Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Стракатовой З.Е.
судей Савельевой Н.В., Душнюк Н.В.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 декабря 2015 г. по иску Кукушкиной С. Н. к ФГКУ "Западное региональное управление Жилищного обеспечения" МО РФ в лице ТО РК о признании права и понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Савельевой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кукушкина С.Н. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она с 03.08.1989 в связи с наличием трудовых отношений с организациями Министерства обороны РФ вселена в квартиру, расположенную по адресу: ( ... ). В данной квартире проживает совместно с дочерью Машуренко И.О. и несовершеннолетней ( ... ) В настоящее время связь с организациями Министерства обороны РФ утрачена. Истица 21.05.2015 обратилась с заявлением в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании ее участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг., однако уведомлением ей было отказано в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к участникам данной подпрограммы. Не согласившись с отказом, истица просила признать за ней право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 гг., и обязать ответчика включить ее составом семьи три человека в Список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 гг., как проживающих на территории закрытого военного городка, и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Машуренко И.О.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласна истица, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих" при разрешении настоящего спора применению не подлежат, а ссылка в судебном акте на указанную норму свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права. Подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (ред. от 23.09.2015) установлены государственные обязательства по обеспечению жильем граждан, проживающих в закрытых военных городках, к которым относится истица. Обжалуемый судебный акт противоречит ранее сложившейся судебной практике по данной категории дел.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица и ее представитель Перов И.Л. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте слушания дела.
Заслушав пояснения истицы и ее представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
По делу судом установлено, что Кукушкина С.Н. с 03.07.1989 по 29.03.1991 и с 23.11.2000 по 11.08.2003 состояла в трудовых отношениях с войсковой частью ( ... ) стаж работы составил 4 года 5 месяцев 14 дней. Истица и члены ее семьи службу в Вооруженных силах РФ не проходили и не проходят в настоящее время.
В период работы в данной части Кукушкиной С.Н. было предоставлено служебное жилое помещение - двухкомнатная квартира по адресу: ( ... ), в которой также проживают: дочь - Машуренко И.О. и внучка - ( ... ) Данный военный городок включён в перечень закрытых военных городков. Истица не состоит на учете нуждающейся в жилом помещении в органе местного самоуправления.
В мае 2015 года Кукушкина С.Н., полагая, что она и члены ее семьи подлежат переселению из закрытого военного городка, обратилась в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о включении ее и членов семьи в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Уведомлением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N 03-44/11 от 24.08.2015 Кукушкиной С.Н. отказано в признании ее участником подпрограммы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции исходил из того, что истица не имеет статуса военнослужащего, не была и не могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых военнослужащим в связи с увольнением с военной службы, не приобрела право быть признанной участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, ее проживание в закрытом военном городке не является самостоятельным основанием для выдачи государственного жилищного сертификата.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N1050 (ред. от 25.08.2015) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы" право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы, обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, имеют в том числе: военнослужащие, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и приравненные к ним лица, признанные федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания, на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих" либо статьи 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 23.09.2015) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Согласно пункту 1 данного постановления формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (ред. от 23.09.2015), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, доказательств того, что в отношении ( ... ), принято решение о переселении граждан с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, не представлено.
Кроме того, подпункт "б" пункта 5 указанных Правил устанавливает жилищные гарантии для граждан, имеющих право проживания в жилых помещениях, расположенных на территории закрытого военного городка, и подлежащих переселению.
Факт проживания гражданина на территории закрытого военного городка в течение некоторого количества времени в связи со служебными (трудовыми) отношениями и прекратившим эти отношения сам по себе не может являться достаточным основанием для предоставления такой выплаты.
Прекращение трудовых отношений с гражданином является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения и освобождение занимаемого им служебного жилого помещения, при этом не имеет значения находится ли данное служебное жилое помещение на территории закрытого военного городка или нет.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии у истицы права на обеспечение жильем в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании указанных выше законоположений.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 декабря 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.