Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,
при секретаре Гусевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ- УПФ РФ в г. Туле на решение Советского районного суда г. Тулы от 22 января 2016 года по иску Колобылина В.В. к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле о признании права на назначение страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Колобылин В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле (далее ГУ- УПФ РФ в г. Туле) о признании права на назначение страховой пенсии. В обоснование заявленных требований ссылался на те обстоятельства, что является получателем государственной пенсии по инвалидности "данные изъяты" вследствие военной травмы с причиной инвалидности "увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС". На основании ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" обратился с заявлением к ответчику о назначении страховой пенсии, однако получил отказ в связи с отсутствием у него страхового стажа требуемой продолжительности, принят к зачету страховой стаж 23 года 07 месяцев 02 дня. С данными выводами он не согласен. Трудовая деятельность им была прекращена в связи с нахождением на инвалидности в периоды с 22.07.1998 по 30.09.1999, с 01.09.2000 по 01.01.2002 в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связано с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС, поэтому периоды нахождения его на инвалидности подлежат зачету в страховой стаж. Просил обязать ответчика назначить ему страховую пенсию одновременно с выплатой государственной пенсии по инвалидности, включив в подсчет страхового стажа периоды нахождения на инвалидности с 22.07.1998 по 30.09.1999, с 01.09.2000 по 01.01.2002 в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связано с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС.
В судебном заседании истец Колобылин В.В. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ- УПФ РФ в г. Туле по доверенности Миронова Л.Н. исковые требования не признала, поскольку в соответствии с положениями ст.ст. 11-12 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" периоды пребывания на инвалидности 1 и 2 групп, полученной вследствие увечья, связанного с исполнением обязанностей военной службы (в том числе на Чернобыльской АЭС), не включаются в подсчет общего трудового (страхового) стажа. Страховой стаж истца по документам пенсионного дела, сведениям из индивидуального лицевого счета составляет 23 года 07 месяцев 02 дня и является недостаточным для назначения страховой пенсии.
Суд решил:иск Колобылина В.В. к ГУ- УПФ РФ в г. Туле о назначении страховой пенсии удовлетворить.
Обязать включить в подсчет страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии период нахождения на инвалидности "данные изъяты" с 22.07.1998 по 30.09.1999, с 01.09.2000 по 01.01.2002.
Признать за Колобылиным В.В. право на назначение одновременно с назначенной пенсией по инвалидности страховой пенсии с 12.11.2015 и обязать ГУ- УПФ РФ в г. Туле назначить одновременно с назначенной пенсией по инвалидности страховую пенсию с 12.11.2015.
В апелляционной жалобе ГУ- УПФ РФ в г. Туле ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ- УПФ РФ в г. Туле по доверенности Мироновой Л.Н., возражения Колобылина В.В., судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются положениями ст.29 Закона Российской Федерации N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Часть 2 указанной нормы Закона инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы приравнивает к инвалидам вследствие военной травмы и наделяет их правом на одновременное получение двух пенсий.
Так, согласно ч.2 ст.29 названного Закона, граждане из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы приравнены в назначении пенсии к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.
В силу пп.1 п.3 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности (предусмотренную пп.1 п.2 ст.15 данного ФЗ) и трудовой пенсии по старости.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном ст.ст.30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст.35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, ст.7 названного Федерального закона предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при этом трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
На основании п.2 ст.4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пп.3 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста, предусмотренного ст.7 настоящего Федерального закона (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец Колобылин В.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серии N перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом.
Согласно копии данного удостоверения, а также копии извещения о призыве на сборы, приказов по автобазе Тульского областного производственного-технического управления связи от 02.06.1987 N57, от 21.08.1987 N95, в период с 02.06.1987 по 20.08.1987 истец был призван на военные сборы и выполнял работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно справке, выданной Зареченским райвоенкоматом, в период с 04.06.1987 по 19.08.1987 Колобылин В.В. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в 30-километровой зоне.
26.04.1996 истцу первично была установлена "данные изъяты" инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС.
