Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего: Верхотуровой И.В.,
судей: Тарасовой А.А., Лукьянченко Р.В.,
при секретаре Носаль М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черенцова О. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании недополученной единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья,
по апелляционной жалобе представителя ответчиков МВД России, УМВД России по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Лукьянченко Р.В., объяснения представителя истца Бебриш Т.В., представителя ответчика УМВД России по Хабаровскому краю Максимейко Т.С., судебная коллегия
установила:
Черенцов О.В. обратился в суд с иском к УМВД России по Хабаровскому краю о взыскании недополученной единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
В обоснование требований истец указал, что решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от 20.07.2012 г. с семьей в составе 3 человек он был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На основании решения комиссии от 07.11.2012г., истцу предоставлена единовременная выплата 14.12.2012 г. в размере "данные изъяты". Однако размер данной выплаты определен не правильно.
В органах внутренних дел он проходит службу с 04.12.1995 г., стаж службы на момент подачи заявления в ЖБК УМВД России по Хабаровскому краю 24.05.2012 г. составляет 16 лет 05 мес. 20 дней на должностях ОВД и 09 лет 03 мес. 22 дня - период прохождения военной службы. При расчете размера единовременной социальной выплаты, ему необоснованно не зачтен в стаж службы в органах внутренних дел, период прохождения военной службы 9 лет 03 мес. 22 дня. В связи с чем, неверно применен коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы. Кроме того, при расчете выплаты не применена средняя рыночная стоимость 1 кв. метра жилья, установленная на 4 квартал 2012 года. Недоплата указанной выплаты составила "данные изъяты". В добровольном порядке УМВД России по Хабаровскому краю произвести перерасчет и доплату отказалось.
В связи с чем, истец просил взыскать с УМВД России по Хабаровскому краю недополученную единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилья в сумме "данные изъяты", а также возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Определением суда от 18 ноября 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне истца привлечены: Черенцова Н.Н. - жена истца, а также его несовершеннолетний сын ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 января 2016 года исковые требования Черенцова О.В. удовлетворены. Суд постановил:взыскать с УМВД России по Хабаровскому краю в пользу Черенцова О.В. недополученную единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилья в размере "данные изъяты".
В апелляционной жалобе представитель ответчиков МВД России, УМВД России по Хабаровскому краю Воробьева Н.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ссылаясь на следующее: единая социальная выплата производится один раз за весь период службы, доплата к данной выплате действующим законодательством не предусмотрена. Суд необоснованно при расчете единовременной социальной выплаты засчитал в стаж службы истца в органах внутренних дел период службы в Вооруженных силах РФ, так как это не предусмотрено соответствующими нормативными актами. При определении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, суд не верно применил Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 17.10.2012 г. N 28/ГС "О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на IV квартал 2012 года", поскольку данный нормативный акт вступил в законную силу 20.11.2012 г. и не мог применяться на дату принятия решения о выплате Черенцову О.В. единой социальной выплаты 16.11.2012 г. Кроме того, спорная денежная сумма не может взыскиваться с УМВД России по Хабаровскому краю, так как распорядителем денежных средств является МВД России.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель УМВД России по Хабаровскому краю настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, по указанным в ней доводам.
Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель МВД России, третьи лица Черенцова Н.Н., действующая также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, об отложении рассмотрения дела не просили. В связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему:
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Черенцов О.В. проходит службу в УМВД России по Хабаровскому краю с 04.12.1995 г.
24.05.2012 г. Черенцов О.В. обратился к начальнику УМВД России по Хабаровскому краю с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения семьей в составе трех человек: Черенцова О.В., его супруги - Черенцовой Н.Н. и сына - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Решением заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от 20.07.2014 г. N Черенцов О.В. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 3-х человек. На заседании жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю 07.11.2012 г. принято решение предоставить Черенцову О.В. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере "данные изъяты".
При этом при расчете размера единовременной социальной выплаты, комиссией применен поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы на момент расчета - 1,25, с учетом общей продолжительности службы истца в органах внутренних дел 16 лет 11 месяцев 4 дня, а также размер средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Хабаровскому краю - "данные изъяты", установленный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2012 г. N 225 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на III квартал 2012 года".
Распоряжением министра внутренних дел России от 16.11.2012г. N, истцу предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере "данные изъяты"., которая выплачена Черенцову О.В., платежным поручением от 14.12.2012 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции действовавшей на момент принятия решение о предоставлении выплаты), сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Как следует из пунктов 27, 30 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 (далее - Правила), расчет размера единовременной выплаты осуществляется органом исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, по следующей формуле: "данные изъяты", где:
О - общая площадь жилого помещения;
С - размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определяемый в установленном порядке уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
Кп - поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы РФ;
Кс - поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы, определяемый в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил.
