НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 25 января 2016 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания Литвяковой Е.Ю.,
с участием представителя Бормотова ФИО11 ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Бормотова ФИО12 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов по производству стройматериалов, общей площадью 34600,00 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", район лесоторговой базы, равной рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 01.11.2013 года,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бормотов ФИО13 18.12.2015 года обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:15:0090101:36, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов по производству стройматериалов, общей площадью 34600,00 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", район лесоторговой базы, равной рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 01.11.2013 года.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником данного земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11 ноября 2014 года серии 52-АЕ N
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года N863 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области. В Приложении 1 (запись с порядковым номером 13500) к указанному Постановлению по состоянию на 01 ноября 2013 года определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, которая составляет "данные изъяты" рублей, удельный показатель кадастровой стоимости (руб./кв.м.) равен "данные изъяты" рублей.
Вместе с тем, согласно отчету от 29 октября 2015 года N-ЗУ/15-Э, составленному оценщиком ООО "Нижегородская оценочная компания", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на дату 01 ноября 2013 года составляет "данные изъяты" рублей. Достоверность и правильность данного отчета подтверждена положительным экспертным заключением саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов - оценщиков" от 26 ноября 2015 года N.
Рыночная стоимость земельного участка значительно меньше установленной кадастровой стоимости участка, в связи с чем уплачиваемый им земельный налог должен быть меньше.
Ссылаясь на положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" просит удовлетворить заявленные требования.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена администрация города Заволжье Городецкого района Нижегородской области (л.д.1-6).
По ходатайству представителя административного истца суд заменил ненадлежащего ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на надлежащих ответчиков: Правительство Нижегородской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области. Привлек Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" к участию в деле в качестве заинтересованного лица (л.д.136-138).
При рассмотрении дела в судебном заседании представитель Бормотова ФИО14 ФИО6 заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Другие лица, привлеченные к участию в деле, в судебное заседание не явились.
В письменном отзыве Правительство Нижегородской области указало, что полномочия по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, а также по проверке результатов проведения государственной кадастровой оценки земель и по подготовке проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении государственной кадастровой оценки земель были переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" вновь утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 года. Представило в суд выписку из постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года N863 в части Приложения N1, согласно которому земельный участок с кадастровым номером N вошел в состав Приложения N1 (порядковый номер N) и его кадастровая стоимость установлена данным постановлением Правительства Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 года.
В письменном отзыве ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Нижегородской области указало, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу. Земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на государственный кадастровый учет 08.08.2003 года. Актуальная кадастровая стоимость утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" и составляет "данные изъяты" рублей.
Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования заявления и отзывов на него, заслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 3 КАС РФ защите в суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона). Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона). Пунктом 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N221ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. При этом согласно части 4 статьи 16 Закона учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
Федеральным законом от 22.07.2010 года N167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из приведенных норм права следует, что требование лица об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть удовлетворено в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности такого лица.
Административный истец Бормотов ФИО15 является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов по производству стройматериалов, общей площадью 34600,00 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", район лесоторговой базы. Данное обстоятельство подтверждается представленной в суд нотариально заверенной копией свидетельства о государственной регистрации права от 11 ноября 2014 года серии 52-АЕ N (л.д.21), выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, полученной по запросу суда.
Согласно сведениям, полученным от филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области, а также содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка, земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на государственный кадастровый учет 08.08.2003 года (л.д.22).
Так как земельный участок является ранее учтенным, его кадастровая стоимость утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года N863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области", то применению подлежат положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Дата, на которую может быть установлена кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости - 01.11.2003 года.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.11.2013 года и на дату составления справки -28.01.2015 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет "данные изъяты" рублей (л.д.25).
В качестве доказательств обоснованности заявленных требований административный истец Бормотов ФИО16 представил в суд отчет об оценке земельного участка от 29.10.2015 года N24-ЗУ/15-Э, составленный оценщиками ООО "Нижегородская оценочная компания" ФИО2 и ФИО3 (л.д.26-104).
