Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Г.С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 29 марта 2016 года гражданское дело по иску Б.А.С. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане о перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе Б.А.С. на решение Курганского городского суда Курганской области от 12 января 2016 года, которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении исковых требований Б.А.С. к ГУ УПФ РФ в г. Кургане Курганской области о перерасчете страховой пенсии с 01.09.2013, взыскании компенсации морального вреда".
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г. по обстоятельствам дела, пояснения истца Б.А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.А.С. обратился в суд с иском к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (далее ГУ УПФ Российской Федерации в г. Кургане) о перерасчете пенсии. В обоснование иска указал, что является получателем социальной пенсии по инвалидности, размер которой для нормального проживания недостаточен. Указал, что по вине ответчика с 2013 ему не назначена страхования пенсия, на которую он имеет право в силу возраста, в связи с чем просил возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии с 01.09.2013 с учетом размера страховой пенсии с индексациями по ноябрь 2015, взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере " ... " руб.
В судебном заседании истец Б.А.С. заявленные исковые требования поддержал, пояснил, что является получателем социальной пенсии по инвалидности. Полагал, что с 01.09.2013, то есть, с достижения им 60-летнего возраста, ему должна была быть назначена страховая пенсия по инвалидности, предоставленный ответчиком условный расчет размера страховой пенсии по инвалидности не оспаривал.
Представитель ответчика ГУ УПФ Российской Федерации в г. Кургане Е.А.Ю. с иском не согласилась, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Пояснила, что Б.А.С. является получателем социальной пенсии по инвалидности, размер которой для него более выгоден, чем размер страховой пенсии по инвалидности. Указала, что с заявлением о назначении ему страховой пенсии по инвалидности истец не обращался. Указала, что истец правом на назначение страховой пенсии, как и трудовой пенсии по старости, не обладает в силу отсутствия необходимого страхового стажа. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Курганским городским судом "адрес" постановлено изложенное выше решение, с которым не согласился истец Б.А.С.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что размер его пенсии всегда был ниже прожиточного минимума, тогда как размер любой пенсии не может быть ниже установленного прожиточного минимума. Не соглашается с доводом ответчика, что наиболее выгодным для него вариантом является социальная пенсия по инвалидности, чем страховая. Просит отменить решение суда первой инстанции, назначить страховую пенсию, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 01.09.2013, с учетом размера прожиточного минимума, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме " ... " руб. Указывает, что переписка с различными инстанциями не была приобщена к материалам дела в суде первой инстанции ввиду ее получения после вынесения судебного решения.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ УПФ Российской Федерации в г. Кургане повторяет позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление. Считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вновь ссылается на нормы действующего пенсионного законодательства и указывает, что истец является получателем социальной пенсии по инвалидности " ... " группы, размер которой по состоянию на 01.12.2015 составил " ... " руб. " ... " коп., помимо пенсии ему выплачивается ежемесячная денежная выплата по категории "инвалид " ... " группы", размер которой составил " ... " руб. " ... " коп. За счет средств федерального бюджета истцу предоставлено право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, стоимостью " ... " руб. " ... " коп. По сведениям Главного управления социальной защиты населения Курганской области, истцу предоставлены иные меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Курганской области в размере " ... " руб. " ... " коп., соответственно, общая сумма его материального обеспечения составила " ... " руб. " ... " коп., тогда как прожиточный минимум пенсионера в Курганской области на 2015 составил " ... " руб. Признает, что с июля 2013 истец неоднократно обращался к ответчику по вопросу установления трудовой пенсии по старости, ему был разъяснен порядок назначения указанной пенсии и необходимости подтверждения наличия трудового стажа не менее 5 лет. Поскольку трудовой стаж истца составляет 4 года 6 месяцев 1 день, он правом на назначение трудовой пенсии по старости не обладает. Отмечает, что с заявлением о назначении трудовой либо страховой пенсии по инвалидности с 01.09.2013 по настоящее время истец не обращался. Указывает, что размер социальной пенсии по инвалидности ( " ... " руб. " ... " коп.) является более выгодным для истца, чем размер страховой пенсии по инвалидности ( " ... " руб. " ... " коп.). Указывает, что с переходом истца на страховую пенсию по инвалидности размер его материального обеспечения не изменится, поскольку страховая пенсия по инвалидности будет меньше прожиточного минимума, то, с учетом ежемесячной денежной выплаты и иных социальных выплат, размер материального обеспечения истца будет доводиться ответчиком до прожиточного минимума за счет федеральной социальной доплаты. Выражает несогласие с требованием истца о возложении на ГУ УПФ Российской Федерации в г. Кургане обязанности по возмещению морального вреда. Считает отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции истец Б.А.С. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик ГУ УПФ Российской Федерации в г. Кургане в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
С учетом мнения истца, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица в порядке ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации).
Заслушав истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 166-ФЗ) одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), которая назначается гражданам, указанным в пп. 8 п. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, являющимися нетрудоспособными.
Согласно ст. 22 Федерального закона N 166-ФЗ назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пп. 2 п. 6 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 173-ФЗ). Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 дней со дня назначения гражданину соответствующей социальной пенсии извещает его о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости.
