НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 09 февраля 2016 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания Литвяковой Е.Ю.,
с участием представителей Губернатора Нижегородской области ФИО5 и ФИО4, представителей городской Думы города Нижнего Новгорода ФИО11, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Губернатора Нижегородской области о признании решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 года N57 "О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода" не действующим в части пункта 10.3 Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода (в редакции от 07 октября 2015 года N191), с момента принятия; обязании городской Думы города Нижнего Новгорода устранить в полном объеме допущенное нарушение путем внесения изменений в оспариваемое решение, предусмотрев отмену пункта 10.3 Контракта,
УСТАНОВИЛ:
Губернатор Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором он просит признать решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 года N57 "О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода" не действующим в части пункта 10.3 Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода (в редакции от 07 октября 2015 года N191), с момента принятия; обязать городскую Думу города Нижнего Новгорода устранить в полном объеме допущенное нарушение путем внесения изменений в оспариваемое решение, предусмотрев отмену пункта 10.3 Контракта.
В административном исковом заявлении Губернатор Нижегородской области указал, что 03 ноября 2010 года решением N57 городская Дума города Нижнего Новгорода утвердила проект контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода. Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 07 октября 2015 года N191 "О внесении изменений в контракт с лицом, назначенным на должность главы администрации города Нижнего Новгорода, утвержденный решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 03.11.2010 года N57" в указанный акт внесены изменения. Действующая редакция пункта 10.3 Контракта предусматривает расторжение контракта с главой администрации города Нижнего Новгорода в одностороннем порядке по инициативе городской Думы города Нижнего Новгорода, главы города Нижнего Новгорода по иным основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе.
Считает, что оспариваемое решение городской Думы в части пункта 10.3 Контракта не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан, а также создает препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов высшего должностного лица Нижегородской области по следующим основаниям.
В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Нижегородской области, являющимся приложением к Закону Нижегородской области от 03 августа 2007 года N99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области", должность главы администрации города Нижнего Новгорода отнесена к высшим должностям муниципальной службы. Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе. Согласно части 7 статьи 16 Федерального закона от 02 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по результатам конкурса, определяется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Частью 10 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены случаи досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта. Указанный перечень не содержит такое основание для досрочного прекращения полномочий главы администрации, как принятие уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора с руководителем организации, содержащиеся в пункте 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поскольку перечень оснований для досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, установленный федеральным законом, является исчерпывающим, применение иных оснований, в том числе и предусмотренных трудовым законодательством, в частности пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе, по мнению Губернатора Нижегородской области, является неправомерным.
Также в административном исковом заявлении Губернатор Нижегородской области указал о том, что администрация города Нижнего Новгорода, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Нижний Новгород, Уставом города Нижнего Новгорода наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области. Глава администрации города Нижнего Новгорода согласно пункту 7 статьи 26 Устава города Нижнего Новгорода является должностным лицом местного самоуправления, то есть лицом, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности органа местного самоуправления. Наделение администрации города статусом юридического лица носит юридико-технический характер, поскольку служит для обеспечения собственной финансово-хозяйственной деятельности, материально-технических, организационных и иных потребностей. Таким образом, осуществляя руководство администрацией города как юридическим лицом, прежде всего глава администрации города действует как орган публичной власти для реализации публично-властных полномочий и участвует в гражданском обороте от имени и в интересах муниципального образования. Исходя из изложенного ограничение применения в отношении главы администрации города Нижнего Новгорода положений Трудового кодекса Российской Федерации, в частности статьи 278, обусловлены его особым публично - правовым статусом должностного лица и характером его властных полномочий, а также его местом в конституционно - правовом механизме реализации прав граждан, проживающих на территории городского округа. Данная позиция подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, так как на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации 29 июля 2015 года было принято решение отозвать из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года ответ на вопрос N5 о правомерности прекращения полномочий главы местной администрации, замещающего должность по контракту, по инициативе представителя нанимателя по дополнительным основаниям для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленным статьей 278 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в рамках реализации полномочий, предоставленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 29 марта 2005 года N31-З "О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) и условиях контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа)" утверждена Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту. Указанной типовой формой контракта также не предусмотрены иные основания для досрочного расторжения контракта, чем установлены частью 10 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании части 11 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Типовой форме контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утвержденной Законом Нижегородской области от 29 марта 2005 года N31-З "О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) и условиях контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа)" контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке. Исходя из указанных правовых норм расторжение контракта с главой администрации города Нижнего Новгорода по инициативе городской Думы города Нижнего Новгорода либо главы города Нижнего Новгорода возможно только по соглашению сторон либо в судебном порядке. Расторжение контракта по основаниям, предусмотренным, в частности статьей 278 Трудового кодекса Российской Федерации, не соответствует указанным процедурам.
