Судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
в составе:
председательствующего Лобыкина С.Н.,
судей Кречетова А.А.,Бобылева С.В.
при секретаре Родионовой Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования "Ольский городской округ" о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и обязании её ликвидировать
по апелляционной жалобе муниципального образования "Ольский городской округ" на решение Ольского районного суда Магаданской области от 01 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бобылева С.В., объяснения помощника Магаданского межрайонного природоохранного прокурора Андрющенко И.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Магаданский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ольский районный суд с административным иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования "Ольский городской округ" о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и обязании её ликвидировать.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной природоохранной прокуратурой проверки выявлена несанкционированная свалка, расположенная на территории населенного пункта "адрес" на землях, отнесенных к категории "земли населенных пунктов", в пределах кадастрового квартала " ... ".
Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, не включён в государственный реестр объектов размещения отходов и не имеет соответствующего разрешения и лицензии на использование в качестве полигона под твёрдые бытовые отходы.
Со ссылками на положения Федеральных законов от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года N 607-ст, СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утверждённых Минздравом СССР 05 августа 1988 года N 4690-88, полагал, что на администрации муниципального образования "Ольский городской округ" лежит обязанность ликвидировать несанкционированную свалку.
Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образована "Ольский городской округ" по ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов (свалки) общей площадью 1008 кв. м., расположенной на территории муниципального образования "Ольский городской округ" в северо-западной части поселка "адрес" Магаданской области, в географических координатах по навигации GPS: т.221 N 59.67729, Е 150.10932, т.222 N 59.67717 Е 150.10909, т.223 N 59.67704 Е 150.10885, т.224 N 59.67684 Е 150. 10865, т.225 N 59.67688 Е 150.10914, т.226 N 59.67699 Е 150.10937.
Обязать администрацию муниципального образования "Ольский городской округ" в срок до 01 июля 2016 года ликвидировать указанную выше несанкционированную свалку.
Решением Ольского районного от 01 февраля 2016 года исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе муниципальное образование "Ольский городской округ" ставит вопрос об отмене решения суда и прекращении производства по делу.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что так как деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов в границах муниципального образования входит в полномочия субъектов Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчика подлежало привлечению Правительство Магаданской области.
Считает, что прокурором не представлены доказательства существования несанкционированной свалки, а также отнесения указанного в иске земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения. Имеющиеся в материалах дела справка и фототаблица допустимыми доказательствами не являются.
Обращает внимание, что пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, организация данной деятельности в силу положений статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации".
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте судебного заседания судебной коллегии извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и представленных на нее возражениях, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Рассматривая административное исковое заявление Магаданского межрайонного природоохранного прокурора суд первой инстанции, приняв во внимание положения Федеральных законов от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пришёл к выводу о незаконности бездействия администрации муниципального образования "Ольский городской округ" по ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов (свалки) общей площадью 1008 кв. м., расположенной на территории муниципального образования "Ольский городской округ" в северо-западной части поселка "адрес" Магаданской области.
С таким выводом судебная коллегия по административным делам согласиться не может в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор в силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов на участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов также закреплены в статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Приведенные положения Федеральных законов вступили в силу и действуют с01 января 2016 года.
В предыдущей редакции указанных федеральных законов к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления городского округа были отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов обязанность по ликвидации объектов несанкционированного размещения бытовых отходов законом не отнесена.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования "Ольский городской округ", выразившегося в не ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов (свалки), не имеется, в связи с чем решение Ольского районного суда в части удовлетворения исковых требований Магаданского межрайонного природоохранного прокурора о признании указанного выше бездействия администрации муниципального образования "Ольский городской округ" незаконным подлежит отмене, с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Прокурором также заявлены самостоятельные требования о возложении на администрацию муниципального образования "Ольский городской округ" обязанностей ликвидировать несанкционированную свалку.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с пунктом 4 статья 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрена обязанность суда прекратить производство по делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, когда административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Поскольку указанные выше требования прокурора по существу являются спором о наличии у ответчика обязанностей ликвидировать несанкционированную свалку, данные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, так как такие требования рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.
В связи с изложенным решение Ольского районного суда в части удовлетворения требований Магаданского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на администрацию муниципального образования "Ольский городской округ" обязанностей ликвидировать несанкционированную свалку, подлежит отмене с прекращением производства по делу в указанной части.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Ольский городской округ" удовлетворить.
Решение Ольского районного суда Магаданской области от 01 февраля 2016 года по административному делу по административному иску Магаданского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Ольский городской округ" по ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов (свалки) общей площадью 1008 кв. м., расположенной на территории муниципального образования "Ольский городской округ" в северо-западной части поселка "адрес" Магаданской области, возложении на администрацию муниципального образования "Ольский городской округ" обязанности в срок до 01 июля 2016 года ликвидировать указанную несанкционированную свалку, отменить.
Принять по данному административному делу новое решение, которым в удовлетворении требований Магаданского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Ольский городской округ" по ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов (свалки) общей площадью 1008 кв. м., расположенной на территории муниципального образования "Ольский городской округ" в северо-западной части поселка "адрес" Магаданской области, отказать.
Производство по делу в части требований Магаданского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на администрацию муниципального образования "Ольский городской округ" обязанностей в срок до 01 июля 2016 года ликвидировать несанкционированную свалку, прекратить.
Председательствующий С.Н. Лобыкин
Судьи А.А. Кречетов
С.В. Бобылев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.