Также административным истцом в суд представлено положительное экспертное заключение от 26.11.2015 года N, составленное экспертами саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" ФИО7 и ФИО8 (л.д.105-115).
Согласно Отчету об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет "данные изъяты" рублей (л.д.29).
На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Исследовав представленный в суд отчет об оценке земельного участка от 29.10.2015 года N24-ЗУ/15-Э, составленный оценщиками ООО "Нижегородская оценочная компания" ФИО2 и ФИО3, суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объекта оценки определялась оценщиками с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; Федерального стандарта оценки N1 "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года N297; Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года N298; Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года N299; Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 года N508 (в редакции приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года N388); Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года N611, а также внутренними стандартами оценки саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" (л.д.32).
Из раздела Отчета "1.2. Задание на оценку" следует, что целью оценки является определение рыночной стоимости земельного участка, указаны допущения, на которых должна основываться оценка (л.д.29).
В отчете, в том числе содержится информация о заказчике оценки и об оценщике, приведены допущения и ограничительные условия, использованные оценщиком (раздел 1.3, 1.5).
В отчете приведены использованные литература и источники информации (раздел 7).
Оценщиком дано подробное описание объекта оценки, в том числе его качественные и количественные характеристики, учитывающие местоположение земельного участка, его площадь, категорию земель, текущее и разрешенное использование, зарегистрированное право, существующие ограничения (не зарегистрировано); физические свойства участка: транспортную доступность, наличие коммуникаций (электроснабжение, водоснабжение, канализация, возможность подключения к газоснабжению) (л.д.39-44).
Анализ рынка в соответствии с ФСО N7 приведен за период, предшествующий дате оценки. Оценщиком проанализировано влияние общей политической и социально-экономической обстановки на рынок оцениваемого объекта, приведено социально-экономическое и политическое положение Городецкого района Нижегородской области за январь-сентябрь 2013 года (л.д.45-53).
В рамках анализа рынка оценщиком определен сегмент рынка, к которому относится объект оценки - рынок земельных участков коммерческого назначения, пригодных для размещения объектов многофункционального индустриального назначения (л.д.53).
Приведена общая ситуация на земельном рынке Российской Федерации, Нижегородской области.
Отчет содержит выборку предложений земельных участков по сегментам на дату оценки с информацией об источниках получения таких сведений, приведено 29 предложений о продаже (л.д.59-62).
Определены основные ценообразующие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки и существенно влияющие на его рыночную стоимость. Анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов представлен оценщиком в рамках анализа рынка (л.д.68).
Наиболее эффективным использованием признано использование для размещения объектов многофункционального индустриального назначения.
Оценка земельного участка проведена с применением метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке. При этом оценщиком указаны мотивы целесообразности использования сравнительного подхода и отсутствия оснований для использования доходного и затратного подходов.
При использовании сравнительного подхода оценщик обосновал условия подбора и дал описание объектов-аналогов, привел их характеристики (л.д.81-85).
Оценщиком в отчете подробно описано, какие корректировки цен и поправки к объектам-аналогам были либо не были применены, указаны причины применения либо отказа от применения корректировок и поправок.
Судом учтено, что для сравнения оценщиком выбраны земельные участки-аналоги, сопоставимые с оцениваемым по основным ценообразующим факторам по состоянию на дату оценки. В Отчете приведены критерии, по которым осуществлялся подбор земельных участков-аналогов.
Суд полагает, что подобранные оценщиком объекты-аналоги соответствуют определению, приведенному в ФСО N1 и ФСО N7. Доказательств того, что применение сведений об использованных оценщиком объектах-аналогах привело к неправильному определению размера рыночной стоимости объекта оценки, не представлено.
К отчету приложены копии материалов распечаток, используемых оценщиком при составлении отчета; в отчете об оценке имеются ссылки на электронные адреса источников информации, что позволяет проверить правильность сделанных оценщиком выводов. Требования к содержанию отчета об оценке, содержащиеся в ФСО N3, суд признает соответствующими. Отчет содержит, в том числе необходимую информацию относительно заказчика и исполнителя работ по оценке, информацию относительно самого объекта оценки, процесса оценки и примененных подходов к оценке. Информация, которая должна быть приведена в отчете об оценке согласно ФСО N7, в отчете содержится.