В части обоснования наличия полномочий на обращения с таким административным исковым заявлением в суд Губернатор Нижегородской области указал на то, что Конституция Российской Федерации прямо предусматривает подконтрольность государству реализации органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и предполагает контроль за законностью при решении ими вопросов местного значения, то есть при осуществлении собственно полномочий местного самоуправления (часть 2 статьи 15, часть 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации). Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. При реализации полномочий в данной сфере, пределы полномочий субъекта Российской Федерации непосредственно в контроле за законностью при осуществлении местного самоуправления, устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и конкретизируются Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими федеральными законами. Допустимость обращения за осуществлением судебного контроля актов, принятых органами местного самоуправления, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установлена пунктом "е" части 2 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии с Уставом Нижегородской области, Законом Нижегородской области от 03 октября 2007 года N129-3 "О Правительстве Нижегородской области" высшим исполнительным органом государственной власти на территории Нижегородской области является Правительство Нижегородской области, возглавляемое Губернатором, Председателем Правительства. Таким образом, пунктом "е" части 2 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" также предусмотрены основания для обращения Губернатора Нижегородской области, возглавляющего Правительство Нижегородской области, в суд с административным исковым заявлением.
Кроме того, Губернатор Нижегородской области указал в административном исковом заявлении о том, что согласно положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями. При этом органы государственной власти осуществляют контроль, а органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (статьи 20, 21 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В частности, законом Нижегородской области от 21 октября 2005 года N140-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области образования", Законом Нижегородской области от 03 ноября 2006 года N133-З "О наделении органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей", Законом Нижегородской области от 07 сентября 2007 года N125-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан", Законом Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений", Законом Нижегородской области от 4 августа 2011 года N 91-З "Об административных комиссиях в городе Нижний Новгород и о наделении органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород государственными полномочиями по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и по созданию административных комиссий в городе Нижний Новгород" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Нижегородской области.
В соответствии с Порядком исполнения органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода отдельных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, утвержденным решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 27 мая 2015 года, администрация города Нижнего Новгорода осуществляет отдельные государственные полномочия за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. При этом администрация города Нижнего Новгорода при исполнении государственных полномочий имеет право на принятие муниципальных правовых актов по вопросам исполнения переданных полномочий, обязана представлять уполномоченным органам исполнительной власти Нижегородской области необходимую информацию, связанную с исполнением государственных полномочий и использованием выделенных на эти цели финансовых средств, а также несет ответственность за нецелевое использование субвенций в соответствии с законодательством.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" руководство местной администрацией - исполнительно - распорядительным органом муниципального образования, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, на принципах единоначалия осуществляет глава местной администрации. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 42 Устава города Нижнего Новгорода именно глава администрации города Нижнего Новгорода обеспечивает осуществление администрацией города Нижнего Новгорода полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области. Также именно глава администрации города Нижнего Новгорода является согласно пункту 7 статьи 26 Устава города Нижнего Новгорода должностным лицом местного самоуправления, несущим ответственность за реализацию имеющихся полномочий.
