Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кочуковой Г.Н.
судей Пестовой Н.В.
Ющенко И.К.
при секретаре Арабаджи В.Л.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Гладких Г. Е. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края об отмене решения, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, установлении тождественности организационно-правовой формы деятельности учреждений, включение периодов в специальный стаж работы, возложении обязанности, по апелляционной жалобе представителя Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 14 декабря 2015г.
Заслушав доклад судьи Кочуковой Г.Н., пояснения представителя УПФ РФ (ГУ) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края - Лузина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Гладких Г.Е. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края об отмене решения, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, установлении тождественности организационно-правовой формы деятельности учреждений, включение периодов в специальный стаж работы, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию с 04 апреля 2014 года.
В обоснование заявленных требований указал, что обратился в УПФР (ГУ) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях В РФ" за работу в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением УПФР (ГУ) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края от 03.07.2014г. N в досрочном назначении пенсии было отказано. Считает данный отказ незаконным.
В ходе рассмотрения дела по существу истец неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил суд отменить решение УПФР (ГУ) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края от 03.07.2014г. N в части отказа в назначении досрочной пенсии и не включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периодов:
- работы в должности врача линейной бригады в МП "ССиНМП" г.Комсомольска-на-Амуре с 01.07.1995г. по 03.09.1997г.;
- работы в должностях врача-анестезиолога-реаниматолога РАО хирургии с 02.10.1992г. по 03.01.1993г. и врач-анестезист РАО, врач-дежурант РАО врач-ординатор РАО, врач палаты РАО с 04.01.1993г. по 30.06.1995г.;
- работы в должности начальника медицинского пункта - врача-терапевта в медицинском пункте в/ч 20117 Комсомольского района Хабаровского края с 01.04.2011г. по 10.10.2011г.;
- военных сборов в периоды с 19.10.1987г. по 13.12.1987г., с 25.02.1988г. по 21.03.1988г., курсов с 31.10.2011г. по 18.12.2011г.;
- работы в должности врача-терапевта в ООО "Медицинское учреждение "Центр медицинских комиссий" с 16.11.2013г. по 17.03.2014г.;
признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 пп.20 ФЗ "О трудовых пенсиях В РФ";
установить тождественность организационно-правовой формы (собственности) деятельности МП МУЗ "ССиНМП" к МП "ССиНМП" и включить в специальный стаж работы период с 01.07.1995г. по 03.09.1997г. в календарном исчислении; нахождение на курсах с 31.10.2011г. по 18.12.2011г.;
установить тождественность организационно-правовой формы деятельности в должности врач-анестезиолог-реаниматолог РАО хирургии, отделенческой больницы станции Комсомольск к организационно-правовой форме деятельности врач-анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии и реанимации и включить в специальный стаж работы период с 02.10.1991г. по 03.01.1993г. в льготном исчислении;
установить тождественность организационно-правовой формы деятельности в должности врач-анестезиолог РАО, врач-дежурант РАО отделенческой больницы ст.Комсомольск хирургии к организационно-правовой форме деятельности врач-анестезиолог, врач-дежурант отделения анестезиологии и реанимации и включить в специальный стаж работы период с 04.01.1993г. по 30.06.1995г. в льготном исчислении;
установить тождественность организационно-правовой формы деятельности начальника медицинского пункта - врача-терапевта в медицинском пункте в/ч 20117 к организационно-правовой форме деятельности заведующего терапевтическим отделением муниципального предприятия здравоохранения, включить в специальный стаж период работы с 01.04.2011г. по 10.10.2011г. в календарном исчислении;
включить в специальный стаж работы периоды нахождения на военных сборах с 19.10.1987г. по 13.12.1987г., с 25.02.1988г. по 21.03.1988г. в календарном исчислении;
включить в специальный стаж период работы в районной больнице г.Вяземский в должности медбрата с 01.07.1983г. по 31.07.1983г.;
установить тождественность организационно-правовой формы деятельности врача терапевта в ООО "Медицинское учреждение "Центр медицинских комиссий" к организационно-правовой форме деятельности врача терапевта муниципального предприятия амбулаторно-поликлинического типа и включить в специальный стаж период работы с 16.11.2013г. по 17.03.2014г. в календарном исчислении;
обязать УПФР (ГУ) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 04.04.2014г.
Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 14 декабря 2015г., с учетом определения об исправлении описки от 20 февраля 2016г., исковые требования Гладких Г.Е. удовлетворены частично.