Оценщик ФИО2 является оценщиком I категории, членом саморегулируемой организации оценщиков: Ассоциация "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", включена в единый госреестр СРО оценщиков 19 декабря 2007 года, регистрационный N от 24.11.2008 года. Имеет диплом о профессиональной переподготовке ПП N, выданный 06.04.2004 года Межотраслевым институтом повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров. Повышала квалификацию в Межотраслевом институте повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров (свидетельства о повышении квалификации: от 02.10.2007 года регистрационный N, от 24.09.2010 года регистрационный N). Повышала квалификацию в ФГБОУВПО "Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (свидетельство о повышении квалификации от 18.06.2012 года регистрационный N, удостоверение о повышении квалификации от 01.07.2015 года регистрационный N131). Гражданская ответственность застрахована в ОАО "АльфаСтрахование", полис N (период страхования с 26.06.2015 года по 25.06.2016 года, лимит ответственности "данные изъяты" рублей). Стаж работы в оценочной деятельности - с 06.04.2004 года.
Оценщик ФИО3 является оценщиком I категории, член саморегулируемой организации оценщиков: Ассоциация "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", включена в единый госреестр СРО оценщиков 19 декабря 2007 года, регистрационный от 28.12.2007 года N. Имеет диплом о профессиональной переподготовке от 10.06.2002 года ПП N, выданный Межотраслевым институтом повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров. Повышала квалификацию в Межотраслевом институте повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров (свидетельство о повышении квалификации от 14.09.2005 года регистрационный N). Повышала квалификацию в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете (свидетельства о повышении квалификации: от 26.09.2008 года регистрационный N, от 14.09.2011 года регистрационный N). Повышала квалификацию в ФГБОУВПО "Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (свидетельство о повышении квалификации от 18.06.2012 года регистрационный N, удостоверение о повышении квалификации от 01.07.2015 года регистрационный N). Гражданская ответственность застрахована в ОАО "АльфаСтрахование", полис N (период страхования с 26.06.2015 года по 25.06.2016 года, лимит ответственности "данные изъяты" рублей). Стаж работы в оценочной деятельности - с 06.04.2004 года (л.д.30-31, л.д.103-104)
Из представленного суду положительного экспертного заключения от 26.11.2015 года N, составленного экспертами саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" ФИО7 и ФИО8, следует, что отчет об оценке земельного участка от 29.10.2015 года N-ЗУ/15-Э, составленный оценщиками ООО "Нижегородская оценочная компания" ФИО2 и ФИО3, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки. Выбор оценщиками метода оценки в рамках сравнительного подхода и отказ от применения затратного и доходного подходов признан экспертами обоснованным. Расчет признан выполненным без ошибок; допущения, использованные оценщиками в отчете, - обоснованными. В отчете экспертами не выявлено технических ошибок, приводящих к нарушению требований законодательства Российской Федерации. Выводы, сделанные оценщиками о величине рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными, замечания к отчету отсутствуют, отчет не допускает неоднозначного толкования и не позволяет вводить в заблуждение потребителей отчета.
Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком величины рыночной стоимости земельного участка, участвующими в деле лицами в порядке, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить требование административного истца индивидуального предпринимателя Бормотова ФИО17 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов по производству стройматериалов, общей площадью 34600,00 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", район лесоторговой базы, равной рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рубля по состоянию на 01.11.2013 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Бормотова ФИО18 по настоящему делу удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов по производству стройматериалов, общей площадью 34600,00 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", район лесоторговой базы, равной рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рубля по состоянию на 01.11.2013 года.
Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка считать 18.12.2015 года.
Решение может быть обжаловано в коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.01.2016 года.
Судья М.А. Кручинин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.