Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Фроловой И.М., Сидоренковой Е.В.,
при секретаре Можаевой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации Кулешовой Э.В. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 19 января 2016 года по делу по иску прокурора гор. Брянска в интересах Ивашечкиной М.С. к Брянской городской администрации о признании незаконными бездействия, предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Парамоновой Т.И., объяснения представителя Брянской городской администрации Кулешовой Э.В., возражения прокурора Николаевой С.Н., Ивашечкиной М.С. и её представителя Мефеденко Н.С., представителя Чепиковой О.С. -Новиковой А.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес", действующий в интересах Ивашечкиной М.С. обратился в суд с иском к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, предоставлении жилого помещения вне очереди, указывая, что Ивашечкина М.С. зарегистрирована и постоянно проживает в жилом д. N по "адрес". Кроме неё в указанном доме проживают: Ивашечкин А.А., Захарова М.А., Захаров Д.С, Захарова B.C., Берестнев П.С., Лисунов Е.М., Чепикова О.С., Новикова А.Ю., Новиков В.В.
Жилой дом является муниципальной собственностью города Брянска. В 2009 году по результатам технического обследования было установлено, что дом имеет износ 65,3 %, выполнение реконструкции здания технически сложно и экономически нецелесообразно, возможно выполнение ремонта в объеме охранных мероприятий, обеспечивающих безопасное пребывание в нем людей на необходимый срок (до сноса).
Постановлением Брянской городской администрации N-п от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом был включен в список и очередность сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда "адрес", подлежащего переселению под N.
В июле 2013 года спорный жилой дом был исключен из адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО "Город Брянск" ввиду того, что данный дом является одноквартирным, не относится к категории многоквартирных домов.
Решением жилищной комиссии Советской районной администрации города Брянска от ДД.ММ.ГГГГ лица, проживающие в указанном доме, признаны малоимущими.
Ивашечкина М.С. неоднократно обращалась в Брянскую городскую администрацию с заявлением о расселения данного жилого дома, однако до настоящего времени дом не расселен.
С учетом уточнения исковых требований, истцы просили признать незаконным бездействие Брянской городской администрации, выразившиеся в не обеспечении Ивашечкиной М.С. жилым помещением по договору социального найма, обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Ивашечкиной М.С, на состав семьи 10 человек, жилое помещение по договору социального найма общей и жилой площадью не менее площади занимаемого в настоящее время жилого помещения, то есть общей не менее 74,1 кв.м. и жилой не менее 59,3 кв.м., количеством комнат не менее 4 в черте муниципального образования " "адрес"".
Решением Советского районного суда г. Брянска от 19 января 2016 года исковые требования прокурора гор. Брянска были удовлетворены.
Суд решил:
Признать незаконным бездействие Брянской городской администрации, выразившиеся в не обеспечении Ивашечкиной М.С. жилым помещением по договору социального найма.
Обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Ивашечкиной М.С, на состав семьи 10 человек, жилое помещение по договору социального найма общей и жилой площадью не менее площади занимаемого в настоящее время жилого помещения, то есть общей не менее 74,1 кв.м. и жилой не менее 59,3 кв.м., количеством комнат не менее 4 в черте муниципального образования " "адрес"".
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации Кулешова Э.В. просит отменить решение суда первой инстанции, полагает его незаконным и необоснованным, поскольку решением межведомственной комиссии дом не был признан аварийным, не подлежащим ремонту и реконструкции. Указывает на то, что судом не исследован вопрос объективной нуждаемости в жилом помещении Ивашечкиной М.С. и членов её семьи, что является основным критерием предоставления жилого помещения вне очереди. Считает, что право на внеочередное получение жилья у Ивашечкиной М.С. и членов её семьи не возникло.
В суде апелляционной инстанции представитель Брянской городской администрации Кулешовой Э.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила её удовлетворить, отменить решение суда первой инстанции.
Прокурор Николаева С.Н., Ивашечкина М.С., её представитель Мефеденко Н.С., представитель Чепиковой О.С. -Новикова А.Ю.- возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить её без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены судом о месте и времени судебного заседания, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия - не представили, об отложении слушания по делу - не ходатайствовали, поэтому судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и их представителей, судебная коллегия приходит к следующему.
