Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Бирючковой О.А., Бобылева С.В.,
при секретаре Ширдармаевой Э.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аввакумова А.А. к Региональному управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Магаданской области о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет
по апелляционной жалобе Региональному управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 10 февраля 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бежевцовой Н.В., выслушав объяснения представителя ответчика Малыка В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы истца Аввакумова А.А., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
Аввакумов А.А. обратился в Магаданский городской суд с иском к Региональному управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Магаданской области (далее - Региональное управление ФСКН России по Магаданской области) о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с 01 сентября 1994 года по 11 февраля 1999 года проходил службу в органах МВД Российской Федерации, с 15 марта 1999 года по 30 июня 2003 года - в органах налоговой полиции, с 01 июля 2003 года по 21 сентября 2015 года - в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 21 сентября 2015 года уволен по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии.
При увольнении истцу назначена пенсия за выслугу лет, в расчет которой включен период службы в органах МВД Российской Федерации с 01 сентября 1994 года по 11 февраля 1999 года.
Не согласившись с данным расчетом, истец 12 октября и 26 ноября 2015 года обращался к ответчику с просьбой о перерасчете выслуги лет и исключении из него периодов службы в органах внутренних дел. В удовлетворении заявлений истцу было отказано.
Со ссылкой на положения статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статей 5, 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", статей 5, 8, 12, 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" полагал, что указанный период службы подлежит исключению из стажа, исчисленного для назначения пенсии по выслуге лет, с целью его дальнейшего включения в расчет страхового стажа при оформлении страховой пенсии по старости.
Просил суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет выслуги лет, исключив из ранее произведенного расчета период службы в органах внутренних дел с 01 сентября 1994 года по 11 февраля 1999 года.
Определением Магаданского городского суда от 19 января 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (далее - УПФР в городе Магадане Магаданской области).
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 10 февраля 2016 года исковые требования Аввакумова А.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Региональное управление ФСКН России по Магаданской области ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного при неправильном применении норм материального права.
В обоснование своей позиции указывает, что Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не подлежал применению при разрешении данного спора.
Настаивает, что предметом спора являлось не право истца на получение дополнительной социальной гарантии в виде страховой пенсии по старости, а порядок исчисления сроков выслуги лет для целей назначения пенсии. Такой порядок урегулирован Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", а также Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям, утвержденной приказом ФСКН Российской Федерации от 09 января 2008 года N 2.
Считает, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку указанными нормативными правовыми актами, подлежащими применению к спорным правоотношениям, не предусмотрена возможность исчисления выслуги лет по усмотрению лица, обратившегося за назначением пенсии, данный вопрос находится в ведении пенсионных подразделений территориальных органов ФСКН России.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступали.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания, а решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального закона, повлекшего неправильное разрешение спора.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, истец Аввакумов А.А. 21 сентября 2015 года уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по пункту 3 статьи 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 года N 613, по выслуге срока службы, дающей право на получение пенсии (л.д. 30).
При увольнении истцу назначена пенсия за выслугу лет, в расчет которой включены периоды службы в органах МВД Российской Федерации с 01 сентября 1994 года по 11 февраля 1999 года, в органах налоговой полиции - с 15 марта 1999 года по 30 июня 2003 года, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - с 01 июля 2003 года по 21 сентября 2015 года (л.д. 18-20, 31-32).
Выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на дату увольнения истца составила в календарном исчислении 20 лет 11 месяцев 11 дней, в льготном исчислении - 17 лет 04 месяца 22 дня, всего 38 лет 04 месяца 03 дня.
12 октября 2015 года истец обратился в Региональное управление ФСКН России по Магаданской области с заявлением о перерасчете выслуги лет и исключении из нее периода службы в органах внутренних дел с 01 сентября 1994 года по 11 февраля 1999 года. В удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на то, что перерасчет выслуги лет для назначения пенсии возможен только при переходе пенсионера на другой вид пенсии (л.д. 11, 12).
