Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ганченковой В.А.
Скипальской Л.И.
при секретаре Яшкиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 апреля 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 декабря 2015 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
установила:
Брызгалкина Г.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск о защите пенсионных прав.
В обоснование иска указала, что 07 августа 2015 г. она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением Пенсионного органа N "данные изъяты" от 22 сентября 2015 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы. В специальный стаж не засчитан период ее работы с 03 октября 1991 г. по 06 января 1994 г. в должности диетической сестры в "Саранском пансионате ветеранов войны и труда". С данным решением ответчика она не согласна.
Просила суд признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N "данные изъяты" от 22 сентября 2015 г. в части невключения периода её работы с 03 октября 1991 г. по 06 января 1994 г. в должности диетической сестры в "Саранском пансионате ветеранов войны и труда", обязать ответчика включить в специальный стаж спорный период работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 07 августа 2015 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 декабря 2015 г. исковые требования Брызгалкиной Г.Г. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просил решение районного суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит об отмене решения суда, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж.
В судебное заседание Брызгалкина Г.Г. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известила, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просила.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копылова О.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель Брызгалкиной Г.Г. - Денискина А.П. возразила относительно неё.
Рассмотрев дело в интересах законности, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 07 августа 2015 г. Брызгалкина Г.Г. обратилась в Государственного учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N "данные изъяты" от 22 сентября 2015 г. истице отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по нормам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 30 лет, имеется 28 лет 5 месяцев 15 дней.
В специальный стаж истицы не включен период работы (кроме тех, которые не оспаривает): с 03 октября 1991 г. по 06 января 1994 г. в должности диетической сестры в "Саранском пансионате ветеранов войны и труда", поскольку наименование учреждения "Пансионат ветеранов войны и труда" не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г., N 1067 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Разрешая дело и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что указанный период подлежит включению в специальный стаж истицы, поскольку фактический характер и условия труда Брызгалкиной Г.Г. соответствуют должности диетической сестры в учреждении социального обслуживания - дом-интернат для престарелых и инвалидов.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он не подтвержден материалами дела и основан на неправильном применении норм материального права.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 197-О от 18 июня 2004 г.
Согласно частям 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу 01 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения указанного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 приведенной статьи данного Федерального закона Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 г. N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Списком "Профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность "медицинская сестра", в разделе "наименование учреждении" предусмотрено учреждение "Дом-интернат для престарелых и инвалидов".
Таким образом вышеуказанным Списком от 29 октября 2002 г. N781 предусмотрено учреждение "Дом-интернат для престарелых и инвалидов".
Однако Списками, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, должность "диетическая сестра" не поименована.
Анализ должностных обязанностей медицинской сестры диетической раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н, Положения об организации деятельности медицинской сестры диетической, утвержденного Приказом Минздрава Российской Федерации от 05 августа 2003 г. N 330, свидетельствует о том, что в обязанности медицинской сестры диетической входит осуществление контроля за работой пищеблока и соблюдение санитарно-гигиенических правил работниками пищеблока, то есть исполнение обязанностей, напрямую не связанных с осуществлением лечебной деятельности.
Таким образом, должность "диетическая сестра" четко отграничена от иных должностей среднего медицинского персонала, и при этом она не включена в перечень должностей, работа в которых дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Следовательно, тождественность занимаемой истицей должности "диетическая сестра" иным должностям, указанным в Списках, в частности должности " медицинская сестра" судом установлена быть не могла.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истицы, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
Между тем, ошибочность наименования работодателем должности истицы материалами дела не установлена.
Более того, анализ должностной инструкции Брызгалкиной Г.Г. по должности медицинской сестры по диетическому питанию от 01 января 2012 года свидетельствует о том, что в обязанности медицинской сестры по диетическому питанию входит осуществление контроля за работой пищеблока и контроль за правильным хранением суточного запаса продуктов, полуфабрикатов и готовой пищи, соблюдение санитарно-гигиенических правил работниками пищеблока, то есть исполнение обязанностей, напрямую не связанных с осуществлением лечебной деятельности.
При таких обстоятельствах, поскольку начиная с 01 ноября 1999 г. включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периода работы в должности диетической сестры пенсионным законодательством не предусмотрено, то правовые основания для включения периода работы истицы с 03 октября 1991 г. по 06 января 1994 г. в должности диетической сестры в "Саранском пансионате ветеранов войны и труда" в специальный стаж у суда первой инстанции отсутствовали.
Не подтверждена материалами дела и тождественность выполняемых истицей обязанностей диетической сестры функциональным и должностным обязанностям по должности медицинской сестры, поименованной Списком N 781 от 29 октября 2002 г., на который сослался районный суд.
Согласно статье 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом данного периода на дату обращения за назначением пенсии необходимый специальный стаж, предусмотренный подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истицы отсутствует, поэтому право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 07 августа 2015 г. у Брызгалкиной Г.Г. также не возникло.
Таким образом, нарушение норм материального права при разрешении данного дела судом первой инстанции привело к вынесению неправильного решения.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что допущенные судом первой инстанции названные выше нарушения являются существенными, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, поэтому такое решение является незаконным и подлежит отмене в связи допущением ошибки в применении и толковании норм материального права.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 декабря 2015 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Брызгалкиной Галины Геннадьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении трудовой пенсии отказать.
Судья- председательствующий И.В. Адушкина
судьи В.А. Ганченкова
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.