Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Рочевой Е.С.
судей Савельевой Н.В., Касянчук Е.С.
при секретаре Климовиче С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского суда Республики Карелия от 21 декабря 2015 г. по иску Комкова В. П. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК о признании права на получение единовременной денежной выплаты, признании незаконным решения от 30 апреля 2015 г. N 2458, обязании предоставить единовременную денежную выплату.
Заслушав доклад судьи Савельевой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комков В.П. обратился в суд с иском по тем основаниям, что с 07.09.1966 по 14.02.1990 он проходил военную службу в Вооруженных силах СССР. Приказом МО СССР N ( ... ) от 19.03.1988 ему присвоено воинское звание полковник. Истец является офицером запаса Вооруженных сил СССР, ветераном боевых действий. 25.08.2014 истец обратился в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия с заявлением об обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (в рамках участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище"), 21.04.2015 состоялось заседание рабочей группы Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия по рассмотрению документов Комкова В.П. и принято решение об отказе в предоставлении ему единовременной денежной выплаты. О принятом решении ответчик известил истца письмом от 30.04.2015 N ( ... ). Истец считает отказ незаконным и необоснованным, поскольку в 2004 году администрацией Петрозаводского городского округа он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На момент постановки на учет Комков В.П. был зарегистрирован и проживал по адресу: ( ... ). 30.08.2005 Комков В.П. снят с регистрационного учета в г. ( ... ) в связи с выездом на постоянное место жительства в пос. ( ... ), и с 02.02.2005 зарегистрирован по адресу: ( ... ). Постановлением Главы Петрозаводского городского округа от 07.12.2009 N ( ... ) Комков В.П. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Распоряжением администрации Курортного сельского поселения от 25.03.2010 N ( ... ) Комков В.П. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Полагая позицию ответчика, о том, что его снятие с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с выездом на другое постоянное место жительства привело к утрате права на обеспечение жильем за счет федерального бюджета в рамках ФЗ "О статусе военнослужащих", а последующая постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в другом муниципальном образовании не предполагает возникновение у истца права на обеспечение жилым помещением в рамках ФЗ "О статусе военнослужащих", не соответствующей действующему законодательству, просил суд признать за ним право на обеспечение жильем (единовременную денежную компенсацию) в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", признать незаконным решение Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, выраженное в письме от 30.04.2015 N 2458, обязать ответчика выполнить действия, предусмотренные п. 10-13 Порядка предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с ФЗ от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 24.08.2011.
Определением суда от 10.12.2010 были приняты измененные исковые требования, согласно которым истец просил признать за ним право на получение единовременной денежной выплаты на льготных основаниях в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" и ФЗ от 08.12.2010 N 342-ФЗ, признать незаконным решение Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, выраженное в письме от 30.04.2015 N 2458, обязать ответчика предоставить ему единовременную денежную выплату в соответствии с п. 11 - 13 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 24.08.2011.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что полагает ошибочным вывод суда о том, что в период с сентября 2005 года по ноябрь 2006 года истец не являлся нуждающимся в жилом помещении. Считает, что поскольку он был поставлен органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, общая продолжительность прохождения военной службы составила более 20 лет, жилым помещением либо средствами на его приобретение он обеспечен не был, он имеет право на получение единовременной денежной выплаты на льготных основаниях в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" и ФЗ от 08.12.2010 N 342-ФЗ. Сам по себе факт включения его в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации свидетельствует о наличии у него права на обеспечение его жилым помещением в одной из предусмотренных законом форм.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Комкова Т.Г. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте слушания дела.
Заслушав пояснения представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 01.01.2005, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Статьей 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", распространяются на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054, в п. п. 9, 13 которого установлено, что военнослужащие не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями должны подать рапорт по команде с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, при этом ставятся они на такую очередь по ходатайству командиров воинских частей.
По делу судом установлено, что Комков В.П. с 07.09.1966 по 22.11.1989 проходил военную службу в Вооруженных силах СССР. Уволен приказом МО ССР N ( ... ) от 22.11.1989 по п. б ст. 59 (по болезни) с правом ношения военной формы одежды. Приказом МО СССР N ( ... ) от 19.03.1988 Комкову В.П. присвоено воинское звание полковник. Комков В.П. является офицером запаса Вооруженных сил СССР, ветераном боевых действий.
Комков В.П., проживавший по адресу: ( ... ), состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 10.06.2004, в том числе был включен в льготный список ветеранов боевых действий. Постановлением главы Петрозаводского городского округа от 07.12.2009 N ( ... ) "Об утверждении списка граждан, подлежащих снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях" Комков В.П. был снят с учета нуждающихся в жилом помещении на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в связи с выездом на постоянное место жительства в ( ... ), в том числе исключен из льготного списка ветеранов боевых действий.