26 ноября 2015 года истец вновь обратился к ответчику с заявлением, в котором обосновал необходимость исключения данного периода из стажа для назначения пенсии по выслуге лет возможностью в дальнейшем реализовать свое право на включение указанного периода службы в страховой стаж для назначения страховой пенсии. Повторное заявление истца оставлено ответчиком без удовлетворения (л.д. 13-14, 15).
Обращаясь в суд, истец полагал, что ответчик обязан исключить спорный период из расчета выслуги лет на пенсию, поскольку лицо, имеющее несколько периодов стажа, дающего право на назначение пенсии, вправе по своему усмотрению просить о включении или исключении одного из таких периодов. Чьи либо права и законные интересы этим выбором не нарушаются, размер получаемой истцом пенсии не изменяется.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьей 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пришел к выводу о том, что, поскольку истец в будущем при наличии у него условий для назначения страховой пенсии по старости вправе будет одновременно получать пенсию по выслуге лет и трудовую пенсию по старости, и исключение из выслугу лет, необходимой для назначения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ пенсии за выслугу лет, времени его предшествующей службы в органах внутренних дел не влияет ни на право, ни на размер назначенной истцу пенсии по выслуге лет, то имеются основания для исключения из выслуги лет истца периода его службы (учебы и работы) в органах внутренних дел с 01 сентября 1994 года по 11 февраля 1999 года.
Отклоняя доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска, суд признал отказ Регионального управления ФСКН по Магаданской области в перерасчете выслуги лет нарушающим право истца на получение в будущем дополнительной социальной гарантии в виде страховой пенсии.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку данные выводы не основаны на нормах материального закона, регулирующих возникшие отношения, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.
Пунктом "а" статьи 13 приведенного Закона установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.
Особенности прохождения службы сотрудников органов наркоконтроля регулируются Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 года N 613 (далее - Положение N 613).
Пунктом 12 данного Положения предусмотрено, что общая продолжительность службы в органах наркоконтроля определяется в соответствии с пунктом 86 настоящего Положения, в котором указано, что порядок исчисления выслуги лет в органах наркоконтроля для назначения пенсий определяется Правительством Российской Федерации.
В целях реализации пункта 86 Положения N 613 Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 мая 2004 года N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, порядке назначения и выплаты единовременного пособия лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям".
В соответствии с пунктом 1 названного Порядка лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников, имеющих специальные звания (далее - сотрудники), в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона N 4468-1 включаются время службы, работы и иные периоды, указанные в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941.
Согласно пункту 158 Положения N 613 порядок организации работы по увольнению со службы в органах наркоконтроля сотрудников и исключению их из списка соответствующего органа наркоконтроля устанавливается директором ФСКН России.
Такой порядок определен в Инструкции об организации работы по увольнению Сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России от 12 апреля 2005 года N 115.
В пунктах 4.2, 9 названной Инструкции установлено, что увольнение сотрудника по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии, осуществляется на основании подпункта 3 пункта 142 Положения при наличии у него выслуги лет, дающей право на получение пенсии и исчисляемой в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. После принятия решения об увольнении сотрудника уточняются и подтверждаются периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и в льготном исчислении, а также периоды учебы. Подсчитывается общая выслуга лет для назначения пенсии.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 10-12 Инструкции о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям, утвержденной Приказом ФСКН России от 09 января 2008 года N 2.
В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается, что приказом начальника Регионального управления ФСКН России по Магаданской области от 15 сентября 2015 года N 307 л/с полковник полиции Аввакумов А.А. уволен из органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и исключен из списка личного состава с 21 сентября 2015 года (л.д. 30).
По заявлению истца от 15 сентября 2015 года в связи с его увольнением ответчиком подсчитана общая выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на дату увольнения - 21 сентября 2015 года (л.д. 29).
В расчет включены периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и в льготном исчислении, а также периоды учебы, в том числе периоды службы в органах МВД Российской Федерации (включая обучение) с 01 сентября 1994 года по 11 февраля 1999 года, в органах налоговой полиции - с 15 марта 1999 года по 30 июня 2003 года, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - с 01 июля 2003 года по 21 сентября 2015 года.
Выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на дату увольнения истца составила в календарном исчислении 20 лет 11 месяцев 11 дней, в льготном исчислении - 17 лет 04 месяца 22 дня, всего 38 лет 04 месяца 03 дня (л.д. 31-32).
Спорный период службы в органах МВД Российской Федерации включен в выслугу лет для назначения пенсии на основании пункта 1 и подпункта "в" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, в том числе в календарном исчислении период обучения в Нижегородском юридическом институте МВД Российской Федерации с 01 сентября 1994 года по 20 марта 1998 года (пункт 1) и льготном исчислении (один месяц службы за два месяца) период службы истца в отделении по экономическим преступлениям УВД города Магадана с 20 марта 1998 года по 11 февраля 1999 года (подпункт "в" пункта 3 и Приложение N 1 к данному Постановлению).
Наличие данной выслуги в календарном и льготном исчислении подтверждено представленными в материалы дела справкой и расчетом УМВД России по Магаданской области (л.д. 22, 23).
Таким образом, законных оснований для невключения указанных периодов в выслугу лет истца у ответчика не имелось. В соответствии с требованиями указанных выше законоположений служба в органах внутренних дел подлежала включению в общую выслугу лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Положений, позволяющих ответчику, в том числе по просьбе сотрудника, не включать либо исключать из выслуги лет время службы, работы и иные периоды, указанные в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, законодательство не содержит.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований Аввакумова А.А. о возложении на Региональное управление ФСКН России по Магаданской области обязанности произвести перерасчет выслуги лет, исключив из нее период службы истца в органах внутренних дел, у суда первой инстанции не имелось.
Доводы истца в суде апелляционной инстанции со ссылкой на положения статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 основаны на ином неправильном толковании норм материального права.
Нельзя согласиться с решением суда и по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен принцип судебной защиты нарушенного права. Способы защиты гражданских прав установлены статьей 12 данного Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При этом осуществление гражданских прав имеет пределы, в рамках которых субъект гражданских отношений вправе действовать свободно, но не нарушать прав и интересов других лиц. Эффективная судебная защита может быть осуществлена только тем способом, который отвечает характеру нарушения.
Как следует из искового заявления Аввакумова А.А., свое требование об исключении из выслуги лет для назначения пенсии периодов службы в органах МВД Российской Федерации связывает с будущим правом на одновременное получение пенсии по выслуге лет и страховой пенсию по старости, в стаж для исчисления которой он полагал необходимым зачесть спорный период службы.
Действительно, в части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" закреплено право лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом в силу положений части 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. Учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом. То есть одновременное включение в выслугу лет и страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.
Вместе с тем следует учитывать, что право на одновременное получение двух пенсий возникает у граждан, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, только при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости.
Таким условиям Аввакумов А.А., 1976 года рождения, не отвечает, поскольку согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и имеющие не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец подтвердил, что в настоящее время его законное право на получение страховой пенсии по старости не нарушено, однако может быть нарушено в будущем.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушенное право подлежит восстановлению либо защите определенными способами, в частности путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношения.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом. Однако этот выбор является правомерным только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса истца. При этом обязательным условием является наличие нарушений прав и законных интересов истца.
В данном случае обращение истца в суд с требованиями об исключении из выслуги лет определенных периодов службы использовано в качестве способа защиты от возможного нарушения права в будущем, что противоречит указанным выше нормам материального и процессуального права.
Исходя из изложенного судебная коллегия полагает, что удовлетворение заявленных требований не соответствует целям применения судебной защиты, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 10 февраля 2016 года по иску Аввакумова А.А. к Региональному управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Магаданской области о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении иска Аввакумова А.А. к Региональному управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Магаданской области о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет отказать.
Председательствующий Н.В. Бежевцова
Судьи О.А. Бирючкова
С.В. Бобылев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.