Кроме того, на основании части 11 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи. Таким образом, по мнению Губернатора Нижегородской области, заключение и расторжение контракта с главой администрации города Нижнего Новгорода влечет правовые последствия, влияющие на решение вопросов местного значения, а также решение вопросов, связанных с переданными законами Нижегородской области государственными полномочиями, что затрагивает права органов исполнительной власти Нижегородской области. Расторжение контракта по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", влечет за собой нарушение прав и законных интересов как гражданина, с которым будет заключен контракт, так и всего населения города Нижнего Новгорода, которое осуществляет решение вопросов местного значения через органы местного самоуправления, включая администрацию города, возглавляемую главой администрации.
При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде представители Губернатора Нижегородской области ФИО5 и ФИО6 требования административного искового заявления поддержали, просили административное исковое заявление удовлетворить по указанным в нем основаниям. Не согласились с доводами представителей административного ответчика.
Представители городской Думы города Нижнего Новгорода N и ФИО7 с требованиями Губернатора Нижегородской области и доводами, изложенными в административном исковом заявлении, не согласились.
Указали в судебном заседании о том, что оспариваемое решение городской Думы города Нижнего Новгорода является правовым актом органа местного самоуправления, принятым представительным органом местного самоуправления, не имеющим нормативного характера, то есть не содержит нормы, обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц. Проект контракта не является обязательным для неопределенного круга лиц. Круг лиц, на который распространяется обжалуемый правовой акт, конкретно определен - это лицо, назначаемое на должность главы администрации города Нижнего Новгорода. Проект контракта не устанавливает каких-либо новых норм, то есть правил поведения, не регулирует какие-либо общественные отношения. Проект контракта, по сути, является шаблоном, который сам по себе не устанавливает каких-либо норм и не является основанием для возникновения, изменения либо прекращения прав и обязанностей каких-либо лиц. Дела об оспаривании ненормативного акта представительного органа муниципального образования рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции. Полагали, что данное дело должно быть передано по подсудности в районный суд.
Также указали, что применительно к рассматриваемому делу следует, что судом может быть признан недействующим нормативный акт, обладающий одновременно следующими свойствами: не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе нарушают компетенцию Губернатора Нижегородской области; и нарушает права, свободы, законные интересы граждан. Обжалуемая административным истцом норма решения городской Думы города Нижнего Новгорода не обладает этими двумя признаками, а именно: соответствует законодательству, не нарушает компетенцию или права Губернатора Нижегородской области и не нарушает свободы и законные интересы граждан.
Сам по себе пункт 10.3 Проекта контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 03.11.2010 года N57, по мнению представителей городской Думы города Нижнего Новгорода, соответствует законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В соответствии с частью 6 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 42 Устава города Нижнего Новгорода, принятого постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 года N91, глава администрации города Нижнего Новгорода назначается на должность городской Думой города Нижнего Новгорода по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы администрации города Нижнего Новгорода. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. В соответствии с пунктом 10.3 проекта контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 03.11.2010 N57, контракт с главой администрации города Нижнего Новгорода может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе городской Думы города Нижнего Новгорода, главы города Нижнего Новгорода по иным основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе.