В периоды с 22.07.1998 по 30.09.1999, с 01.09.2000 по 01.01.2002 Колобылину В.В. была установлена "данные изъяты" инвалидности, согласно справке ВТЭК причина инвалидности - увечье, связано с аварией на ЧАЭС. Инвалидность подтверждена при очередных переосвидетельствованиях, причина инвалидности - заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС, что подтверждается справкой от 23.11.1998, с 01.10.1999 по 31.08.2000 имел место период работы.
02.12.2008 инвалидность Колобылину В.В. установлена бессрочно, группа инвалидности и ее причины остались неизменными. В настоящее время истец является получателем пенсии по инвалидности, назначенной по нормам Федерального закона N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
06.11.2015 Колобылин В.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии.
12.02.2015, 06.04.2015, 10.06.2015, 23.06.2015, 10.08.2015, 13.08.2015, 26.08.2015, 08.10.2015 истец также обращался к ответчику по поводу назначения страховой пенсии одновременно с выплатой социальной пенсии по инвалидности и подсчете страхового стажа, однако ему было отказано, связи с отсутствием требуемого страхового стажа 25 лет.
Согласно ст.ст.10, 11 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.3 настоящего Федерального закона, засчитываются и иные периоды, предусмотренные в пп.1 - 8 ст.11 при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу ч.3 ст. 36 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с положениями п.3 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается, в том числе, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Указанные гарантии включения в трудовой стаж периода нахождения на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, предусматривались и ст.92 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Статьей 39 указанного закона предусматривается, что инвалидностью вследствие трудового увечья признается инвалидность, наступившая вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации.
Учитывая выше изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что периоды нахождения Колобылина В.В. на инвалидности, наступившей у него вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы - при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подлежит включению в расчет страхового стажа.
Исходя из документально подтвержденного Колобылиным В.В. на дату обращения в пенсионный орган страхового (трудового) стажа 23 года 07 месяцев 02 дня, с учетом установления ему инвалидности 2 группы с причиной: "увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС", с 22.07.1998 по 30.09.1999, с 01.09.2000 по 01.01.2002 страховой стаж заявителя составил более 25 лет, что соответствует требованиям пп.3 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на назначение страховой пенсии одновременно с выплатой социальной пенсии по инвалидности.
Доводы пенсионного органа, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что установленная истцу инвалидность не связана с производством, поскольку при установлении инвалидности установлена причина "увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на ЧАЭС", которая не имеет признаков трудового увечья или профзаболевания, судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно ст.29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" лица, пребывавшие на военных сборах при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, приравнены к военнослужащим по своему пенсионно-правовому статусу, но не по причине определения инвалидности. Более того, из положений ст.2 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что граждане из числа гражданских лиц, призванных на военные сборы, военнослужащими не являются и на военную службу не призываются. Согласно абз.2 п.2 указанной статьи на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Анализ приведенных норм свидетельствует об отсутствии в соответствии с пенсионным законодательством исключений в отношении порядка включения периодов пребывания на инвалидности группы в общий трудовой стаж лиц, призванных на военные сборы, состоявших в указанный период в трудовых отношениях, при реализации ими права на назначение пенсии по старости.
Кроме того, согласно п.п.9, 10 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц во внимание принимается порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу настоящего Закона - 01.01.2002. Период пребывания на инвалидности группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание. Справками ВТЭК причина инвалидности истца определялась как увечье, связанное с аварией на ЧАЭС.
Поскольку ко времени обращения истца в пенсионный орган - 06.11.2015 с учетом периодов, включенных ответчиком в страховой стаж и периодов, подлежащих включению в страховой стаж по решению суда, истец имел требуемый страховой стаж, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что страховая пенсия должна быть назначена с даты наступления права - достижения истцом 55-летнего возраста - с 12.11.2015.
На основании изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы ГУ- УПФ РФ в г. Туле.
Доводы жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Тулы от 22 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ- УПФ РФ в г. Туле - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.