При этом в соответствии с пп. 2 п. 10 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) страховая пенсия по инвалидности назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не более чем до дня назначения (в том числе досрочного) страховой пенсии по старости либо до дня достижения возраста, предусмотренного ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, а при отсутствии 15 лет страхового стажа и (или) величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 - до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной пп. 5 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 166-ФЗ (соответственно граждане Российской Федерации, мужчины достигшие возраста 65 лет).
Обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком (п. 1 в ред. Федерального от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии (п. 2 ст. 22 Федерального закона N 166-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 23 Федерального закона N 166-ФЗ перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом размера пенсии, за исключением случаев, предусмотренных абз. 2 и 3 указанного пункта. При пересмотре группы инвалидности или причины инвалидности, который влечет увеличение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается со дня изменения группы инвалидности или причины инвалидности.
В случае перерасчета размера пенсии из-за возникновения обстоятельств, влекущих уменьшение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили эти обстоятельства.
Согласно п. 4 ст. 12.1 Федерального закона 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. 2 и 3 данной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
На основании ст. 8 Федерального закона N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы.
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона N 173-ФЗ размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности, согласно п. 4 указанной статьи размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности и количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении.
Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ, назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 названного Закона).
Аналогичные положения закреплены и в ст. ст. 21-22 Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона N 173-ФЗ перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Согласно п. 2 указанной статьи заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Из материалов дела усматривается, что истец Б.А.С., " ... " г.р., является инвалидом " ... " группы по общему заболеванию, что подтверждено выпиской из акта освидетельствования во ВТЭК к справке N.
С 29.08.1994 истец является получателем социальной пенсии по инвалидности в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 173-Ф3, размер которой по состоянию на дату ее назначения составил " ... " руб., с 01.12.2015 - " ... " руб. " ... " коп.
Истцом не оспаривается, подтверждено материалами дела, что инвалиду " ... " группы, в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ему назначена и выплачивается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) по категории "инвалид " ... " группы", размер которой по состоянию на 01.12.2015 составлял " ... " руб. " ... " коп. ежемесячно, за счет средств федерального бюджета ему предоставлено право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, стоимостью " ... " руб. " ... " коп. ежемесячно.
Из справки Главного управления социальной защиты Курганской области следует, что истцу предоставлены иные меры социальной поддержки (помощи), предусмотренные законодательством Курганской области, по состоянию на 01.12.2015 в размере " ... " руб. " ... " коп., из чего суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что общая сумма материального обеспечения истца по состоянию на 01.12.2015 составила " ... " руб. " ... " коп.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела признавалось, что истец с 2013 неоднократно обращался к нему за консультацией по вопросу установления трудовой пенсии по старости, где ему было разъяснен порядок назначения трудовой пенсии по старости и необходимости подтверждения наличия трудового стажа не менее 5 лет.
Исходя из предоставленных по делу архивных справок следует, что трудовой стаж истца составляет 4 года 6 месяцев 1 день, недостижение истцом возраста 65 лет, отсутствие необходимого трудового стажа исключает право истца на назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно произведенному пенсионным органом расчету размер трудовой пенсии по инвалидности составит " ... " руб. " ... " коп., что ниже размера социальной пенсии по инвалидности в размере " ... " руб. " ... " коп., указанный расчет истцом не оспорен, следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что истец является получателем пенсии по инвалидности по наиболее выгодному для него варианту.
Истцом в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, подтверждено сведениями из пенсионного дела истца, что с заявлением о назначении как трудовой пенсии по старости, так и трудовой пенсии по инвалидности он не обращался.
Судом первой инстанции правомерно учтено, что с переходом на страховую пенсию по инвалидности размер материального обеспечения Б.А.С. не изменится, поскольку страховая пенсия по инвалидности будет меньше прожиточного минимума, в связи с чем, с учетом ЕДВ и иных социальных выплат, размер материального обеспечения будет доводиться ответчиком до прожиточного минимума за счет федеральной социальной доплаты.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК Российской Федерации) возмещение морального вреда - это денежная компенсация физических и нравственных страданий, причиненных действиями, нарушающими личные неимущественные права и посягающими на нематериальные блага.
Действия ГУ УПФ Российской Федерации в г. Кургане не подпадают под ст. 151 ГК Российской Федерации, ответчик не нарушает своими действиями личных неимущественных прав и нематериальных благ.
В соответствии с п. 2 ст. 1099 ГК Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями, нарушающими имущественные права граждан, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных Законом.
Согласно ст. 128 ГК Российской Федерации под имущественными правами понимаются права, имеющие денежную оценку. В силу ч. 3 ст. 2 ГК Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, каковыми являются отношения пенсионера и государства, гражданское законодательство, предусматривающее возмещение морального ущерба, не применяется.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции верными, поскольку они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, соответствуют нормам законодательства и представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, проверялись судом и обоснованно не приняты им во внимание, что подробно отражено в судебном решении.
Нарушения процессуальных норм, влекущих отмену судебного решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 12 января 2016 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Б.А.С. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Е.И. Безносова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.