Постановлено отменить решение УПФР (ГУ) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края от 03.07.2014г. N в части отказа в назначении досрочной пенсии и не включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периодов: работы в должности врач линейной бригады в МП "ССиНМП" г.Комсомольска-на-Амуре с 01.07.1995г. по 03.09.1997г.; работы в должностях врач-анестезиолог-реаниматолог РАО хирургии с 02.10.1992г. по 03.01.1993г. и врач-анестезист РАО, врач-дежурант РАО врач-ординатор РАО, врач палаты РАО с 04.01.1993г. по 30.06.1995г.; работы в должности начальника медицинского пункта - врача-терапевта в медицинском пункте в/ч 20117 Комсомольского района Хабаровского края с 01.04.2011г. по 10.10.2011г.; военных сборов в периоды с 19.10.1987г. по 13.12.1987г., с 25.02.1988г. по 21.03.1988г., обучения на курсах с 31.10.2011г. по 18.12.2011г.;
Установлена тождественность организационно-правовой формы (собственности) деятельности МП МУЗ "ССиНМП" к МП "ССиНМП" за период с 01.07.1995г. по 03.09.1997г.
Установлена тождественность должностей: врача-анестезиолога-реаниматолога РАО хирургии; врача-анестезиолога РАО, врача-дежуранта РАО; врача-ординатора РАО; врача палаты РАО отделенческой больницы ст.Комсомольск к должности "врач анестезиолог-реаниматолог" в отделении анестезиологии и реанимации.
УПФР (ГУ) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края обязано включить в специальный стаж Гладких Г.Е. периоды работы, дающие право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях В РФ": с 01.01.1992г. по 31.12.1993г. и с 04.01.1993г. по 30.06.1995г. в льготном исчислении: один год за один год и шесть месяцев.
УПФР (ГУ) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края обязано включить в специальный стаж Гладких Г.Е. периоды работы, дающие право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях В РФ": с 15.07.1983г. по 31.07.1983г., с 01.07.1995г. по 03.09.1997г., с 01.04.2011г. по 10.10.2011г., с 19.10.1987г. по 13.12.1987г., с 25.02.1988г. по 21.03.1988г., с 31.10.2011г. по 18.12.2011г. в календарном исчислении.
За Гладких Г.Е. признано право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях В РФ".
УПФР (ГУ) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края обязано назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 04.04.2014г.
В апелляционной жалобе представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края просит решение суда отменить в части признания за истцом права на досрочное назначение пенсии и возложения обязанности назначить и выплачивать пенсию с 04.04.2014г., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, недоказанность установленных судом обстоятельств дела, имеющих значение для дела. Считает, что истец обратился с заявлением о назначении пенсии до возникновения у него такого права, в частности, им не был предоставлены документы, свидетельствующие о работе в Вяземской городской больнице.
В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Из материалов дела следует, что Гладких Г.Е. 04.04.2014г. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края с заявлением о назначении пенсии.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края N от 03.07.2014г. Гладких Г.Е. отказано в досрочном назначении пенсии согласно пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях В РФ" в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет за работу по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
На основании установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, суд первой инстанции признал необоснованным отказ ответчика во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периодов работы истца в должности врач линейной бригады в МП "ССиНМП" г.Комсомольска-на-Амуре с 01.07.1995г. по 03.09.1997г.; работы в должностях врач-анестезиолог-реаниматолог РАО хирургии с 02.10.1992г. по 03.01.1993г. и врач-анестезист РАО, врач-дежурант РАО врач-ординатор РАО, врач палаты РАО с 04.01.1993г. по 30.06.1995г.; работы в должности начальника медицинского пункта - врача-терапевта в медицинском пункте в/ч 20117 Комсомольского района Хабаровского края с 01.04.2011г. по 10.10.2011г.; военных сборов в периоды с 19.10.1987г. по 13.12.1987г., с 25.02.1988г. по 21.03.1988г., обучения на курсах с 31.10.2011г. по 18.12.2011г., возложив на ответчика обязанность включить данные периоды в специальный стаж истца.
Кроме того, суд признал обоснованными требования истца о включении в специальный стаж периода работы истца в Вяземской центральной районной больнице, установив период, подлежащий включению с данный стаж с 15.07.1983г. по 31.07.1983г., поскольку факт осуществления трудовой деятельности в указанный период документально подтвержден.
С учетом включения в специальный стаж вышеуказанных периодов, на момент обращения истца в пенсионный орган за назначении пенсии специальный стаж истца составил 30 лет 00 месяцев 01 день, что соответствует требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и свидетельствует о возникновении у истца на день обращения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец обратился с заявлением о назначении пенсии до возникновения у него такого права, не представив сведения о работе в Вяземской центральной районной больнице, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку право истца на момент обращения в пенсионный орган на досрочное назначение пенсии по старости нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу, а не предоставление таких сведений не должно нарушать прав истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия находит, что при разрешении спора суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции; направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
Никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для отмены решения суда, по доводам, указанным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 14 декабря 2015г.оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Н. Кочукова
Судьи Н.В. Пестова
И.К. Ющенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.