Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Данилова А.В., Решетниковой О.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела
по иску Нефтеюганского межрайпрокурора в интересах Я.П.П. к Администрации города Нефтеюганска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда,
по апелляционной жалобе представителя Администрации города Нефтеюганска
на решение Нефтеюганского районного суда от 17 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Обязать Администрацию города Нефтеюганска предоставить Я.П.П. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры, общей площадью не менее 26 кв.м., в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу".
Заслушав доклад судьи Ивановой И.Е.,
заключение прокурора Хайдаровой М.А., полагавшей решение суда законным,
судебная коллегия
установила:
Прокурор в интересах Я.П.П. (истец) обратился с иском к Администрации города Нефтеюганска (ответчик, Администрация) о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в г. Нефтеюганске по договору найма специализированного жилого помещения.
Требование мотивировал тем, что Я.П.П. относится к категории лиц из числа детей-сирот. (дата) обратился с заявлением в межрайонную прокуратуру, в котором указывал, что ответчик не обеспечил его своевременно жильём. Просил оказать содействие в разрешении возникшего вопроса.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что нарушения прав Я.П.П. имеются. Администрацией нарушено право истца на незамедлительное получение благоустроенного жилья из специализированного жилищного фонда.
Поскольку события, после которых должен быть обеспечен жильём, наступили, ответственность за это несёт в силу закона ответчик. Жильём не обеспечил, это указывает на нарушение прав истца. В связи с чем, полагал, имеются основания для их принудительного восстановления заявленным в иске способом.
Представил сведения о том, что Я.П.П. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С (дата) состоит в списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Это, считал, свидетельствует о том, что Администрация имела сведения о наличии обязательств перед ним. Однако, необходимые меры по исполнению предусмотренных законом обязанностей не приняла.
Ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, ст.8 Федерального закона N159-ФЗ, ст. 16 Федерального закона N131, ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 27 Закона РФ "О прокуратуре РФ", прокурор просил обязать Администрацию города Нефтеюганска предоставить Я.П.П., (дата) года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании истец Я.П.П., а также прокурор, действующий в интересах последнего, исковые требования уточнили. Просили предоставить Я.П.П. жилое помещение площадью не менее 26 кв.м., ссылаясь на изменения в законодательстве и решение Думы г. Нефтеюганска, которым установлена норма предоставления жилья на одиноко проживающего гражданина.
Суду пояснили, что Я.П.П. имеет на праве долевой собственности часть квартиры в г. Москве. Сособственниками являются сестры истца Я.С.П., Я.Д.Н. Также в указанной квартире зарегистрированы и проживают мачеха истца с сыном. В связи с чем, истец является нуждающимся и был признан подлежащим обеспечению специализированным жильем, в связи с невозможностью проживания в имеющемся у него жилье.
Фактически проживал у опекуна, встал на учёт по месту фактического проживания. Однако до сегодняшнего дня жильём не обеспечен. Вынужден проживать в съёмном жилье, на которое денежных средств не хватает.
Муниципалитет заключил муниципальные контракты на строительство жилья, однако безусловно это не свидетельствует о том, что истцу жилье будет предоставлено именно после его строительства. Контракты обезличены и гарантий на предоставление ответчик не выдал. С учётом указанного настаивали на иске.
Ответчик иск не признал. Представитель ответчика Л.Ж.Г. полагала, со стороны Администрации г. Нефтеюганска отсутствует факт нарушения прав истца. Предоставление жилья категории граждан, к которой относится истец, осуществляется по заявке комитета опеки.
Администрацией г. Нефтеюганска все необходимые мероприятия со своей стороны выполнены. На учёт истца поставил, сведения о нем для включения в реестр передал. Однако до получения субвенции жильё предоставить в пользование не может по объективным причинам, не зависящим от него. Это полагала, указывает на то, что прав истца ответчик не нарушал, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Представитель третьего лица Управления опеки Г.О.Ю., с исковыми требованиями согласилась, мотивировав тем, что право Я. на предоставление жилья не оспаривается. В списках на предоставление специализированного жилья состоит. Не отрицает того, что на сегодняшний день истцу жилье еще не предоставили. Поскольку у муниципалитета свободное жильё отсутствует, в настоящее время предоставить его не представляется возможным. С учётом указанного просил в иске отказать.
