Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Малькова А.Г.,
судей: Холиковой Е.А., Ивановой О.А.,
при секретаре Москвичевой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по апелляционной жалобе администрации МО "Велижский район" Смоленской области на решение Велижского районного суда Смоленской области от 04 февраля 2016 года
Заслушав доклад судьи Холиковой Е.А., возражения прокурора Поповой Е.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Велижского района Смоленской области в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО "Велижский район" Смоленской области о признании незаконным бездействие в постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, общественного кладбища - " "данные изъяты"", расположенного по адресу: ... , и возложении обязанности по проведению межевания земельного участка под указанным кладбищем, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что на территории Велижского городского поселения находится место захоронения - общественное кладбище - " "данные изъяты"", которое не имеет собственника. Отсутствие собственника общественного кладбища может привести к отсутствию должного контроля за ним, что в свою очередь может вызвать нарушение санитарных и экологических норм и правил, и как следствие возникновение чрезвычайных ситуаций в виде загрязнения окружающей среды и неблагоприятного воздействия на здоровье человека.
В судебном заседании помощник прокурора Велижского района Смоленской области Ковалев В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МО "Велижский район" Смоленской области - Федорова Е.А. административный иск не признала, просила в иске отказать, указав, что кладбище не относится к бесхозному имуществу, т.к. является объектом благоустройства г. Велижа Смоленской области и ошибочно не было включено в перечень муниципального имущества МО "Велижское сельское поселение".
Решением Велижского районного суда Смоленской области от 04.02.2016 административный иск прокурора Велижского района Смоленской области удовлетворен.
В апелляционной жалобе администрации МО "Велижский район" Смоленской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, сославшись на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, неправильно применены нормы материального права (не применены законы, подлежащие применению), выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Рассмотрев на основании ч. 1 ст. 308 КАС РФ дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 18 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ от 12.01.1996) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2001 года "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, являющиеся вопросами местного значения городского поселения, с учетом п. 20, 22 ч.1 ст. 7, ч. 1, п. 19, 21 ч. 7 ст. 29 Устава МО "Велижское городское поселение" отнесены к полномочиям городского поселения, в лице администрации МО "Велижский район" Смоленской области.
Решением Совета депутатов Велижского городского поселения N от (дата) , администрация МО "Велижский район" Смоленской области с 01.01.2013 исполняет полномочия администрации МО "Велижское городское поселение" Смоленской области.
На территории г. Велиж расположено 5 кладбищ, которые являются открытыми, общественными, таковые не состоят на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В реестре муниципального имущества муниципального образования "Велижское городское поселение" и реестре муниципального имущества муниципального образования "Велижский район" Смоленской области кладбища не значатся, в том числе " "данные изъяты"".
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд пришел к выводу о признании незаконным бездействия администрации МО "Велижский район" Смоленской области и обязании ее совершить действия по организации места захоронения, суд исходил из того, что не проведение межевания занятого под кладбище земельного участка, а также не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территорий данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации МО "Велижский район" Смоленской области на территорию кладбища, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, они мотивированы и соответствуют вышеуказанным требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Поданная апелляционная жалоба не содержит каких-либо юридически значимых обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение правильность принятого судом решения, поскольку она не содержит ссылок на неисследованные судом обстоятельства, направлена на иную оценку доказательств по делу, что само по себе не может свидетельствовать о незаконности принятого судом решения.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение по делу, применил нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, всесторонне и полно исследовал представленные сторонами доказательства, дав им надлежащую оценку.
Руководствуясь ст.ст. 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Велижского районного суда Смоленской области от 04 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО "Велижский район" Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.