Часть 10 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает случаи обязательного прекращения полномочий, как зависящие от воли сторон, так и не зависящие от воли сторон, а часть 11 предусматривает случаи и порядок прекращения полномочий в определенных этой частью случаях, но не исключают иные случаи прекращения полномочий и увольнения главы администрации. Указанные в части 11 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" случаи определяют, в частности, лишь порядок расторжения контракта в определенных случаях с лицом, назначенным на должность главы местной администрации по контракту, с точки зрения регулирования общественно - публичных правоотношений, возникающих исключительно в связи с исполнением данным лицом полномочий по руководству органом местного самоуправления (местной администрацией), касающихся решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. По мнению представителей административного ответчика случаи, предусмотренные частями 10 и 11 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", являются дополнительными к основаниям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", и не могут служить основанием для вывода о том, что основанием для расторжения контракта нормы Трудового кодекса Российской Федерации или Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" не могут быть применены. Указанные в статье 37 случаи не исключают возможности применения к отношениям с муниципальным служащим - главой администрации - иных оснований, предусмотренных Трудовым кодексом и Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации": как общих, так и дополнительных, применяемых лишь в отношении отдельных категорий работников. Поэтому, поскольку главой местной администрации, назначенным на должность по контракту, осуществляется руководство соответствующим юридическим лицом (местной администрацией), правомерным является расторжение контракта с ним с учетом особенностей, обусловленных как статусом местной администрации, так и нахождением названного лица на муниципальной службе, а равно порядком назначения его на должность и заключения контракта - с применением как основных, так и дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленных статьей 278 Трудового кодекса Российской Федерации. В качестве примера сослались на положения Федерального закона "О противодействии коррупции", которым также предусматривает случаи увольнения муниципальных служащих, в том числе замещающих должности глав местных администраций по контракту (статьи 7.1, 8, 8.1, 9, 11). Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" также предусмотрены ограничения и запреты для муниципальных служащих (статьи 12-15). При этом глава местной администрации в соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" замещает должность муниципальной службы и на него в полном объеме распространяется действие статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", устанавливающей основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, а также статей Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающих основания прекращения трудового договора, в том числе статьи 278, устанавливающей дополнительные основания для прекращения трудового договора.
Поскольку городская Дума города Нижнего Новгорода, являясь представительным органом местного самоуправления, наделена правами учредителя и правами по осуществлению прав собственника муниципального имущества в отношении администрации города Нижнего Новгорода, она правомочна принимать решение и о назначении главы администрации (что подтверждается также статьей 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), и о прекращении трудового контракта с главой администрации города Нижнего Новгорода в соответствии трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе.
Полагали, что комплексное толкование статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" позволяют сделать вывод об отсутствии у Губернатора Нижегородской области полномочий по обращению в суд с оспариванием пункта 10.3 проекта контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 03.11.2010 года N57. Оспариваемый пункт проекта контракта не порождает правовых последствий для административного истца, не влечет каких-либо нарушений охраняемых законом его прав и свобод, права и интересы Губернатора Нижегородской области оспариваемым пунктом проекта контракта не затрагиваются.
Просили в удовлетворении заявленных требований отказать либо передать данное административное дело на рассмотрение в районный суд по подсудности.
Представили в суд письменное возражение на административное исковое заявление Губернатора Нижегородской области.
Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО8 в заключении указал, что оспариваемое в части решение городской Думы города Нижнего Новгорода является нормативным правовым актом, поэтому дело правомерно рассматривается областным судом. Полагал, что в удовлетворении административного искового заявления Губернатора Нижегородской области должно быть отказано.
Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления Губернатора Нижегородской области, заслушав представителей сторон и заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд признает оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части недействующим если он не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Губернатором Нижегородской области по настоящему делу оспаривается решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 года N57 "О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода" в части пункта 10.3 Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода.
Судом установлено, что городской Думой города Нижнего Новгорода принято решение от 03 ноября 2010 года N57 "О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода". Данное решение опубликовано в газете "День города. Нижний Новгород" от 08 ноября 2010 года N87(509).
Решением городской Думой города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 года N57 предусмотрено утвердить проект контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода (пункт 1), который является приложением данного решения.
Из содержания проекта контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода, следует, что предусмотренные им условия (в том числе, предмет контракта, срок действия контракта, права и обязанности главы администрации города Нижнего Новгорода, рабочее время и время отдыха, денежное содержание, социальные гарантии, прекращение, расторжение контракта с главой администрации города Нижнего Новгорода, ответственность сторон, разрешение споров и т.д.) подлежат включению в контракт с лицом, назначенным на должность главы администрации города Нижнего Новгорода.
