... ", выявлено, что в санитарном узле (туалет) на поверхности стояка (трубопровода) канализации, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, нарушена герметичность, а именно, имеются следы (подтеков), места активной коррозии, требуется замена аварийного участка, все указанные обстоятельства при их не своевременном устранении способны привести к возникновению аварийных ситуаций на вышеуказанном оборудовании; установленные на придомовой территории малые архитектурные формы, деревянные скамейки (лавочки), имеют места отслоения и разрушения окрасочного слоя, и нуждаются в ремонтных работах по восстановлению окрасочного слоя.
ДД.ММ.ГГГГ АО "Славянка" было выдано предписание N " ... " со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
В связи с неисполнением АО "Славянка" в срок п. 1 и п. 2 указанного предписания, в отношении АО "Славянка" был составлен протокол об административном правонарушении N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, и выдано предписание N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
В рамках проверочных мероприятий вновь было выявлено неисполнение ответчиком предписания N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего, по факту бездействия был составлен протокол об административном правонарушении N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ
Инспекция полагала, что невыполнение АО "Славянка" требований предписания в течение длительного времени нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме N " ... " (ДОС N " ... ").
Судом постановлено указанное выше определение.
Не согласившись с судебным постановлением, истец Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась с частной жалобой, в которой просит определение отменить, требования инспекции удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы указала на нарушение и неправильное применение судом норм материального и норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в частной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда приходит к следующему.
Согласно абзацу 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 134 и статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что настоящее гражданское дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку Инспекция не может обращаться в суд в интересах неопределенного круга лиц по указанным в исковом заявлении требованиям.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (часть 1).
Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (часть 1.1).
Жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 25 августа 2014 г. N 478-п "Об утверждении Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области", Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области.
Согласно пункту 2.8 указанного Положения в целях реализации своих полномочий Инспекция имеет право обращаться в суд с заявлениями в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В силу пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Таким образом, согласно приведенных правовых норм Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области наделена правом обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц при нарушении установленных требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных жилых домах.
В этой связи, вывод суда о том, что данное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку истцу законом не предоставлено право обращаться в суд в интересах неопределенного круга лиц по заявленным требованиям, противоречит нормам материального права и сделан без учета положений пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах определение суда о прекращении производства по делу по основанию, предусмотренному абзацем 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене с направлением настоящего гражданского дела в Волжский городской суд Волгоградской области для рассмотрения по существу.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
определение Волжского городского суда Волгоградской области от 28 января 2016 г. отменить.
Направить настоящее гражданское дело в Волжский городской суд Волгоградской области для рассмотрения по существу.
Председательствующий судья: Подпись.
Судьи: Подписи.
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда И.А. Гантимуров
27 апреля 2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.