При расчете размера единовременной выплаты применяется поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности службы сотрудника в следующих размерах: а) от 11 до 12 лет - 1,05; б) от 12 до 13 лет - 1,1; в) от 13 до 14 лет - 1,15; г) от 14 до 15 лет - 1,2; д) от 15 до 20 лет - 1,25; е) 20 лет общей продолжительности службы и более - поправочный коэффициент 1,25 увеличивается на 0,05 за каждый год службы, но составляет не более 1,5.
Полагая, что период его военной службы в Вооруженных Силах России - 09 лет 03 мес. 22 дня, должен быть зачтен для получения социальной выплаты, а также, что при расчете размера выплаты должен быть применен Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 17.10.2012 N 28/ГС "О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2012 года", устанавливающий показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Хабаровскому краю в размере "данные изъяты", истец обратился в жилищно-бытовую комиссию Управления с заявлением о выплате недополученной в связи с указанными обстоятельствами суммы в размере "данные изъяты", которое оставлено без удовлетворения.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции посчитал, что в стаж службы в органах внутренних дел подлежит зачету указанный истцом период военной службы, в связи с чем, при расчете размера выплаты следует применять поправочный коэффициент Кс в размере 1,5; а при расчете размера выплаты, следует применить показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Хабаровскому краю в размере "данные изъяты", установленный Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 17.10.2012 N 28/ГС "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2012 года".
Между тем такие выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
Согласно п. п. 1 и 5 ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в ч. ч. 2 и 3 данной статьи; для предоставления иных социальных гарантий, к которым относится и единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения - периоды, определенные Правительством Российской Федерации.
Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что периоды, включаемые в стаж службы в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и для предоставления иных социальных гарантий, определяются по разному, в связи с чем в стаж службы для предоставления иных социальных гарантий не могут засчитываться, как ошибочно посчитал суд, периоды, указанные в ч. 2 ст. 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе и период прохождения военной службы.
То обстоятельство, что Правительством Российской Федерации на момент возникновения спорных правоотношений не определены периоды, которые подлежат включению в стаж службы в органах внутренних дел для получения социальной выплаты, не дает права рассчитывать эти периоды по правилам, установленным для исчисления стажа при назначении пенсии за выслугу лет, поскольку возможность такого зачета ни Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, ни Правительством Российской Федерации не установлена.
Поскольку при разрешении заявления Черенцова О.В., при расчете размера выплаты, ответчик правомерно учитывал период общей продолжительности службы истца в органах внутренних дел 16 лет 11 месяцев 4 дня, указанный в представленной истцом справке, жилищно-бытовой комиссией обоснованно был применен поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы - 1,25.
Как указано в ч. 4 Правил, решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, о предоставлении единовременной выплаты оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
В соответствии с Распоряжением Правительством Российской Федерации 16.03.2000 г. N 394-р, Минстрою России поручено на основании информации, представляемой Росстатом и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ежеквартально определять и до начала очередного квартала публиковать в средствах массовой информации данные о средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации для расчета размера социальных выплат на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 г. N 763, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 17.10.2012 N 28/ГС "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2012 года", установивший показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Хабаровскому краю в размере "данные изъяты"., официально опубликован в "Российской газете" 09.11.2012г., вступил в силу 20.11.2012г., то есть по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Другой порядок вступления в силу данным приказом не установлен.
Указание в приказе на установление средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на очередной IV квартал 2012 года, с учетом действующего порядка установления средней рыночной стоимости - до начала очередного квартала, не изменяет даты вступления в силу приказа.
Таким образом названный приказ не был опубликован на момент принятия решения жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Хабаровскому краю и не вступил в силу на момент принятия министром внутренних дел России решения о предоставлении Черенцову О.В. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Следовательно, Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 17.10.2012 N не мог быть применен при определении размера подлежащей истцу выплаты. В связи с чем, ответчик правомерно руководствовался средней рыночной стоимостью 1 квадратного метра общей площади жилья в размере 40 250 руб., установленном Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2012 г. N 225 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на III квартал 2012 года".
Решение ответчика о предоставлении Черенцову О.В. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принято в предусмотренном порядке уполномоченным органом, исполнено с учетом выделенных бюджетных средств. Данное решение не оспаривалось Черенцовым О.В. в установленном порядке.
В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Указанные обстоятельства и нормы права не были приняты во внимание судом первой инстанции, в связи с чем, постановленное по делу решение не отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания и содержат правовые основания для отмены решения, на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием нового решения об отказе удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу представителя МВД России, УМВД России по Хабаровскому краю удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 января 2016 года по гражданскому делу по иску Черенцова О. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании недополученной единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Черенцова О. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании недополученной единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий И.В. Верхотурова
Судьи А.А.Тарасова
Р.В. Лукьянченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.