Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Хапачевой Р.А.,
судей: Богатыревой Е. В. и Соловьевой О. М.,
при секретаре: Абреговой Н. О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Василенко О.В. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 23 декабря 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Василенко О.В. к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании решения незаконным и возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 01:08:0519038:28, отказать.
Заслушав доклад судьи Хапачевой Р.А., пояснения представителя истца Василенко О.В. по доверенности Бондарь В.Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Василенко О.В. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность.
Требования мотивировала тем, что ей на праве собственности принадлежит нежилое здание, площадью 86,4 кв.м., расположенное по адресу: "адрес", квартал 407-Е. Земельный участок, площадью 5280 кв.м., с кадастровым номером N, на котором расположено указанное выше здание, принадлежит Российской Федерации и находится в постоянном (бессрочном) пользовании у ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО". Поскольку на данном земельном участке не располагаются никакие объекты недвижимости, кроме здания, принадлежащего Василенко О.В., последняя в порядке ст. 39.14 ЗК РФ обратилась ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о разрешении его приобретения в собственность, на что письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. N ответчиком было отказано. Василенко О.В. считала отказ, противоречащим действующему законодательству, а именно ст.ст. 15, 39.20 ЗК РФ. Просила суд признать отказ Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ей в собственность земельного участка, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", квартал 407-Е, площадью 5280 кв.м., незаконным и обязать ответчика принять решение о передаче указанного земельного участка ей в собственность за плату без проведения торгов и понудить ответчика заключить договор купли-продажи данного земельного участка.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Осколков Д.С. настаивал на удовлетворении исковых требований Василенко О.В.
Представитель ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился. Согласно возражений на исковое заявление, поданных ответчиком в Майкопский городской суд Республики Адыгея, спорный земельный участок зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией и предоставлен ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данный земельный участок не входит в состав высвобожденных военных городков и не планируемых к использованию в интересах Вооруженных Сил РФ. Имущество Вооруженных Сил РФ, а также земли и природные ресурсы, предоставленные ВС РФ независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица обращаются в орган государственной власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками с заявлением о приобретении прав с предоставлением перечня необходимых документов, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Ответчик не относится к уполномоченным государственным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Ответчик полагал, что заявленные истцом требования некорректны, поскольку объект недвижимости, принадлежащий истцу имеет площадь 86.4 кв.м., а спорный земельный участок имеет гораздо большую площадь - 5280 кв.м.
Представитель третьего лица - ООО "Лидер" (далее Общество) по доверенности Нагорная Р.М. возражала против удовлетворения иска.
Суд постановилобжалуемое решение.
В апелляционной жалобе истец Василенко О.В. просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования. При этом указывает, что, ни Департамент имущественных отношений МО РФ, ни ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Министерства обороны РФ обосновывая свой отказ в передаче ей в собственность земельного участка, не отрицают право Василенко О. В. на покупку спорного земельного участка, а ссылаются на уже не действующие нормы закона. Кроме того, обращает внимание на то, что суд первой инстанции, ссылаясь в своём решении на Приказ Минэкономразвития РФ N "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", не дал оценку обжалуемому решению ответчика в части того, что в своём решении он требует с истца предоставить документы и выполнить действия, не предусмотренные данным Перечнем и Земельным кодексом РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, приводя доводы в опровержение, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Определением судебной коллегии от 29.03.2016 г. произведен переход рассмотрения дела по правилам первой инстанции.
Не привлечение к участию в деле в качестве соответчика Министерства обороны Российской Федерации в силу пункта 4 части 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, чьи права затрагиваются рассмотренными судом требованиями, является основанием для отмены решения суда и рассмотрения дела по правилам первой инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Василенко О.В. по доверенности Бондарь В.Ф. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Василенко О.В. по доверенности Бондарь В.Ф., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу пп. 2 п. 6 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Василенко О. В. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 86.4 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", квартал 407-Е на основании решения мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности истца зарегистрировано на основании Свидетельства о государственной регистрации, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Василенко О. В. обратилась в ФКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 5280 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" сообщило Василенко О.В. о невозможности положительного рассмотрения ее заявления, ввиду непредставления заявителем всех необходимых документов.
