Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 19 апреля 2016 г. по делу N 33а-107/2016
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В., судей Иванова В.В. и Таранова А.В.,
при секретаре судебного заседания Гусевой И.В.,
с участием административного истца Бабкина В.Е., представителей административных ответчиков - командиров войсковых частей 1 и 2 - Стереховой Е.М. и Осипенко С.Н. соответственно,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика - врио командира войсковой части 1 полковника Жаромских О.А. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2015 года по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего майора в отставке Бабкина В.Е. об оспаривании приказа командира войсковой части 1 о его исключении из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В., объяснения представителей административных ответчиков Стереховой Е.М. и Осипенко С.Н., поддержавших доводы жалобы, административного истца, возражавшего против её удовлетворения и просившего оставить решение суда без изменения, окружной военный суд
установил:
Бабкин В.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить приказ командира войсковой части 1 от 09 октября 2015 года N * (по строевой части) о его исключении с 19 октября 2015 года из списков личного состава части и выплате единовременного пособия при увольнении с военной службы (далее - единовременное пособие) в размере двух окладов денежного содержания, восстановить его в указанных списках и выплатить единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.
Вышеназванным решением суда заявленные требования удовлетворены частично. Оспоренный приказ признан незаконным и на командира войсковой части 1 возложены обязанности исключить административного истца из списков личного состава воинской части 20 ноября 2015 года и увеличить размер подлежащего выплате единовременного пособия до семи окладов денежного содержания.
В удовлетворении остальных требований отказано.
С федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" в пользу Бабкина В.Е. взысканы судебные расходы за уплату государственной пошлины в размере ста рублей.
В апелляционной жалобе выражается несогласие с состоявшимся судебным актом в части возложения на командира войсковой части 1 обязанности по установлению Бабкину В.Е. единовременного пособия в размере семи окладов денежного содержания.
В обоснование этого, ссылаясь на отдельные положения федерального законодательства и обстоятельства спора, исследованные по нему доказательства, автор обращения приводит доводы, которые сводятся к утверждению о том, что административный истец права на выплату единовременного пособия в размере семи окладов денежного содержания не имеет в связи отсутствием общей продолжительности военной службы 20 лет и более.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), окружной военный суд приходит к следующему.
Выводы гарнизонного военного суда о нарушении прав Бабкина В.Е. невыплатой в полном объёме на день окончания военной службы денежного довольствия и возложении на должностное лицо обязанности перенести дату исключения административного истца из списков личного состава воинской части на 20 ноября 2015 года, то есть на день полного с ним расчёта, основаны на имеющихся в деле доказательствах и верном применении норм права.
Статьей 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон N 306-ФЗ), иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учётом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Частями 3 и 18 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ установлено, что военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания. Порядок предоставления данной выплаты определяется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Аналогичные положения по условиям выплаты содержатся в пункте 140 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 2700 (далее - Порядок).
Пунктом 143 Порядка определено, что для выплаты единовременного пособия засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы, указанные в пункте 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление N 941).
Содержание названных норм права указывает на то, что при исчислении военнослужащему размера единовременного пособия при увольнении с военной службы необходимо исходить из общей продолжительности именно военной службы, которую военнослужащие проходят в федеральных органах исполнительной власти, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
На основании пункта 1 Постановления N 941 под военной понимается служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств; служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях. Иные периоды службы, в том числе в органах уголовно-исполнительной системы, подлежат зачёту для назначения пенсий.
Следовательно, служба в таможенных органах Постановлением N 941 к военной службе не отнесена, в связи с чем не подлежит учёту при расчёте размера единовременного пособия при увольнении с военной службы.
Утверждение гарнизонного военного суда об обратном основано на неверном толковании норм материального права.
Что касается зачёта Бабкину В.Е. в приказе командира войсковой части 1 от 12 ноября 2015 года N ** (по строевой части) в выслугу лет службы в Федеральной таможенной службе России в период с 18 июля 1997 года по 21 февраля 2000 года ), то эти обстоятельства на спорные правоотношения не влияют.
Так, обозначенный период зачтён должностным лицом, правомочным назначать ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1074 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" исключительно для целей определения размера данной надбавки.
Из выписки из приказа командира войсковой части 2 от 05 октября 2015 года N *** (по личному составу) об увольнении Бабкина с военной службы ) и расчёта выслуги лет на пенсию ) следует, что исчисленная в соответствии с пунктом 1 Постановления N 941 общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет у него менее 20 лет, что не даёт административному истцу права на выплату единовременного пособия в размере семи окладом денежного содержания.
Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, в силу пункта 1 части 2 статьи 310 КАС РФ является основанием для изменения в апелляционном порядке судебного акта в данной части.
Также обжалованное решение подлежит изменению и в части распределения судебных расходов, в связи с неправильным применением судом норм процессуального права (п.3 ч.3 ст.310 КАС РФ).
Так, по одному из требований решение состоялось в пользу административного истца, а поэтому суд должен был в силу положений части 1 статьи 111 КАС РФ присудить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, состоящие из уплаченной Бабкиным В.Е. государственной пошлины в размере трёхсот рублей, то есть без применения положений об их пропорциональном возмещении (распределении).
Такое истолкование указанных положений процессуального закона напрямую вытекает из пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Кроме того, вынесенный судебный акт в нарушение пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части не содержит указания на срок устранения выявленных нарушений, а также необходимость сообщения об исполнении решения в суд и административному истцу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2015 года по административному исковому заявлению Бабкина В.Е. изменить и принять по делу новое решение изложив его в следующей редакции:
Заявленные Бабкиным В.Е. требования удовлетворить частично.
Признать незаконным, нарушающим права административного истца приказ командира войсковой части 1 от 09 октября 2015 года N * в части исключения Бабкина В.И. из списков личного состава воинской части с 19 октября 2015 года.
Обязать командира войсковой части 1 изменить дату окончания военной службы Бабкину В.И. с 19 октября на 20 ноября 2015 года.
В удовлетворении остальных требований административному истцу отказать.
Возложить на командира войсковой части 1 обязанность в течение месяца со дня вынесения настоящего определения устранить допущенные нарушения прав Бабкина В.И. и в тот же срок сообщить о его исполнении в Новосибирский гарнизонный военный суд и административному истцу.
Взыскать с федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" в пользу Бабкина В.Е. понесенные им судебные расходы в размере трехсот рублей.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда В.В. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.