Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 30 марта 2016 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Тамаров Юрий Павлович при секретаре судебного заседания Косолаповой "данные изъяты", рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2016 г. в городе Саранске жалобу ООО "Малый бизнес" на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 09 февраля 2016 г.,
установил:
решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 09 февраля 2016 г. постановление заместителя Главного государственного инспектора Республики Мордовия по использованию земель, начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Мордовия Уляшкина А.Н. от 11 ноября 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Малый бизнес" (далее - постановление от 11 ноября 2015 г.) оставлено без изменения, жалоба ООО "Малый бизнес" без удовлетворения.
Представитель ООО "Малый бизнес" Пискаева Е.В. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на решение судьи и постановление от 11 ноября 2015 г., в которой просила их отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что использование земельного участка осуществлялось в соответствии с видами разрёшенного использования, предусмотренными зонированием территории, на которой расположен этот участок, при этом согласно положениям абзаца 2 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешённого использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий выбирается собственником земельного участка самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В судебном заседании представитель ООО "Малый бизнес" Пиксаева Е.В. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что с 28 декабря 2005 г. зарегистрировано право собственности ООО "Малый бизнес" на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", категория: земли поселений, площадь "данные изъяты" кв.м, адрес (местоположение) объекта: "адрес".
Из кадастрового паспорта земельного участка N "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", следует, что он отнесён к категории земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации производственного здания, кадастровая стоимость: "данные изъяты"..
С 26 декабря 2002 г. зарегистрировано право собственности ООО "Малый бизнес" на предприятие как имущественный комплекс "Дирекция бытовых услуг", состоящее из здания дома бытовых услуг назначение: предпринимательская деятельность, общей площадью "данные изъяты" кв.м, адрес (местоположение) объекта: "адрес".
С 19 января 2015 г. зарегистрировано право собственности ООО "Малый бизнес" на здание, назначение: нежилое здание, площадью "данные изъяты" кв.м, количество этажей: "адрес".
В ходе административного обследования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", заместителем Главного государственно инспектора Республики Мордовия по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Мордовия Тумаевым С.В. выявлено, что на данном земельном участке расположено двенадцатиэтажное кирпичное здание, общей площадью "данные изъяты" кв.м, принадлежащее на праве собственности ООО "Малый бизнес", используемое как торгово-офисный комплекс, поскольку в нём расположены супермаркет "данные изъяты".
Постановлением от 11 ноября 2015 г. ООО "Малый бизнес" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Оставляя данное постановление без изменения, судья районного суда пришёл к выводу о доказанности вины ООО "Малый бизнес" в совершении вышеуказанного административного правонарушения, приняв в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 03 ноября 2015 г.; акт административного обследования объекта земельных отношений от 12 октября 2015 г.; фототаблица; кадастровый паспорт земельного участка; кадастровый паспорт здания; договор аренды от 25 июня 2015 г.; свидетельства о государственной регистрации права собственности ООО "Малый бизнес" на объекты недвижимости и иные материалы дела.
Данный вывод судьи районного суда основан на правильном применении закона.
Согласно части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешённым использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечёт наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно абзацу второму статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешённого использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Классификатор видов разрешённого использования земельных участков утверждён приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540.
В соответствии с кодом 6 данного классификатора для вида разрешённого использования земельного участка: производственная деятельность, предусмотрено размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом.
В соответствии с кодом 4 данного классификатора для вида разрешённого использования земельного участка: предпринимательство, предусмотрено размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, ООО "Малый бизнес" использовало вышеуказанный земельный участок не по целевому назначению, так как использовало его для предпринимательства, а не для эксплуатации производственного здания (производственной деятельности).
Проверяя законность и обоснованность постановления от 11 ноября 2015 г., судья районного суда правильно применил нормы материального права, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Административное наказание назначено в пределах санкции, установленной часть 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом заслуживающих внимания обстоятельств.
Доводы жалобы отклоняются, поскольку основаны на неправильном истолковании закона.
В соответствии с абзацем девятым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с частями 1-4, 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешённое использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешённого использования;
2) условно разрешённые виды использования;
3) вспомогательные виды разрешённого использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешённого использования и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Предоставление разрешёния на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В пункте 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, разрешённое использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учёт осуществляется в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Кадастровый учёт в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учёта документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учёт объекта недвижимости или от иного лица осуществления учёта изменений данного объекта недвижимости.
В случае поступления в орган кадастрового учёта заявления о кадастровом учёте в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учёта самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учёте изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учёта документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учёта документами являются копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешённое использование земельного участка (при кадастровом учёте земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учёта в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Исходя из вышеприведённых правовых норм, следует, что специальные нормы земельного и градостроительного законодательства предусматривают необходимость изменения вида разрешённого использования земельного участка путём обращения с заявлением в уполномоченный орган.
При этом основной и вспомогательный виды разрешённого использования выбираются собственником земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования в соответствии с зонированием территории, на которой расположен этот участок.
Условно разрешённый вид использования земельного участка осуществляется после получения разрешения в порядке, предусмотренном статьёй 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Таким образом, использование земельного участка не по установленному в государственном кадастре недвижимости виду разрешённого использования является использованием земельного участка не по его целевому назначению.
Таким образом, обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 09 февраля 2016 г. оставить без изменения, а жалобу ООО "Малый бизнес" - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.