Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Тимофеевой С.В., Богдановой О.Н.,
при секретаре судебного заседания Булгаковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 7 апреля 2016 г. гражданское дело по иску Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды к Администрации Закомалдинского сельского совета Куртамышского района Курганской области об организации мероприятий по сбору и вывозу отходов
по апелляционной жалобе Администрации Закомалдинского сельского совета Куртамышского района Курганской области на решение Куртамышского районного суда Курганской области от 19 января 2016 г. которым постановлено:
"Исковые требования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области к Администрации Закомалдинского сельсовета Куртамышского района Курганской области о возложении обязанности устранить нарушения требований экологического законодательства и санитарных норм, удовлетворить.
Обязать Администрацию Закомалдинского сельсовета Куртамышского района Курганской области устранить нарушения требований экологического законодательства и санитарных норм путем организации мероприятий по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов с территории земельного участка, расположенного в кадастровом квартале N в 50 м восточнее от дома "адрес"
В удовлетворении исковых требований к Администрации Куртамышского района Курганской области, Правительству Курганской области об обязанности устранить нарушения требований экологического законодательства и санитарных норм отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по доверенности Красиловой С.И., представителя Правительства Курганской области по доверенности Столяровой Н.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области обратился в Курганский городской суд Курганской области с исковым заявлением к Администрации Закомалдинского сельского совета Куртамышского района Курганской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований экологического законодательства и санитарных норм.
В обоснование иска, указал, что " ... " государственными инспекторами Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области был проведен осмотр территории Закомалдинского сельского совета Куртамышского района Курганской области, в результате которого установлен факт размещения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в "адрес". Свалка расположена на "адрес" восточнее дома N на площади размером " ... " га, объем свалки составляет " ... " куб. м. Свалка расположена в кадастровом квартале N, права на данную территорию за кем-либо не зарегистрированы.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014 г. N 445, отходы, размещенные на данной свалке, относятся к VI классу опасности. Санитарными правилами 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" установлено, что твердые бытовые отходы подлежат размещению на полигоне ТБО. Согласно требованиям СанПин 42-428-4609-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
Ссылаясь на положения Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования Закомалдинской сельский совет Куртамышского района Курганской области, истец указывал, что организация деятельности по сбору и вывозу отходов с выявленной несанкционированной свалки относится к полномочиям органов местного самоуправления - Администрации Закомалдинского сельского совета Куртамышского района Курганской области.
Согласно Положению о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды, Департамент является уполномоченным органом государственной власти Курганской области в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Истец просил возложить на Администрацию Закомалдинского сельского совета Куртамышского района Курганской области обязанность устранить нарушения требований экологического законодательства и санитарных норм путем организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с территории земельного участка, расположенного в кадастровом квартале N в " ... " м от дома "адрес"
В судебном заседании представитель истца Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по доверенности Славинский Ю.Л. на иске настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Закомалдинского сельского совета Куртамышского района Курганской области по доверенности Федоров А.В. иск не признал. Пояснил, что к полномочиям Администрации сельского поселения не относится организация мероприятий по сбору и вывозу отходов со свалки. Данная свалка является санкционированной, все документы на неё оформлены. Ответчик не имеет денежных средств для вывоза отходов с данной свалки, и, кроме того, отсутствует место, куда можно было бы вывезти отходы.
Представитель соответчика Администрации Куртамышского района Курганской области по доверенности Килязов С.В. с иском также не согласился. Пояснил, что данная свалка около д "адрес", является официальным местом для временного складирования бытовых отходов. На территории Закомалдинского сельского совета нет полигона ТБО, соответствующего санитарным нормам, куда население могло бы вывозить отходы. Местоположение данной свалки было согласовано с компетентными органами.
Представитель соответчика Правительства Курганской области по доверенности Столярова Н.А. иск также не признала, полагая Правительство Курганской области ненадлежащим ответчиком по делу.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований по предмету иска Отделения надзорной деятельности по Куртамышскому району Мишкинского межрайонного отдела надзорной деятельности управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Курганской области, Управления Роспотребнадзора по Курганской области, будучи надлежаще извещенными, в судебном заседании не участвовали.
Куртамышским районным судом Курганской области 19 января 2016 г. постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Администрация Закомалдинского сельского совета Куртамышского района Курганской области, считая его незаконным.
В обоснование указывает, что ответчик при рассмотрении дела не возражал против того, что свалка не является официальным объектом для размещения отходов, но настаивал, что она является официальным местом, определенным Администрацией Закомалдинского сельского совета Куртамышского района Курганской области для временного складирования бытовых отходов населением. На территории Закомалдинского сельского совета Куртамышского района Курганской области нет полигона ТБО, а его организация не входит в полномочия органов местного самоуправления сельских поселений. В то же время, выполнять полномочия по сбору и вывозу отходов с территории сельского поселения Администрация обязана, чтобы поддерживать территорию в надлежащем состоянии. В связи с этим, было установлено место для временного складирования бытовых отходов до того времени, как на законодательном уровне не будет определено, каким образом и куда необходимо вывозить отходы. Отмечает, что на временной свалке не производится захоронение отходов и размещение отходов.
Настаивает, что полномочия по организации мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в соответствии с частью 1 статьи 6 Устава Закомалдинского сельского совета Куртамышского района Курганской области, ответчиком исполняются. Именно во исполнение данных полномочий была образована данная свалка, как место для временного размещения бытовых отходов.
Ответчик не согласен с требованиями истца о возложении на него полномочий сбору и вывозу отходов со свалки, так как истец не конкретизирует, каким образом должны быть произведены данные действия и куда должны быть вывезены отходы, так как в Куртамышском районе нет полигонов ТБО.
