Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Пужаева В.А. и Старинновой Л.Д.,
при секретаре Епитифоровой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 19 апреля 2016 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе представителя администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия Карповой Л.А. на решение Дубенского районного суда Республики Мордовия от 03 февраля 2016 г.
Заслушав доклад судьи-председательствующего Литюшкина В.И., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
прокурор Дубенского района Республики Мордовия Филиппов С.Е., действующий в защиту интересов ФИО1, обратился в суд с иском к администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование требований прокурор указал, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон) имеют право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм. Постановлением администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 28 января 2014 г. N55 ФИО1 был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Однако до настоящего времени полагающееся по закону жилое помещение ему так и не было предоставлено, чем нарушено его право на жилище.
В связи с этим просил суд обязать администрацию Дубенского муниципального района Республики Мордовия предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м по месту жительства на территории Дубенского муниципального района.
Решением Дубенского районного суда Республики Мордовия от 3 февраля 2016 г. исковые требования прокурора Дубенского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов ФИО1, удовлетворены. На администрацию Дубенского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить ФИО1 по месту жительства в с. Поводимово Дубенского муниципального района Республики Мордовия благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда общей площадью не менее 33 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения. В случае невозможности предоставления такого помещения в с. Поводимово Дубенского муниципального района Республики Мордовия с согласия ФИО1 ему может быть предоставлено специализированное жилое помещение в другом населенном пункте.
В апелляционной жалобе представитель администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия Карпова Л.А. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и направить дело на новое судебное рассмотрение, ссылаясь на то, что ответчиками по делам, связанным с предоставлением на территории Дубенского муниципального района Республики Мордовия жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являются органы местного самоуправления. При этом, полагает, что дело не могло быть рассмотрено без привлечения в качестве соответчика-Министерства образования Республики Мордовия, поскольку данный орган является главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация Дубенского муниципального района может исполнить требования истцов только в случае и в пределах финансового обеспечения. Исполнение решения суда будет зависеть напрямую от поступления денежных средств из бюджета Республики Мордовия в местный бюджет. Кроме того, считает необоснованным вывод суда о том, что представление жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории граждан ставится в зависимость от обеспеченности жилым фондом и финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, поскольку законодатель не ставит в зависимость выполнения государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жильем от обеспечения жилым фондом муниципального образования. Однако закон предусматривает обязанность уполномоченного органа, Министерства образования Республики Мордовия, обеспечить финансирование муниципального района для выполнения возложенных на него государственных полномочий. Тем не менее, данные обстоятельства в решении суда не учтены и надлежащей оценки не получили. Более того, судом не принято во внимание, что ФИО1 в настоящее время учится в профессиональном образовательном учреждении, которое окончит лишь 30 июня 2017 г.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Дубенского района Республики Мордовия Вавилов В.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что поскольку право ФИО1 на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда предусмотрено законом, то реализация данного права не может быть постановлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Полагает, что доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права.
В судебное заседание представители Министерства образования Республики Мордовия, Министерства финансов Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили. Представители Министерства образования Республики Мордовия, Министерства финансов Республики Мордовия просили рассмотреть дело в их отсутствии.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия Малкиной А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение ФИО1 и прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Межевовой Ю.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 родился "дата", его мать ФИО2 - умерла, сведения об отце - ФИО3 записаны в свидетельстве о рождении на основании заявления матери (л.д. 8, 22, 23, 32).
Таким образом, ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей (статья 1 Федерального закона).
Постановлением администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 28 января 2014 г. N55 ФИО1 был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 9).
На день вынесения решения судом первой инстанции ФИО1 зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из домовой книги и штампом в паспорте на имя истца (л.д. 26, 41).
По сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Мордовия, Дубенского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия ФИО1 какой-либо зарегистрированной недвижимости на территории Дубенского района Республики Мордовия не имеет (л.д. 24, 25).
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для их проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" предписывает исполнительному органу государственной власти Республики Мордовия, уполномоченному в сфере образования, однократно предоставлять соответствующей категории лиц благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 4 настоящей статьи специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населенном пункте. В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах соответствующего населенного пункта с согласия детей-сирот, лиц из числа детей-сирот им предоставляются специализированные жилые помещения в другом населенном пункте.
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Разрешая по существу возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и поскольку жилой площадью он не обеспечен, удовлетворил заявленные исковые требования, возложив на ответчика соответствующую обязанность.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считая их основанными на правильном применении вышеприведенных правовых положений, подтвержденными установленными обстоятельствами дела и исследованными доказательствами, оцененными по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что дело не могло быть рассмотрено без привлечения к участию в деле в качестве соответчика Министерства образования Республики Мордовия, поскольку данный орган является главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может повлечь отмену правильного по существу решения суда по одним лишь формальным соображениям.
Министерство образования Республики Мордовия было привлечено к участию в деле, данному участнику процесса направлялись все процессуальные документы, министерство извещалось о судебных заседаниях. Тот факт, что Министерство образования Республики Мордовия не было привлечено в качестве соответчика по делу, прав иных участников процесса не нарушает, равным образом судебным решением права министерства также нарушены не были, законность вынесения решения оно не оспаривает.
Ссылка в жалобе на то, что администрация Дубенского муниципального района может исполнить требования истцов только в случае и в пределах финансового обеспечения, а исполнение решения суда будет зависеть напрямую от поступления денежных средств из бюджета Республики Мордовия в местный бюджет, не может повлечь отмену решения суда.
Действующее правовое регулирование спорных правоотношений не освобождает администрацию Дубенского муниципального района Республики Мордовия от исполнения возложенной обязанности обеспечить лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением ввиду отсутствия необходимого финансового обеспечения.
Тот факт, что в настоящее время ФИО1 еще не окончил обучение в учреждении профессионального образования, не является основанием для отказа в иске, поскольку закон не содержит такого условия возникновения права на обеспечение жильем как окончание обучения в учреждении профессионального образования.
Таким образом, ФИО1, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не может быть отказано в предоставлении такого жилого помещения.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену постановленного по делу судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законно и обоснованно и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Дубенского районного суда Республики Мордовия от 03 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия Карповой Л.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи В.А. Пужаев
Л.Д. Стариннова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.