Суд проверил доводы сторон, представленные доказательства, постановилвышеизложенное решение, с которым не согласен ответчик. В апелляционной жалобе ссылается на обстоятельства по существу спора. Полагает, суд дал неправильную оценку значимым обстоятельствам, не учёл доказательств, представленных ответчиком. Это привело к ошибочным выводам и неправильному применению норм материального права, что является основанием для отмены решения суда по смыслу правил ст. 330 ГПК РФ.
Указывает, что право истца на получение муниципального специализированного жилья не оспаривает. Выражает несогласие с выводом суда о том, что требования закона не ставят предоставление жилья детям-сиротам благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у Административного органа.
Ссылается на отсутствие достаточного финансирования, вследствие чего, невозможность приобрести жильё одновременно всем лицам, поставленным на учёт по одинаковому основанию. Возможность предоставить жильё истице только после строительства жилья по договору, заключенному муниципалитетом с застройщиком жилого дома, в котором намеревается предоставить жильё истцу. Полагает это указывает на то, что нарушений в отношении истца не допускал. Основания для принудительного восстановления прав отсутствуют. С учётом указанного просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор ссылается на обстоятельства, изложенные при рассмотрении дела. Полагает, выводы суда правильные, соответствуют требованиям законодательства и представленным сведениям.
Проверив материалы дела, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия считает, решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам и требованиям закона.
Руководствуясь требованиями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть материалы гражданского дела без участия лиц, не явившихся в суд.
Из материалов дела следует, что спор возник о наличии у истца права на незамедлительное получение специализированного жилья с учётом нормы предоставления.
Суд проверил представленные сторонами доводы и доказательства, установил, что истец относится к лицам из числа детей-сирот. Пользуется социальными гарантиями по ФЗ N159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Приказом Комитета опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска от 10.03.2015 N 5 "О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Я.П.П., (дата) года рождения, включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, основаниями и условиями предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений названной категории лиц относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.
При этом приведенные нормы не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указание на то, что формирование списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан, к которым относится истица, жильем по договору найма специализированного жилого помещения после наступления событий, с которыми закон связывает вопрос предоставления жилья.
Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что Я.П.П. относится к льготной категории лиц, подлежащих обеспечению мерами социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.
Приказом Комитета опеки и попечительства администрации г. Нефтеюганска от 10.03.2015г. N 5 Я.П.П. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Указанные обстоятельства являлись предметом судебного разбирательства, по результатам которого (дата) вынесено решение Нефтеюганского районного суда.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания (номер) от (дата) Я.П.П. зарегистрирован в (адрес) (адрес) сроком по (дата), где также зарегистрирована и проживает его бабушка П.Н.З. (дата)
Несмотря на постановку на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, соблюдение необходимых условий, до настоящего времени жилое помещение Я.П.П. не предоставлено, несмотря на то, что опека прекращена и наступили обстоятельства, в соответствии с которыми истец подлежит обеспечению специализированным жильём.
Доводы жалобы о зависимости от наличия или отсутствия денежных средств у органов местного самоуправления для целей обеспечения истца жильем, поводом для отказа в иске не являются. Требования заявлены надлежащим лицом, исходя из субъектного состава правоотношений и правил ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе осуществлять защиту прав и интересов социально незащищенных граждан, нуждающихся в таковой.
Иные доводы жалобы основаниями для отмены правильного по существу решения не являются, обсуждались судом первой инстанции в совокупности с другими доказательствами, им даны мотивированный анализ и оценка.
Обстоятельства, на которые ссылался ответчик относительно финансирования и бюджетных правоотношений, судом учтены и приняты во внимание. Постановлено решение о предоставлении жилья в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В связи с чем у ответчика имеется возможность разрешить такие вопросы, от которых реализация прав истца не может быть поставлена в зависимость, также как и обеспечение жильём других лиц, состоящих на учёте по аналогичным основаниям.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленных в интересах истицы требований, исследованы судом надлежаще, в дополнительной проверке не нуждаются. Выводы суда мотивированные и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Решение суда отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ. Нормы материального права применены судом правильно. Оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ для отмены судебного решения не выявлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по апелляционной жалобе, вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Иванова И.Е.
Судьи: Данилов А.В.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.