На обращение Василенко О. В. в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации с аналогичным заявлением о предоставлении земельного участка, на котором расположено нежилое здание, принадлежащее ей на праве собственности, получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, исх. N, согласно которому Департамент соглашается с позицией ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ и вернется к рассмотрению указанного вопроса после предоставления всех необходимых документов.
Отказывая в предоставлении земельного участка истице, ответчик Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и третье лицо ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России не ссылались на некомпетентность рассмотрения заявления Василенко О. В., а указывали на необоснованность ее заявления.
Определяя надлежащий уполномоченный орган по рассмотрению вопроса о предоставлении Василенко О. В. земельного участка, суд первой инстанции указал, что полномочным органом является Министерство обороны Российской Федерации, поскольку Департамент не является самостоятельным юридическим лицом. Несмотря на подобный вывод, в нарушение части 3 статьи 40 ГПК РФ не вынес на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос о привлечении в качестве соответчика Министерства обороны Российской Федерации, не привлек указанный орган в качестве соответчика к участию в деле.
При таких условиях решение суда законным признано быть не может и подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 330 ГПК РФ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у подведомственных Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также по реализации полномочий Министра обороны Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ с федеральным участием.
Департамент имущественных отношений Минобороны России в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, осуществляет реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Миноборны России.
Основными направлениями деятельности Департамента имущественных отношений по использованию военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, в числе прочего, является реализация имущества, неиспользуемого для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с приведенным порядком осуществления управления военным имуществом, право распоряжения имуществом Министерства обороны российской Федерации от имени Министерства обороны Российской Федерации предоставлено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской федерации.
Таким образом, уполномоченным органом по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка из земель, находящихся в ведении министерства обороны Российской Федерации, собственнику недвижимого имущества является Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Василенко О.В. с заявлением о предоставлении земельного участка по нежилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, которое расположено на землях Министерства обороны Российской Федерации, обратилась в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации - Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Вместе с тем, Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ не соблюден порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка
В соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Судом установлено, подтверждено материалами дела, что Департаментов имущественных отношений МО РФ в установленный законом срок решения об отказе в приеме заявления, о возврате представленных документов, о предоставлении либо об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в требуемой законом форме не приняты.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что Министерством обороны РФ в лице его органа, уполномоченного им правом распоряжения имуществом Министерства обороны Российской Федерации, допущено бездействие, выразившееся в не рассмотрении в установленном порядке заявления Василенко О. В. о предоставлении в собственность за плату земельного участка.
Доводы возражений на иск Василенко О. В., представленные ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, о том, что истицей не был предоставлен перечень документов, необходимых для рассмотрения ее заявления, также является необоснованным.
Из материалов дела следует, что истица трижды обращалась в ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Министерства обороны России с просьбой разрешения приобретения в собственность земельного участка без проведения торгов в порядке, предусмотренном ст.ст. 39.14 и 39.20 ЗК РФ.
Последнее обращение Василенко О. В. в ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Министерства обороны России имело место 20.03.2015 года, на который был получен отказ.
02 июля 2015 года Василенко О. В. обратилась с заявлением Департамент имущественных отношений Министерства обороны России с просьбой признания незаконным письма ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Министерства обороны России от 14.04.2015 года незаконным и необоснованным, заключении с ней договора купли-продажи земельного участка площадью 5 280 кв.м ... К заявлению были приложены все документы, предусмотренные п. 6 Приложения к Приказу Минэкономразвития России от 12.01.2015 года N 1 "Перечень документов, подтверждающих право заявителя, на приобретение земельного участка без проведения торгов".