В суде первой инстанции установлено, что Ивашечкина М.С, Ивашечкин А.А., Захарова М.А., Берестнев П.С., Лисунов Е.М., Чепикова О.С., Новикова А.Ю., и несовершеннолетние Захаров Д.С., Захарова B.C., Новиков В.В. зарегистрированы и проживают в жилом доме N по "адрес", что подтверждается поквартирной карточкой (л.д. 48).
Указанное жилое помещение было предоставлено ФИО16 (отцу Ивашечкиной М.С.) на состав семьи из восьми человек, на основании Решения Исполнительного комитета "адрес" Совета депутатов, трудящихся N от ДД.ММ.ГГГГ.
Дом N N по ул. "адрес", внесен в реестр муниципального жилищного фонда "адрес" под N на основании постановление администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания, включен в список очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда "адрес", подлежащего переселению под номерами установленными районной межведомственной комиссией "адрес"ной администрации "адрес" ( N).
Постановлением Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об утверждении списков и очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда "адрес", подлежащего переселению", было утверждено решение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в рамках ФЗ N 158-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства". В указанном списке жилой "адрес" значился под N.
Однако, постановлением Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "город Брянск" (2013-2015) д. N по "адрес" исключен из адресной программы, так как является одноквартирным жилым домом.
Каких либо действий по переселению жильцов дома N "адрес" администрация гор. Брянска не предпринимает.
Ивашечкина М.С., Ивашечкин А.А., Захарова М.А., Захаров Д.С., Захарова B.C., Берестнев П.С., Лисунов Е.М., Чепикова О.С., Новикова А.Ю., Новиков В.В. соответствующими решениями Советской районной администрации признаны малоимущими.
Суд первой инстанции, с учетом обстоятельств дела. Руководствуясь ст.ст. 15,16, 32, 86 Жилищного Кодекса РФ, СТ. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к выводу об обоснованности исковых требований прокурора "адрес".
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным, основанным на нормах права, регулирующих спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, указывает на то, что в силу ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, жилые помещения, которых были признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, однако таким дом N по "адрес" решением межведомственной комиссии признан не был.
Судебная коллегия данный довод апелляционной жалобы отклоняет.
Требований о внеочередном предоставлении жилого помещения Ивашечкиной М.С. составом семьи 10 человек прокурором "адрес" в рамках уточненных исковых требований не заявлялось. Дело рассмотрено судом в соответствии с требованиями ст. 196 ГПК РФ в рамках заявленных требований, выводов о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди постановленное по делу решение не содержит.
Вышеупомянутым Постановлением Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-п "адрес"-б по "адрес" исключен из адресной программы, так как является одноквартирным жилым домом. Однако данное обстоятельство не опровергает того, что исходя из технического состояния, решением межведомственной комиссии Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, дом признан непригодным для проживания.
Согласно представленному в деле техническому заключению по состоянию на дату обследования ( ДД.ММ.ГГГГ) общий износ здания составляет 65, 3 % (л.д. N).
Из представленного в суд апелляционной инстанции акта визуального обследования дома от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что "адрес"-б по "адрес" находится в неудовлетворительном состоянии, текущий и капитальный ремонт указанного дома (помещения) не проводился.
Доказательств обратного, ответчиками не представлено.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о том, что помещение "адрес"-б по "адрес" не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам и не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Судебная коллегия полагает, что довод жалобы о том, что судом не исследовался вопрос об объективной нуждаемости в жилом помещении Ивашечкиной М.С. и членов её семьи, не является основанием к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
Ивашечкина М.С., а также иные лица, проживающие в спорном жилом помещении, решением жилищной комиссии "адрес"ной администрации от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) признаны малоимущими в соответствии с решением Брянского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. N).
По сведениям Управления Россреестра по "адрес", представленным суду апелляционной инстанции, Ивашечкина М.С. и члены её семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, не имеют.
С учетом изложенного, у судебной коллегии не имеется оснований полагать неправильным вывод суда о наличии у граждан, проживающих в доме N по "адрес", права на предоставление жилья по договору социального найма.
Поскольку дом N по "адрес" является непригодным для проживания, граждане его занимающие признаны малоимущими, жилых помещений в собственности не имеют, постольку на Брянскую городскую администрацию правомерно возложена обязанность по обеспечению Ивашечкиной М.С. и членов её семьи жилым помещением по договору социального найма.
Закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления указанного права, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законам нормами.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса Российской Федерации, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
"адрес"-б по "адрес", согласно выписке из реестра муниципальной собственности "адрес" ОТ ДД.ММ.ГГГГ N, на основании постановления администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ внесен в реестр муниципального жилищного фонда "адрес" под N (л.д. N
Вместе с тем, с момента вынесения межведомственной комиссией Брянской городской администрации заключения о признания вышеуказанного дома непригодным для постоянного проживания, каких либо мер по переселению граждан его занимающих Брянской городской администрацией не предпринято, что нарушает право Ивашечкиной М.С. и членов её семьи на жилище, закрепленное ст. 40 Конституции Российской Федерации и являющегося одним из элементов права на достойный уровень жизни (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Доводы апелляционной жалобы выводов изложенных в решении суда первой инстанции не опровергают, сводятся к их переоценке. Основаниями для отмены или изменения обжалуемого решения такие доводы апелляционной жалобы являться не могут.
Вместе с тем, как разъяснено в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них. В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Проверяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда относительно качественных характеристик предоставляемого жилого помещения.
Удовлетворяя иск прокурора г. Брянска, суд на Брянску городскую администрацию возложил обязанность предоставить Ивашечкиной М.С. на состав семьи 10 человек жилое помещение по договору социального найма общей и жилой площадью не менее площади занимаемого в настоящее время жилого помещения, то есть общей не менее 74,1 кв.м. и жилой не менее 59,3 кв.м., количеством комнат не менее 4 в черте муниципального образования "город Брянск".
Однако, в соответствии с техническим паспортом здания N по "адрес", на возведение построек лит. А1 (жилая комната общей площадью 10,8 кв.м.), А2 (в стадии строительства), а (холодная пристройка) разрешение не предъявлено (л.д. N). Судом апелляционной инстанции данное обстоятельство вынесено на обсуждение участников процесса, возражений относительно информации, содержащейся в вышеуказанном техническом паспорте, не последовало, равно как и ходатайств о приобщении (истребовании) дополнительных доказательств по данному вопросу. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь правилами ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, полагает необходимым исключить площадь данных самовольных помещений из общей площади спорного здания, поскольку она не может быть учтена при решении вопроса о предоставлении иного жилого помещения. Следовательно, общая площадь "адрес" Б по "адрес" в "адрес" состоит из 3 жилых комнат и имеет площадь 48,9 кв.м. (тамбур 1,1 кв.м. + коридор 5,3 кв.м. + жилая 10,2 кв.м. + жилая 18,1 кв.м. + жилая 14,4 кв.м. + кухня 8,4 кв.м. + жилая 5,8 кв.м.).
Пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования данного жилого помещения по назначению судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Т.о. законодатель при разрешении вопроса о предоставлении гражданам иного жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 86-88 ЖК РФ, не предусмотрел необходимости соответствия вновь предоставляемого жилого помещения ранее занимаемому жилому помещению по такому критерию, как жилая площадь.
Вышеуказанные нормы права, равно как и юридически значимые обстоятельства по делу, судом при вынесении решения учтены не были, что согласно п. 1 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием к изменению судебного решения.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает необходимым решение в части удовлетворения требований прокурора г. Брянска о возложении обязанности на Брянскую городскую администрацию по предоставлению Ивашечкиной М.С. и членам её семьи жилого помещения изменить, удовлетворить иск частично.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда гор. Брянска от 19 января 2016 года по делу по иску прокурора гор. Брянска в интересах Ивашечкиной М.С. к Брянской городской администрации о признании незаконными бездействия, предоставлении жилого помещения - изменить.
Изложить резолютивную часть решения следующим образом.
Исковые требования прокурора гор. Брянска удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Брянской городской администрации, выразившиеся в не обеспечении Ивашечкиной М.С. жилым помещением по договору социального найма.
Обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Ивашечкиной М.С. на состав семьи 10 человек, жилое помещение по договору социального найма общей и жилой площадью не менее площади занимаемого в настоящее время жилого помещения, то есть общей площадью не менее 48,9 кв.м., количеством комнат не менее 3, в черте муниципального образования "город Брянск".
В удовлетворении остальной части иска прокурору гор. Брянска отказать.
Председательствующий: Т.И. Парамонова
Судьи областного суда: И.М. Фролова
Е.В.Сидоренкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.