Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королёвой А.В.,
судей Трифоновой Т.П. и Тютькиной З.А.,
при секретаре Кузине Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 января 2016 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Князхановой И*** Д*** к администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, возложении на администрацию города Ульяновска обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии N33 от 16 июля 2015 года .
Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания жилого дома N*** по ул. *** г. У*** аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принять решение, предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года за N47.
Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Сальникова А.А. и Князхановой И.Д., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Князхановой И.Д. к администрации г. Ульяновска о признании незаконным решения межведомственной комиссии от 16 июля 2015 года N 33, возложении на ответчика обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома N*** по ул. *** в г.У*** аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с принятием решения, предусмотренного законом.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска была проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства администрацией г. Ульяновска при решении вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилого дома N*** по ул. *** в г. У***.
При рассмотрении вопроса о возможности признания данного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции межведомственной комиссией было принято решение, не предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47. Собственникам многоквартирного дома предложено представить документы, указанные в п. 45 Положения, а именно: заверенных копий правоустанавливающих документов, технического паспорта многоквартирного дома, заключение специализированной организации, имеющей лицензию и проводившей обследование данного дома.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске.
Жалоба мотивирована тем, что принятие решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии и федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления. Оспариваемое решение от 16 июля 2015 года N33 вынесено в полном соответствии с требованиями закона, оснований не доверять ему у суда не имелось.
В возражениях на жалобу Князханова И.Д. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование приводит доводы, ранее изложенные в суде первой инстанции.
В судебное заседание не явился представитель администрации г.Ульяновска. О дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В ходе рассмотрения дела установлено, что Князханова И.Д. является нанимателем квартиры N *** в доме N *** по ул. ***. Вместе с ней в указанном доме проживают её родители К*** Д.Ш. и С.Х. и брат К*** А.Д.
03 июня 2015 года специалистами Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области было проведено обследование дома N *** по ул. ***. В ходе осмотра установлено, что данный жилой дом имеет трещины в межкомнатных перегородках и стенах с приблизительной шириной раскрытия до 2 см., разрушение, зыбкость, наличие трещин, загнивание деревянных стен дома по всему периметру, разрушение штукатурно-окрасочного слоя и кирпичной кладки цоколя по всему периметру дома, провисание потолков во всех комнатах, клон, зыбкость, разрушение половых досок во всех комнатах, разрушение крыльца входа квартиры на 2 этаж, в доме отсутствует горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, имеется печное отопление-печка на две квартиры. По результатам осмотра дома Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области составлен акт, в адрес Главы администрации г.Ульяновска направлено письмо о необходимости создания межведомственной комиссии по признанию жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Данный вопрос был рассмотрен на заседании межведомственной комиссии 16 июля 2015 года. По результатам рассмотрения принято решение N 33, которым собственникам многоквартирного дома предложено представить документы, указанные в п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, а именно: заявление о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, технический паспорт многоквартирного дома, заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя. Кроме того разъяснено, что после предоставления документов межведомственной комиссией будет принято одно из решений, предусмотренных п. 47 вышеприведенного Положения.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о незаконности решения межведомственной комиссии N 33 от 16 июля 2015 года.
Согласно п. 45 Данного Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Данный перечень является исчерпывающим.
Таким образом, требование предоставления от собственников многоквартирного дома технического паспорта многоквартирного жилого дома, является незаконным.
Кроме того, в соответствии с п. 45 (2) Положения, комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:
а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;
б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;
в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 настоящего Положения.
При том администрацией г.Ульяновска не приведено доказательств, свидетельствующих о невозможности получения документов в электронной форме.
Пунктом 47 Положения установлено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В соответствии с п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года за N47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В нарушение вышеприведенных положений законодательства межведомственной комиссией принято решение, не предусмотренное п. 47 Положения.
Кроме того, из имеющихся в материалах дела документов следует, что дом по ул. *** в г.У***, 1917 года постройки, деревянный. Вопрос о переселении жильцов из данного дома решается с 2009 года. Из письма Комитета ЖКХ Мэрии г.Ульяновска от 02 ноября 2009 года следует, что указанный дом занесен в Городскую целевую программу по "Переселению граждан г.Ульяновска из ветхого и аварийного жилищного фонда на период с 2005-2010г.г. В 2009 году переселение жителей из данного дома не планируется. Дальнейшее переселение будет производиться поэтапно по мере выделения денежных средств из федерального и региональных бюджетов для приобретения жилья для этих целей.
Впоследствии реализация программы по переселению граждан города Ульяновска из ветхого и аварийного жилищного фонда на период 2005-2010г.г., утвержденная постановлением Ульяновской Городской Думы 02 июня 2004 года N 161, была приостановлена из-за отсутствия финансирования (ответ председателя Комитета ЖКХ и экологии мэрии г.Ульяновска о 22.03.2011).
Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.