Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ишимова А.А.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре Дубыниной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаря И.П. к УМВД России по ХМАО-Югре о признании права на пенсию по выслуге лет,
по апелляционной жалобе Бондаря И.П. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 11.11.2015 г., которым отказано в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Ишимова А.А., судебная коллегия
установила:
Бондарь И.П. обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что на основании приказа УМВД России по г. Сургуту от (дата) N (номер) истец уволен со службы по п. 4 ч. 1 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ" по выслуге лет. В календарном исчислении выслуга составила "данные изъяты", в льготном - "данные изъяты". Ответчик отказал истцу в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимой выслуги лет. Ответчик не включил в выслугу период с "данные изъяты" по "данные изъяты" службы истца в "данные изъяты". Ссылаясь на положения Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, постановление Совета Министров Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941, просит признать за ним право на пенсию по выслуге лет, обязать ответчика назначить пенсию, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб. и судебные расходы.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Бондарь И.П. оспаривает законность и обоснованность решения. Считает ошибочным вывод суда о нераспространении на него Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. из-за отсутствия права на пенсию по выслуге в Республике Украина, прохождении им службы в "данные изъяты", которые к органам внутренних дел не относятся и отсутствия между Российской Федерацией и Республикой Украина соглашения о социальном обеспечении, предусматривающем взаимный зачет в выслугу лет периодов работы (службы). Суд не учел, что согласно п. А ст. 5 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел" лица, указанные в ст. 1 Закона приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел. Согласно абз. 4 п. А ст. 1 Закона действие этого Закона распространяются на указанных лиц, при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными РФ либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают. Не обоснован вывод суда об отсутствии прямого указания в Соглашении стран СНГ от 24.12.1993 г. на возможность учета трудового стажа, приобретенного на территории любого государства участника соглашения за время до его вступления в силу. Суд не учел, что в силу ст. 2 Соглашения стран СНГ от 24.12.1993 г. в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах СНГ в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Поскольку на момент увольнения истца Соглашение вступило в силу для Республики Украина и Российской Федерации, в стаж службы истца должен быть зачтен спорный период.
В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по ХМАО - Югре указывает на несостоятельность изложенных в ней доводов.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Давыдова Н.А. просила оставить без изменения решение суда.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установилзначимые обстоятельства, надлежаще проверил доводы и возражения сторон и правомерно пришел к изложенным в решении выводам.
Конституция РФ, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с п. А ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными РФ либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст. 4 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории РФ лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми РФ либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Российская Федерация и Республика Украина являются участниками Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения".
Из преамбулы Соглашения от 13.03.1992 г. следует, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 г. определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства - участники СНГ 24.12.1993 г. приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ".
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Соглашения от 24.12.1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 2 Соглашения от 24.12.1993 г. предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах СНГ в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
Из содержания приведенных норм следует, что вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, исходя из принципа территориальности, регулируются законодательством государства, на территории которого они проходили службу, уволились и в котором постоянно проживают. Пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее. Соглашением от 24.12.1993 г. не предусмотрена возможность первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшему сотруднику органов внутренних дел государством, в которое он переехал для постоянного проживания.
Первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством - участником Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны (государства-участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства.
Таким образом, пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел других государств - участников СНГ, переехавших на постоянное место жительства на территорию РФ, осуществляется в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств - участников Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им назначена.
Поскольку пенсия по месту увольнения со службы в органах внутренних дел на территории Республики Украина истцу не назначалась доводы жалобы о наличии предусмотренных законом оснований для признания за ним права на пенсию за выслугу лет на условиях и в порядке, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 не состоятельны.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорный период не подлежит учету при решении вопроса о назначении истцу пенсии по выслуге лет в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 11.11.2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Ишимов А.А.
Судьи
Мироненко М.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.