При этом, как следует из письма администрации Петрозаводского городского округа Комков В.П. в списке офицеров уволенных в запас или отставку в администрации Петрозаводского городского округа не состоял, документы, подтверждающие его право на внеочередное обеспечение жилой площадью, как офицера уволенного в запас или отставку не предоставлял, соответственно не был включен в льготную очередь офицеров, уволенных в запас или отставку, в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N ( ... ).
Распоряжением главы Курортного сельского поселения Кондопожского района от 25.03.2010 N ( ... ) Комков В.П. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Распоряжением главы Курортного сельского поселения Кондопожского муниципального района N ( ... ) от 03.02.2015 в связи с уточнением представленных документов, в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", были внесены изменения и дополнения в Распоряжение администрации Курортного сельского поселения от 25.03.2010 N ( ... ) "О признании граждан, нуждающимися в жилых помещениях": Пункт 1 Распоряжения изложен в следующей редакции: 1. Признать гражданина Комкова В.П., зарегистрированного по адресу: ( ... ), нуждающимся в жилом помещении, как гражданина, уволенного с военной службы в запас по состоянию здоровья. Общая продолжительность военной службы более 10 лет.
Как следует из сообщения администрации Курортного сельского поселения Кондопожского муниципального района от 04.02.2015 Комков В.П. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении при администрации Курортного сельского поселения по льготному списку 1.
25.08.2014 Комков В.П. обратился в Министерство с заявлением об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" с целью предоставления ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Решением Рабочей группы по рассмотрению документов граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, претендующих на получение жилого помещения в собственность бесплатно, либо единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения от 21.04.2015 Комкову В.П. было отказано в предоставлении ЕДВ, поскольку по мнению исполнителя вышеназванной государственной подпрограммы - ФКУ Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России), изложенному в ответе на запрос Министерства, основным требованием которому должен соответствовать гражданин, уволенный с военной службы (службы) при определении его права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в рамках Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", является наличие статуса нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий), полученного до 01.01.2005.
Материалами дела подтверждается, что супругой Комкова В.П. - Комковой Т.Г. 08.09.2005 на основании договора купли-продажи была приобретена трехкомнатная квартира площадью 56 кв.м., расположенная по адресу: ( ... ). В деле, содержащем правоустанавливающие документы на квартиру, расположенную по адресу: ( ... ), имеется нотариально заверенное согласие Комкова В.П. от 06.09.2005 на приобретение его супругой Комковой Т.Г. указанной квартиры. С 02.02.2006 по настоящее время истец зарегистрирован и проживает с супругой по указанному адресу. Согласно выписке из ЕГРП 13.12.2006 право собственности Комковой Т.Г. на данную квартиру прекращено в связи с оформлением договора дарения от 30.11.2006 между Комковой Т.Г., с одной стороны, и ( ... ) и ( ... ), с другой стороны. 01.12.2006 Комковым В.П. оформлено нотариально удостоверенное согласие на отчуждение указанного жилого помещения его супругой.
Поскольку Комков В.П. был признан нуждающимся в жилом помещении, как гражданин, уволенный с военной службы в запас по состоянию здоровья, только 03.02.2015, с момента приобретения квартиры общей площадью 56,0 кв.м. супругой Комковой Т.Г. на праве собственности Комковой Т.Г. по адресу: ( ... ) (договор купли-продажи от 08.09.2005) нуждающимся в жилом помещении не являлся, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что правовых оснований для признания незаконным решения Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия об отказе в предоставлении истцу единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, выраженного в письме от 30.04.2015 N 2458, и признания за истцом права на получение единовременной денежной выплаты на льготных основаниях в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", не имелось.
Из анализа приведенных выше норм права следует, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий. При этом законом гарантировано обеспечение военнослужащих жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений за счет средств федерального бюджета при условии их нуждаемости в жилом помещении на момент увольнения с военной службы.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В нарушение указанной нормы права, истец не представил суду доказательств, того что до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее, он обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию войсковой части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Не представлено истцом и доказательств, что он был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо, что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы признавался нуждающимся в получении жилого помещения по выбранному месту жительства.
Истец уволен с военной службы по состоянию здоровья приказом МО ССР N ( ... ) от 22.11.1989, впервые был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на общих основаниях 10.06.2004.
Таким образом, доказательств того, что на момент увольнения со службы истец состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении суду не представлено.
На основании изложенного, судом верно принято решение об отказе в удовлетворении иска.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иное толкование норм действующего законодательства, фактически выражают несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения суда не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского суда Республики Карелия от 21 декабря 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.