Суд полагает, оспариваемое в части решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 года N57 "О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода" является нормативным правовым актом, так как им утверждены правовые нормы (правила поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, а именно категории лиц - лиц, назначенных на должность главы администрации города Нижнего Новгорода. Оспариваемое в части решение рассчитано на неоднократное применение (составление контракта с вновь назначенным на должность главы администрации города Нижнего Новгорода лицом исходя из положений проекта контракта, утвержденного данным решением) и на урегулирование общественных отношений, связанных с назначением лица на должность главы администрации города Нижнего Новгорода и согласованием с ним условий исполнения обязанностей. Оспариваемое в части решение городской Думы города Нижнего Новгорода, по мнению суда, не может быть признано индивидуальным правовым актом, так как не является контрактом, заключенным с конкретным лицом, назначенным на должность главы администрации города Нижнего Новгорода.
Как указано выше, оспариваемое в части решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 года N57 "О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода" было официального опубликовано, то есть обладает всеми признаками нормативного правового акта.
В силу пункта 2 статьи 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
В связи с изложенным суд считает, что настоящее дело подсудно Нижегородскому областному суду и оснований для передачи его по подсудности в районный суд не имеется.
Суд также полагает, что Губернатор Нижегородской области является надлежащим административным истцом по настоящему административному делу и мог обратиться в суд с указанными выше требованиями.
При этом суд исходит из положений части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), полагающее, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Кроме того, в силу подпункта "е" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд.
В соответствии с Уставом Нижегородской области, Законом Нижегородской области от 03 октября 2007 года N129-З "О Правительстве Нижегородской области" высшим исполнительным органом государственной власти на территории Нижегородской области является Правительство Нижегородской области, возглавляемое Губернатором, Председателем Правительства.
Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении заявления об оспаривании конституционности подпункта "е" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указал, что органы государственной власти, наделенные полномочиями по контролю за законностью действий и решений органов местного самоуправления, согласно Конституции Российской Федерации и в соответствии с федеральным законодательством вправе осуществлять такой контроль, поскольку данное обращение не означает прекращения или приостановления действия соответствующего акта. Кроме того, не исключается судебный контроль и не ограничиваются для местного самоуправления гарантии судебной защиты. Судебный порядок оспаривания муниципальных правовых актов также не может рассматриваться как нарушающий права органов местного самоуправления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2009 года N136-О-О).
Как указано в административном исковом заявлении, обращаясь в суд, Губернатор Нижегородской области исходит из того, что решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 года N57 "О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода" в оспариваемой части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права неопределенного круга лиц, осуществляющих свое конституционное право на местное самоуправление непосредственно и (или) через органы местного самоуправления (статья 3 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Глава местной администрации как руководитель исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления.
Суд, признавая, что решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 года N57 "О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода" является нормативным правовым актом, соглашается с доводами административного истца о том, что данное решение в оспариваемой части (пункта 10.3 Контракта), предусматривающее возможность расторжения контракта с главой администрации города Нижнего Новгорода в одностороннем порядке по инициативе городской Думы города Нижнего Новгорода, главы города Нижнего Новгорода по иным основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе, затрагивает права как неопределенного круга лиц - граждан, реализующих право на местное самоуправление через органы местного самоуправления, так и категории граждан, с которыми может быть заключен контракт, в случае их назначения на должность главы администрации города Нижнего Новгорода.
Суд также принимает во внимание доводы административного истца о том, что в соответствии с Порядком исполнения органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода отдельных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, утвержденным решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 27 мая 2015 года, администрация города Нижнего Новгорода осуществляет отдельные государственные полномочия за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 42 Устава города Нижнего Новгорода глава администрации города Нижнего Новгорода обеспечивает осуществление администрацией города Нижнего Новгорода полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области.
При этом на основании части 11 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи. Таким образом, заключение и расторжение контракта с главой администрации города Нижнего Новгорода влечет правовые последствия, влияющие на решение вопросов местного значения, а также решение вопросов, связанных с переданными законами Нижегородской области государственными полномочиями, что затрагивает права органов исполнительной власти Нижегородской области.
