Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей: Данилова А.В., Решетниковой О.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бибаевой С.Ф., Бибаева С.В. к администрации города Нефтеюганска о признании бездействия незаконным и обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма,
по апелляционной жалобе администрации города Нефтеюганска на решение Нефтеюганского районного суда от 25 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие администрации города Нефтеюганска по отселению граждан из (адрес) 4-го мкр-на (адрес) и предоставлению другого благоустроенного жилого помещения в связи с принятием решения о сносе указанного жилья Распоряжением главы города Нефтеюганска N 40-р "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" от 04.02.2013 года.
Обязать администрацию города Нефтеюганска предоставить Бибаевой С.Ф. на состав семьи 2 человека равнозначную ранее занимаемому жилому помещению, расположенному в г. Нефтеюганске 4 мкр-н дом 52 квартира 8, благоустроенную двухкомнатную квартиру в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры общей площадью не менее 36,4 м2, жилой не менее 26,8 м2., отвечающую установленным требованиям во внеочередном порядке".
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., судебная коллегия,
установила:
Истцы обратились с иском в суд к администрации г. Нефтеюганска о признании незаконным бездействие ответчика по расселению граждан из (адрес) и возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что они в составе семьи 2 человека зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении, которое они занимают на основании договора социального найма от (дата). Жилой (адрес) 4 мкр-не (адрес) признан аварийным и подлежащего сносу на основании распоряжения главы Нефтеюганска N 40-р от 04.02.2013 года "О признании многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу", в связи с чем у ответчика возникла обязанность незамедлительно предоставить им на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде квартиры общей площадью не менее 36.4 м2., состоящее из двух комнат, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах г. Нефтеюганска во внеочередном порядке на основании п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагали, что несмотря на признание ответчиком указанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, расселение граждан ответчиком не производится, поскольку срок отселения установлен до 01.03.2020 года в соответствии со ст. 86,89 Жилищного кодекса РФ, следовательно, со стороны ответчика имеет место бездействие.
Бибаева С.Ф., и ее представитель Петровская Н.В. в судебном заседании иск поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, пояснив, что в указанном жилом помещении проживать невозможно, дом аварийный и создает угрозу жизни и здоровью истцов, дом в любой момент может обрушиться, в связи с чем, полагали, что ответчик обязан своевременно и незамедлительно переселить истцов в другое равнозначное жилье.
Истец Бибаев С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Рябинова М.А. в судебном заседании с заявленным иском не согласилась, суду пояснила, что предоставление гражданам жилых помещении в связи со сносом дома, осуществляется по мере строительства жилых помещений в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска на 2014- 2020годы". Жилой дом N 52 в 4 мкр-не передан под развитие застроенной территории, расселение данного дома возлагается на застройщика ОФРЖС "Жилище" согласно договору о развитии застроенной территории от 02.08.2013 года. Не отрицала, что истцы имеют право на предоставление равнозначного жилья в связи со сносом дома.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация города Нефтеюганска просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что решение суда незаконное, поскольку суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, судом не применены нормы подлежащее применению. Указывает, что жилое помещение, занимаемое истцами, является муниципальной собственностью, состоит из двух комнат общей площадью 36,4 кв.м, жилой площадью 26,8 кв.м. Дом, в котором проживают истцы, признан аварийным и подлежит сносу на основании распоряжения администрации города Нефтеюганска от 04.02.2013 г. N 40-р. При этом установлен срок предоставления жилых помещений до 01.03.2020 г. Предоставление жилых помещений по договору социального найма в связи со сносом производиться в порядке очередности расселения аварийных жилых домов. Также указала, что согласно предоставленных Бибаевой С.Ф. документов, она узнала о нарушении своего права 04.02.2013 г., то есть тогда, когда было вынесено решение о сносе жилого дома, расположенного по адресу: (адрес). Исковое заявление Бибаева С.Ф. подала 25.05.2015 г., следовательно, истцы пропустили срок для обращения в суд с требованием о признании незаконным бездействия администрации города Нефтеюганска по расселению граждан из дома N (адрес).
В возражении на апелляционную жалобу Бибаева С.Ф. и Бибаев С.В. просят решение суда оставить без изменения.
Стороны в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), и закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище: согласно ее статье 40 (часть 1) никто не может быть произвольно лишен жилища.
Это право конкретизируется в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года, и устанавливающем, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами (часть 4 статьи 3), и что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими, свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (часть 2 статьи 1).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" обратил внимание судов на то, что конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Реализация указанных положений невозможна без единообразия судебной практики по вопросам жилищного права и является необходимым условием принятия законного решения.
Принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища, является основным принципом как конституционного, так и жилищного законодательства и предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно статье 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 89 Жилищного кодекса РФ закреплено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания установлены "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства от 28 января 2006 года N 47.
В соответствии с пунктами 7, 47, 49, 52 указанного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу вышеуказанных норм, утверждение перечня жилых домов, подлежащих сносу или реконструкции, а также сроков отселения граждан отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 г., утвержденный Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009 г.).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Бибаева С.Ф. в составе семьи из 2 человек занимают квартиру (номер), состоящую из двух комнат общей площадью 36.4 м2. в (адрес) на основании ордера (номер) от (дата) (дата) с Бибаевой С.Ф. заключен договор социального найма, в который в качестве членов семьи нанимателя включен Бибаева С.В.
Достоверно установлено, что указанный жилой дом является муниципальной собственностью.
Распоряжением главы города Нефтеюганска N 40-р "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" от 04.02.2013 года указанный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нефтеюганска указано организовать отселение физических и юридических лиц.
Распоряжением Администрации города Нефтеюганска от 19 февраля 2014 года N34-р в названный муниципальный правовой акт внесены изменения, согласно которым срок отселения перенесён до 1 марта 2020 года.
16 июля 2014 года ответчиком принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд", что подтверждается постановлением администрации г. Нефтеюганска N 801 -п.
При этом, исходя из акта проверки Нефтеюганского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры N062-02-11 от 9 апреля 2014 года жилой дом N 52 в 4 микрорайоне г. Нефтеюганска в брусчатом исполнении, введен в эксплуатацию в 1965 году. В соответствии с карточкой жилого дома, предоставленной ОАО "ЖЭУ N 3", за весь период эксплуатации в доме ни разу не производился капитальный ремонт. Несущие и ограждающие конструкции жилого дома находятся в ветхом, аварийном состоянии, представляют угрозу жизни и здоровью жильцов. Наблюдающиеся в доме критические деформации строительных конструкций и дефекты отделки произошли вследствие естественного износа здания
Представитель ответчика не отрицала, что жилой дом, в котором проживают истцы, является аварийным и подлежит сносу в соответствии с решением муниципалитета.
Разрешая заявленные требования, установив, что администрацией города Нефтеюганска до настоящего времени не осуществлено отселения жильцов аварийного дома, жилой дом, в котором проживают истцы, не соответствует предъявляемым к жилому помещению требованиям, фактически находится в аварийном состоянии, представляет опасность для жизни и здоровья жильцов, суд, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом, определяя размер предоставляемого истцам жилья, суд первой инстанции учитывал, что размер площади, в соответствии с договором социального найма, занимаемого истцами, состоящее из двух комнат, составляет 36,4м2, что не оспаривается стороной ответчика, соответственно ответчик обязан предоставить истцам исходя из равнозначности предоставления жилья в данном случае жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 36.4м2, состоящей из 2-х комнат, отвечающей установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции правильным, так как оно основано на установленных по делу обстоятельствах и соответствует требованиям гражданского законодательства.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о пропуске истцами срока для обращения в суд с требованиями о признании незаконным бездействия администрации города Нефтеюганска по расселению граждан из дома N 52 4 мкр., так как первоначальное требование, неразрывно связано с требованием истцов об обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма. В этой связи заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку спор о защите субъективного права заявителя подлежит рассмотрению в порядке искового производства, с соблюдением требований статей 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правил подсудности. Как следует из текста искового заявления, истцами фактически были заявлены требования о предоставлении жилого помещения вне очереди, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место спор о праве Бибаевой С.Ф. и членов ее семьи на получение жилого помещения вне очереди.
Доводы апелляционной жалобы, что постановлением администрации г. Нефтеюганска установлен срок отселения истцов из спорного жилого дома до 01.03.2020 года, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ истцы подлежат внеочередному обеспечению жилыми помещениями. Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, так как установленный срок отселения жильцов спорного дома не соответствует цели обеспечения безопасности граждан в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
При этом отсутствие финансирования или недостаточный объем финансирования не освобождает ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению жилым помещением данной категории граждан, очередность реализации права указанной категории граждан на обеспечение жилыми помещениями законом не предусмотрена.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нефтеюганского районного суда от 25 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нефтеюганска - без удовлетворения.
Председательствующий Иванова И.Е.
Судьи: Данилов А.В.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.