Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего - судьи Григоровой Ж.В.,
судей - Андрейченко А.А., Володиной Л.В.,
при участии секретаря - Кондратовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Цыганюк В.А. на решение Гагаринского районного суда от 27 августа 2015 года, которым постановлено:
исковое заявление удовлетворить.
Признать право собственности на земельный участок площадью 0,0615 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N отсутствующим.
Признать недействительным Свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью 0,0615 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N, выданное Цыганюк В.А. .
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения представителя Правительства города Севастополя - Дереки А.А. (по доверенности), представителя Управления лесного и охотничьего хозяйства - Лавренова Г.М. (по доверенности), возражавших против доводов жалобы, полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Правительство Севастополя обратилось в суд с иском к ответчице Цыганюк В.А. и просило признать отсутствующим право собственности на земельный участок площадью 0,0615 га расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N и признать недействительным свидетельство о праве собственности, выданное на имя ответчицы на указанный участок. В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемое свидетельство о праве собственности выдано ответчице с нарушением требований законодательства. Кроме того, земельный участок расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Цыганюк В.А., не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое. В обоснование доводов жалобы указала, что суд первой инстанции при разрешении настоящего дела нарушил нормы материального и процессуального права, что повлекло принятие незаконного решения.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции нашел обоснованными заявленные требования, в связи с чем пришел к выводу об их удовлетворении.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции считает возможным согласиться.
В соответствии со ст. 19 Конституции Украины (в редакции, действовавшей на момент издания распоряжения СГГА от 02.04.2010 г. N 962-р), органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6 от 21.03.2014 г. законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений.
Статьями 81 и 116 ЗК Украины (в редакции, действующей на момент возникновения сорных правоотношений) определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Согласно ст. 118 ЗК Украины, гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Из статьи 9 ЗК Украины следует, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжения землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков из коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
Пунктом 12 Переходных положений ЗК Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия Распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ N-р), следует, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Распорядителем земель в границах города Севастополя и органом, уполномоченным осуществлять соответствующие функции собственника, на момент издания Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-р являлся Севастопольский городской Совет.
В соответствии со ст. 19 Закона Украины "О планировании и застройке территории" N 1699-III от 20.04.2010 г. (в редакции от 14.10.2009 г.), режим застройки и другого использования земель, определенных для градостроительных нужд на территории населенного пункта устанавливается соответствующим советом в генеральных планах населенных пунктов или местных правилах застройки.
Статьями 38, 39 ЗК Украины (в редакции от 16.03.2010 г.) определено, что к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в границах населенных пунктов, используемые для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования. При этом использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, иной градостроительной документацией, плана земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм.
В соответствии со ст. 17 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", генеральный план населенного пункта является основным видом градостроительной документации, а, следовательно, предоставление земельных участков в собственность лицам должно осуществляться с учетом функционального назначения данных земельных участков, определенного Генеральным планом.
Согласно п. 7 ст. 118 ЗК Украины (в редакции от 16.03.2010 г.), основанием для отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка является несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятым в соответствие с ними нормативно-правовым актам, генеральных планов населенных пунктов и иной градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных образований, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
Статьей 83 ЗК Украины (в редакции от 16.03.2010 г.) установлено, что земли, принадлежащие на праве собственности территориальным громадам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью. К землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся в частности земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.).
В соответствии с п. 5 Переходных положений Лесного кодекса Украины, до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.
В соответствии с Распоряжением кабинета Министров Украины от 10.04.2008 г. N610-р, с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов в законодательное урегулирование вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере: остановить принятие решений о предоставлении согласия на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения.
Согласно ст. 23 ФКЗ N 6 от 21.03.2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" на территории города федерального значения Севастополя с 18 марта 2014 года действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской государственной администрацией было издано распоряжение N-р "Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом "Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков "Оптима-С" и передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных в районе "адрес" в "адрес"".
Согласно п. 2 указанного распоряжения, в частную собственность гражданам Украины - членам ОК "ЖСТ ИЗ "Оптима-С" переданы земельные участки в порядке их бесплатной приватизации общей площадью 8,1 га для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов (согласно приложению). Члены ОК должны оформить право собственности на земельные участки в соответствии со статьей 125 и 126 ЗК Украины.