Кроме того, из письменных ответов ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Министерства обороны России от 14.04.2015 года и Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 26.08.2015 года следует, что решение вопроса о предоставлении сформированного на дату обращения земельного участка либо его части для эксплуатации принадлежащего Василенко О. В. объекта недвижимости без проведения торгов, уполномоченные органы связывают с наличием документов, подтверждающих разрешение на размещение принадлежащего истице здания на земельном участке Минобороны России, выданное уполномоченными органами Министерства обороны Российской Федерации (СССР).
Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, обсуждение вопроса о наличии разрешения на размещение принадлежащего истице здания на земельном участке Минобороны России, выданное уполномоченными органами Министерства обороны Российской Федерации, не может явиться основанием для отказа в рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка истице, поскольку подобное обстоятельство может иметь значение при рассмотрении вопроса о праве собственности на само недвижимое имущество.
Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея истребовано у мирового судьи судебного участка N "адрес" материалы гражданского дела N по иску Василенко О. В. к Бондарь Е. Г. о признании права собственности на торговое помещение, площадью 86, 4 кв.м. и исследовано в судебном заседании суда апелляционной инстанции. Согласно материалам указанного гражданского дела, по заявленному иску мировым судьи судебного участка N вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым за Василенко О.В. признано право собственности на торговое помещение, площадью 86, 4 кв.м., расположенное по адресу: "адрес", квартал 407-е, расположенное на земельном участке площадью 5280+/- 25 кв.м., кадастровым номером Nкатегория земли населенных пунктов).
При этом, судебной коллегией принимается во внимание, что упомянутое решение мирового судьи вступило в законную силу, не оспорено заинтересованными органами, как принятое без учета их интересов. Ввиду изложенного и в силу положений ст. 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, право Василенко О. В. на предоставление ей земельного участка для обслуживания недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, не может быть поставлено в зависимость от предоставления документов, подтверждающих наличие разрешения Министерства обороны РФ на размещение объекта недвижимости на указанном земельном участке, поскольку тем самым ставиться под сомнение законность принадлежности ей недвижимого имущества.
Ссылки ответчика на некорректное требование по размеру земельного участка, подлежащего представлению для обслуживания недвижимого имущества, принадлежащего истице, также являются необоснованными. Являясь уполномоченным органом собственника земельного участка, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в письме не указал конкретный перечень документов, которыми заявитель должен обосновать размер испрашиваемого земельного участка. Кроме того, согласно примечании к Приложению к Приказу Минэкономразвития России от 12.01.2015 года N 1, документы, имеющие пометку в виде звездочек, к числу которых относится схема расположения земельного участка на кадастровом плане, уполномоченным органом могут быть запрошены посредством межведомственного информационного взаимодействия.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что истица с 2014 года не может реализовать свое право на приобретение земельного участка под объектом недвижимого имущества и ее права нарушаются бездействием уполномоченных органов, которые в отсутствие основания не рассматривают ее заявление в установленном законом порядке.
Обязанность рассмотреть по существу заявление о предоставлении земельного участка возложена на Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных МО РФ, имеющего полномочия контролировать соблюдение установленных законом сроков и порядка рассмотрения заявлений по распоряжению собственностью Министерства обороны Российской Федерации.
С учетом изложенного требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменить и вынести по делу новое решение, которым исковые требования Василенко О. В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Василенко О. В. земельного участка с кадастровым номером 01:08:0519038:28 по адресу: "адрес" (квартал 407Е), на котором расположен объект недвижимого имущества (нежилое здание), принадлежащий ей на праве собственности.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть заявление Василенко О. В. и принять решение о передаче Василенко О. В., как собственнику нежилого здания площадью 86,4 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес" (квартал 407Е), площадью 5 280 кв.м., земельного участка в собственность установленном законом порядке.
Председательствующий - Р.А. Хапачева
Судьи - Е. В. Богатырева
О. М. Соловьева
Председательствующий: Хапачева Р. А.,
Судьи: Богатырева Е. В. и Соловьева О. М.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея ФИО10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.