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами административного ответчика об отсутствии у Губернатора Нижегородской области права на обращение в суд с административным исковым заявлением по настоящему делу, считает их ошибочными, основанными на неправильном толковании норм права.
Как указано выше, по настоящему делу оспаривается решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 года N57 "О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода" в части пункта 10.3 Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода.
Из текста данного решения следует, что оно принято в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 02.03.2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 03.08.2007 года N99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области"", Законом Нижегородской области от 29.03.2005 года N31-З "О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) и условиях контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа)", статьями 29, 42, 42.1 Устава города Нижнего Новгорода.
Данный нормативный правовой акт регулирует правоотношения в сфере муниципальной службы.
Согласно пунктам "к", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся трудовое законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
На основании части 3 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" условия контракта для главы местной администрации поселения, внутригородского района утверждаются представительным органом поселения, внутригородского района, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - представительным органом муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 7 статьи 16 Федерального закона от 02.03.2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации.
Частью 7 статьи 15 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 года N99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области" установлено, что Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждена Законом Нижегородской области от 29 марта 2005 года N31-З "О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) и условиях контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа)".
На основании части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным оспариваемое в части решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 03.11.2010 года N57 не должно противоречить Конституции РФ, законам и иным нормативным правовым актам.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 07 октября 2015 года N191 "О внесении изменений в контракт с лицом, назначенным на должность главы администрации города Нижнего Новгорода, утвержденный решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 03.11.2010 года N57" в оспариваемый нормативный правовой акт внесены изменения, а именно пункт 10.3 после слов "трудовым законодательством," дополнен словами "в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации," (п.1.6).
В окончательном виде пункт 10.3 решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 03.11.2010 года N57 изложен в следующей редакции: "Контракт с главой администрации города Нижнего Новгорода может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе Городской Думы города Нижнего Новгорода, главы города Нижнего Новгорода по иным основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе".
Суд полагает, что пункт 10.3 Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода (в редакции от 07 октября 2015 года N191), утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 года N57 "О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода" должен быть признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу по следующим мотивам.
Согласно частям 6, 6.1 и 7 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования (ч.6); глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта (ч.6.1); местная администрация обладает правами юридического лица.
В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Нижегородской области, являющимся приложением к Закону Нижегородской области от 3 августа 2007 года N99-3 "О муниципальной службе в Нижегородской области", должность главы администрации города Нижнего Новгорода отнесена к высшим должностям муниципальной службы.
Согласно абзаца 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих с теми особенностями, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Как указано выше, частью 7 статьи 16 Федерального закона от 02 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту определяются Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрен особый порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначенным на должность главы местной администрации. Законодатель вывел главу местной администрации в этой части из-под общего регулирования, содержащегося в Федеральном законе от 02 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Трудовом кодексе Российской Федерации, установив специальное регулирование в Федеральном законе от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частью 10 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта. При этом пунктом 3 части 10 статьи 37 данного Федерального закона установлено, что полномочия прекращаются в случае расторжения контракта в соответствии с частью 11 статьи 37 Закона.
Частью 11 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" урегулирован порядок расторжения контракта с главой местной администрации. Расторжение контракта возможно по соглашению сторон либо в судебном порядке на основании заявления: 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи; 2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи; 3) главы местной администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Основания для досрочного прекращения полномочий главы местной администрации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора в связи с недоверием со стороны представительного органа местного самоуправления положения статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не содержат.
Суд полагает, что поскольку имеется перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, установленный Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то применение иных оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, в том числе установленных трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе, является неправомерным.
Суд считает, что приведенные выше положения статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" применительно к вопросу расторжения контракта представляют собой специальные нормы по отношению к общим нормам как Трудового кодекса Российской Федерации, так и Федеральном законе от 02 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Указания на то, что иными федеральными законами могут быть установлены другие основания досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, статья 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не содержит.