На основании указанного распоряжения регистрационной службой Главного управления юстиции в "адрес" выдано свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество индексный N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N, площадью 0,0615 га, целевое назначение - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) принадлежит Цыганюк В.А.
Однако, из указанного распоряжения, а также материалов дела усматривается, что распоряжений о передаче спорного земельного участка в собственность именно Цыганюк В.А. уполномоченным органом не принималось, доказательств обращения ответчика с личным заявлением в орган власти в соответствии с требованиями ст. 118 ЗК Украины о предоставлении ей в собственность спорного земельного участка, не представлено.
Кроме того, из письма Секретариата губернатора "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что согласно данным электронного реестра нормативно-правовых актов и распорядительных документов распоряжение председателя Севастопольской городской администрации "Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отведении земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом "Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков "Оптима-С" и передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, размещенных в районе "адрес" в "адрес"" не регистрировалось. С реквизитами N-р ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано распоряжение "О предоставлении разрешения Буртовой М.А. на разработку проекта землеустройства на отведение земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства в районе села Колхозное". Проект землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов ОК "ЖСТИЗ "Оптима-С", расположенных в "адрес" в районе "адрес", не поступал.
Как следует из материалов проверки, проведенной прокуратурой, соответствующее распоряжение N-р от ДД.ММ.ГГГГ об отведении в собственность 128 гражданам земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений по "адрес" в "адрес" городской государственной администрацией не принималось.
В соответствии с Генеральным планом "адрес", утвержденным решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N, земельный участок, переданный гражданам - членам ОК "ЖСТИЗ "Оптима-С" по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и т.д.).
Согласно заключению специалиста ГУП "Севастопольский центр землеустройства и геодезии" N от ДД.ММ.ГГГГ, комплекс земельных участков по "адрес", общей площадью 95 638 кв.м, расположен в квартале 1, выделы 11, 23, 24, 25, 27 Севастопольского участкового лесничества.
Представленным письменным доказательствам суд первой инстанции дал оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, что отражено в решении.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что свидетельство о праве собственности ответчика на земельный участок выдано в нарушение установленного порядка, а именно без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утвержденного в установленном законом порядке проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также с нарушением требований градостроительной документации и, таким образом, об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на земельный участок.
Доводы апелляционной жалобы о том, что основанием приобретения и регистрации права собственности на земельный участок ответчика является действующее распоряжение Севастопольской городской государственной администрации N-р от ДД.ММ.ГГГГ выводов суда не опровергают, являлись предметом исследования судом первой инстанции.
При этом, отклоняя указанные доводы, суд обоснованно исходил из доказанности факта отсутствия такого распоряжения, послужившего основанием для регистрации права собственности на спорный земельный участок за ответчиком.
Также, соглашается судебная коллегия и с выводом суда первой инстанции о том, что земельный участок, указанный в распоряжении СГГА, переданный гражданам - членам ОК "ЖСТИЗ "Оптима-С", не соответствует категории земель, установленной Генеральным планом "адрес" и передача спорного земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) осуществлена в нарушение порядка определения и отнесения земельных участков к соответствующей категории земель, установленных статьями 19, 20, 38, 39, 51, 52, 83 ЗК Украины.
Так, согласно ч. 5 ст. 116, ч. 1 ст. 149 ЗК Украины, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно письму Управления лесного и охотничьего хозяйства города федерального значения Севастополь от ДД.ММ.ГГГГ исх. N, земельный участок, выделенный членам ОК "ЖСТИЗ "Оптима-С" по "адрес" согласно материалам лесоустройства находится в границах земель лесного фонда ГКУ "Севастопольское лесничество - Севастопольское участковое лесничество, квартал 1".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при выделении земельного участка разрешение на его изъятие и изменение его целевого назначения не получено, в связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении норм Лесного кодекса Украины, Земельного кодекса Украины, Распоряжения КМУ от ДД.ММ.ГГГГ N-р.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, и повлияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основаниями для отмены решения суда. В связи с чем, обжалуемое решение отмене не подлежит.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда от 27 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Цыганюк В.А. - без удовлетворения.
Копия верна.
Судья: Ж.В. Григорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.