Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Душнюк Н.В., Стракатовой З.Е.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 02 ноября 2015 г. по иску Полуэктовой В.А. к войсковой части 96848, Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделению Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Полуэктова В.А. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что ее бывшему супругу Полуэктову В.А. в период прохождения военной службы на состав семьи три человека (жена и сын) была предоставлена на территории войсковой части ( ... ) служебная ( ... ) квартира в доме N ( ... ). В ( ... ) г. после расторжения брака бывший супруг выехал из указанной квартиры, а ее с сыном переселили в ( ... ) квартиру N ( ... ) на территории этой же войсковой части. ( ... ) пос. Кааламо был внесен в Перечень закрытых военных городков Минобороны РФ. Истица просила признать за ней право на получение жилищного сертификата, обязать ответчиков включить в список граждан - получателей жилищного сертификата и обязать выдать государственный жилищный сертификат.
Решением суда за Полуэктовой В.А. признано право на получение государственного жилищного сертификата как участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Суд обязал территориальное отделение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ в Республике Карелия - г. Петрозаводск включить Полуэктову В.А. в составе семьи из 1 (одного) человека в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", как проживающих на территории закрытого военного городка и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.
Дополнительным решением суда от 01.02.2016 в иске Полуэктовой В.А. к войсковой части 96848, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ отказано.
С таким решением суда не согласно ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ, в апелляционной жалобе представитель Новиков А.Т. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом не были установлены и исследованы обстоятельства проживания истицы на территории закрытого военного городка, которые послужили основанием для признания ее права на получение государственного жилищного сертификата как участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" от Минобороны РФ. Ссылаясь на ст. ст. 93, 103 ЖК РФ, указывает, что при принятии решения судом неправильно истолкована норма права о возникновении права истицы на жилищное обеспечение от Минобороны РФ путем предоставления государственного жилищного сертификата для отселения из закрытого военного городка на основании подп. "б" п. 5 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153. Предоставление жилищного сертификата по указанному основанию предусмотрено в случае реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, таких обстоятельств в данном споре не установлено. Требования о выселении из занимаемого жилого помещения к истице не предъявлялись. Истица не связана трудовыми отношениями с Минобороны РФ и ее проживание в закрытом военном городке обусловлено только прохождением ранее военной службы ее бывшего супруга в связи с чем она не может быть отнесена к категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. Факт проживания в закрытом военном городке и отсутствие права на иное жилое помещение не могут служить основанием для удовлетворения требований истицы.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте слушания дела извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части ( ... ) от ( ... ) военнослужащему Полуэктову В.А. была выделена квартира N ( ... ) жилой площадью ( ... ) кв. м на состав семьи 3 человека, включая сына и супругу Полуэктову В.А. Брак между Полуэктовым В.А. и Полуэктовой В.А. расторгнут, что следует из свидетельства о расторжении брака от ( ... ).
На основании решения жилищной комиссии войсковой части ( ... ) от ( ... ) Полуэктовой В.А. выделена квартира N ( ... ) на состав семьи из 1 человека, Сортавальской КЭЧ района ( ... ) истице выдан ордер N ( ... ). В данном жилом помещении истица зарегистрирована и проживает.
Указанный поселок Сортавальского муниципального района входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ N 752-р от 01.06.2000.
Уведомлением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ от ( ... ) N ( ... ) Полуэктовой В.А. отказано в признании ее участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", поскольку она не относится к категориям лиц, имеющих право на получение жилого помещения от Минобороны РФ.
Заявляя о своем праве на обеспечение жилим помещением посредством государственного жилищного сертификата, истица основывалась на положениях подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (в редакции от 18.02.2013) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Согласно этой норме право на получение государственного жилищного сертификата имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Полуэктовой В.А., суд первой инстанции исходил из того, что проживание истицы в закрытом военном городке является самостоятельным основанием для выдачи ей государственного жилищного сертификата и связано со спецификой данных населенных пунктов, необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Обеспечение жилищных прав военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, регламентировано п. 3 ст. 6 и п. 14 ст. 15 Федерального закона 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ.
Такое основание определено и приказом Минобороны РФ от 08.11.2011 N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, состоящих на учете в Минобороны РФ и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах РФ".
Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификата, удостоверяющего право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты по указанному основанию направлено на необходимость переселения граждан из закрытых военных городков ввиду утраты связи с учреждениями, предприятиями, организациями, расположенными на территории таких городков. Обязательным условием участия гражданина в указанной подпрограмме является право такого гражданина на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, закрепленное в законе.
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В данном случае такого решения не принималось и переселение граждан из закрытого военного городка не производилось. Требований о выселении из занимаемого жилого помещения к истице не предъявлено.
Истица не является лицом, перед которым государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в служебных отношениях с военным ведомством она не состояла. Проживание в закрытом военном городке, равно как и статус бывшей супруги военнослужащего сами по себе таких обязательств не порождают.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Полуэктовой В.А. исковых требований.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции по настоящему делу и принимает новое решение об отказе Полуэктовой В.А. в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 02 ноября 2015 г. по настоящему делу отменить, в удовлетворении исковых требований Полуэктовой В.А. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.