Указывает также, что с 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 января 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", в соответствии с которым, полномочия по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а на сельские поселения возложено лишь участие в этих мероприятиях.
Считает, что суд вышел за пределы заявленных требований, так как представитель истца требовал возложить на ответчика обязанность по организации мероприятий по сбору и вывозу отходов. Представитель ответчика, возражая против иска, требовал применить к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 29 января 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" и предлагал истцу уточнить исковые требования. Суд по собственной инициативе переформулировал требования истца, несмотря на возражения ответчика.
Настаивает, что в силу положений статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области не уполномочен обращаться в суд с подобными исками в защиту прав неопределенного круга лиц.
Просит суд отменить решение Куртамышского районного суда Курганской области от 19 января 2016 г. отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в возражениях на апелляционную жалобу и дополнительных возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представители Администрации Закомалдинского сельского совета Куртамышского района Курганской области, Отделения надзорной деятельности по Куртамышскому району Мишкинского межрайонного отдела надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Курганской области, Управления Роспотребнадзора по Курганской области, Администрации Куртамышского района Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", названный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу пункта 18 части 1, части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27 мая 2015 г. N 136-ФЗ, действующей в период до 1 января 2016 г.) к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, действующей до 1 января 2016 г.), к вопросам местного значения сельских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений.
Часть 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, действующей до 1 января 2016 г.) к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с отходами относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Статья 13 указанного закона в этой же редакции устанавливает требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, предусматривая их регулярную очистку от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, в рамках деятельности в области обращения с отходами, организованной на территориях муниципальных образований органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 1 данного закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ, действующей до 1 января 2016 г.) сбор отходов определяется как прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; размещение отходов как хранение и захоронение отходов; хранение отходов как содержание отходов в объектах размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; объект размещения отходов как специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); накопление отходов как временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Из материалов дела следует, что в результате осмотра территории Закомалдинского сельского совета Куртамышского района Курганской области, сотрудниками Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области выявлена свалка твердых бытовых отходов, расположенная в кадастровом квартале N в " ... " м восточнее дома "адрес".
Посчитав данную свалку несанкционированной, нарушающей права на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с иском к органу местного самоуправления Закомалдинского сельского совета Куртамышского района Курганской области о принятии действий по сбору и вывозу отходов с данной свалки.
Разрешая спор, суд первой инстанции счел исковые требования обоснованными, придя к выводу, что в силу норм действующего законодательства, Администрация Закомалдинского сельского совета Куртамышского района Курганской области, как орган местного самоуправления, в силу своих полномочий обязана организовать деятельность по сбору и вывозу отходов с данной свалки.
Также суд учел, что в соответствии с изменениями, внесенными 24 декабря 2015 г. в Закон Курганской области "О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений" от 25 декабря 2014 г. N 108, на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В то же время, судом первой инстанции не принято во внимание, что в силу части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в статьях 6 и 78 Закон Курганской области от 2 октября 1998 г. N 163 "Об охране окружающей среды Курганской области" в статье 5 относят к полномочиям исполнительного органа государственной власти Курганской области, проводящего государственную политику и осуществляющего отраслевое и межотраслевое управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности: обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11, 12, 66 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор наделен правом обращения в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статья 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в случаях, предусмотренных законом. В частности, подпункт 2 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" наделяет главных государственных санитарных врачей и их заместителей полномочием предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В то же время, статья 66 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в числе прав должностных лиц органов государственного надзора, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, предусматривает лишь предъявление в установленном законодательством Российской Федерации порядке исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
Таким образом, ссылка истца в обоснование предъявленного иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на Положение о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, утвержденное постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25 сентября 2006 г. N 338, предусматривающее право указанного Департамента выступать в суде в качестве истца и ответчика в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами, в отсутствие прямо предусмотренного законом права на предъявление иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений санитарного законодательства, не может быть признана состоятельной.
Пунктом 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен отказ в принятии искового заявления в том числе, в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
В силу статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу.
При таких обстоятельствах, поскольку судебная коллегия пришла к выводу о том, что у Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды отсутствует право на предъявление настоящего иска в интересах неопределенного круга лиц, имеются основания для прекращения производства по делу.
Также, судебная коллегия считает нужным отметить следующее.
Статья 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ, действующей с 1 января 2016 г.) относит организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, равно как и утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе, их раздельного сбора) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
При этом статья 8 указанного Закона (в редакции Федеральных законов от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ, от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ, действующей с 1 января 2016 г.) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами, а в случае наделения полномочиями законом субъекта Российской Федерации, и сельских поселений, относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующий поселений (часть 1); к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов (часть 2).
Федеральными законами от 29 декабря 2014 г. N 458 и от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ с 1 января 2016 г. внесены соответствующие изменения в статью 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в части отнесения к вопросам местного значения городского округа, а в случае наделения полномочиями законом субъекта Российской Федерации, и сельских поселений, участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; к вопросам местного значения муниципальных районов - иных вопросов местного значения, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений.
Статья 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакциях Федеральных законов от 29 декабря 2014 г. N 458 и от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ) с 1 января 2016 г. к вопросам местного значения городских поселений, а в случае наделения полномочиями законом субъекта Российской Федерации, и сельских поселений, также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений; к вопросам местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Приведенное правовое регулирование, действующее на дату рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, свидетельствует о том, что полномочиями по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, равно как и утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) с 1 января 2016 г. наделены субъекты Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 220, статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Куртамышского районного суда Курганской области от 19 января 2016 г. отменить.
Производство по гражданскому делу по исковому заявлению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды к Администрации Закомалдинского сельского совета Куртамышского района Курганской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований экологического законодательства и санитарных норм путем организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с несанкционированной свалки, прекратить.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.