При этом суд соглашается с доводами административного искового заявления и представителей административного истца о том, что муниципальное образование представляет собой публично-правовое образование, а, следовательно, и отношения, связанные с исполнением главой местной администрации своих должностных полномочий, носят публичный характер. Наличие публично-правового характера отношений, связанных с замещением главой администрации своей должности и исполнением своих должностных полномочий, не предусматривает возможность его увольнения по иным основаниям, не предусмотренным положениями статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе и по пункту 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ, предусматривающему возможность увольнения в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Поэтому органы местного самоуправления действуют, прежде всего, как органы публичной власти для реализации публично-властных полномочий и участвуют в гражданском обороте от имени и в интересах муниципального образования. Наделение органов местного самоуправления, в том числе местной администрации, статусом юридического лица носит юридико-технический характер, поскольку служит для обеспечения собственной финансово-хозяйственной деятельности, материально- технических, организационных и иных потребностей этих органов. В связи с этим применительно к рассматриваемому административному спору глава местной администрации рассматривается в муниципальном праве не как руководитель организации - казенного учреждения, а как должностное лицо местного самоуправления.
С учетом изложенного суд полагает, что пункт 10.3 Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 года N57 "О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода", которым установлено, что контракт с главой администрации города Нижнего Новгорода может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе Городской Думы города Нижнего Новгорода, главы города Нижнего Новгорода по иным основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе, подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, так как он противоречит положениям части 10 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также положениям Закона Нижегородской области от 29 марта 2005 года N31-3 "О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) и условиях контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа)", которым утверждена Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, и которой также не предусмотрены иные основания для досрочного расторжения контракта, чем установлены частью 10 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Суд полагает, что пункт 10.3 Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода (в редакции от 07 октября 2015 года N191), утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 года N57 "О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода", должен быть признан недействующим со для вступления решения суда в законную силу, так как данный нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, на основании данного решения городской Думы города Нижнего Новгорода были реализованы права граждан, назначенных на должность главы администрации города Нижнего Новгорода.
Также административным истцом Губернатором Нижегородской области заявлено требование об обязании городской Думы города Нижнего Новгорода устранить в полном объеме допущенное нарушение путем внесения изменений в оспариваемое решение, предусмотрев отмену пункта 10.3 Контракта. Указанное выше требование связанно с требованием о признании оспариваемого в части решения городской Думы города Нижнего Новгорода недействующим.
Суд полагает, что в части удовлетворения данного требования должно быть отказано. В данном случае суд исходит из того, что последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части определены статьей 216 КАС РФ. Согласно части 1 статьи 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. Кроме того, городская Дума города Нижнего Новгорода не отказывала административному истцу в требовании об отмене оспариваемого в части решения городской Думы города Нижнего Новгорода, и, соответственно, считать, что нарушены права административного истца в данной части, оснований не имеется.
На основании части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Губернатора Нижегородской области о признании решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 года N57 "О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода" не действующим в части пункта 10.3 Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода (в редакции от 07 октября 2015 года N191), с момента принятия; обязании городской Думы города Нижнего Новгорода устранить в полном объеме допущенное нарушение путем внесения изменений в оспариваемое решение, предусмотрев отмену пункта 10.3 Контракта, удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 10.3 Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода (в редакции от 07 октября 2015 года N191), утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 03 ноября 2010 года N57 "О контракте с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Нижнего Новгорода".
В удовлетворении административного искового заявления в части обязания городской Думы города Нижнего Новгорода устранить в полном объеме допущенное нарушение путем внесения изменений в оспариваемое решение, предусмотрев отмену пункта 10.3 Контракта, отказать.
Обязать городскую Думу города Нижнего Новгорода в течение месяца после вступления данного судебного решения в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в газете "День города. Нижний Новгород".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2016 года.
Судья областного суда М.А. Кручинин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.