Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Верхотуровой И.В.
судей Овсянниковой И.Н., Дорожкиной О.Б.
при секретаре Носаль М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казанному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" министерства обороны РФ, акционерному обществу "Славянка" о понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционным жалобам представителей ответчиков ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, АО "Славянка" на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 16 ноября 2015 года,
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона Анина О.И., представителя АО "Славянка" Бутковой Ю.А., представителя ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ Ли В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Хабаровского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к министерству обороны России, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, АО "Славянка" о понуждении к совершению определенных действий. В обоснование иска указал, что военной прокуратурой Хабаровского гарнизона проведена проверка, по результатам которой установлено, что состояние здания штаба-казармы инв. N1 в/ч 33864 требует капитального ремонта.
Просил суд обязать Министерство обороны России и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, произвести капитальный ремонт здания штаба-казармы инв.N1 в/ч 33864.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 30.09.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО "Славянка".
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 16 ноября 2015 года исковые требования военного прокурора Хабаровского гарнизона удовлетворены.
На министерство обороны России, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, АО "Славянка" возложена обязанность произвести необходимый ремонт здания штаба-казармы инв. N1 в/ч, в соответствии с требованиями строительных норм и правил, в срок до 01 июня 2016 года. С АО "Славянка" в бюджет муниципального образования взыскана государственная пошлина 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России Ли В.А., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что учреждение не уполномочено производить работы по текущему и капительному ремонту казарменно-жилищного фонда Министерства обороны РФ. Указывает, что суд первой инстанции, возложив обязанность на ответчиков по проведению необходимого ремонта, вышел за пределы заявленных исковых требований. Представленные прокурором акты осмотра свидетельствуют о том, что зданию требуется текущий ремонт, заключения межведомственной комиссии о признании штаба-казармы непригодной для проживания, не представлено.
В апелляционной жалобе представитель АО "Славянка", ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к АО "Славянка" отказать. В обоснование доводов жалобы указано, что прокурором в обоснование требований представлен акт общего осеннего осмотра здания, где комиссией сделан вывод о том, что здание нуждается в текущем ремонте. Указывает, на то, что судом не дана надлежащая оценка заключенному между Министерством обороны РФ и АО "Славянка" государственному контракту, со сроком действия, оказания услуг, выполнения работ до 30.06.2015г. и которым установлено, что у АО "Славянка" отсутствуют полномочия по проведению работ по текущему ремонту объектов имущественного комплекса МО РФ по собственной инициативе за счет привлеченных денежных средств. Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об уклонении АО "Славянка" от исполнения обязанностей по государственному контракту.
Письменных возражений относительно доводов апелляционных жалоб не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика министерства обороны РФ, извещенный в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, не явился, доказательств уважительности причин неявки не представлено, об отложении рассмотрения дела не заявлено.
На основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на территории военного городка N по "адрес", расположено здание казармы. На основании распоряжения N от 08.04.2004г. "О закреплении имущества за Хабаровской квартирно-эксплутационной частью МО РФ", указанное здание закреплено на праве оперативного управления за Хабаровской КЭЧ МО РФ
Приказом Министерства обороны Российской Федерации N 1871 от 17 декабря 2010 года здание передано в оперативное управление ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно акту проверки состояния зданий и сооружений в войсковой части N от 22.07.2015 г., здание штаба-казармы, требует капитального ремонта, крыша требует капитального ремонта, подвал здания находится в аварийном состоянии и нуждается в капитальном ремонте. В результате повышенной влажности на стенах образовался грибок (плесень), под столовой в районе горячего цеха обнаружена трещина размером во всю ширину плиты. При несвоевременном проведении мероприятий по устранению указанных недостатков может произойти обвал во многих частях здания.
Согласно акту технического состояния здания, утвержденного 13.03.2015г., районным представителем государственного заказчика командиром в/ч 33864 в здании штаба-казармы, 1967 года постройки, площадью 2695,9 кв.м., текущий и капитальный ремонт не производился (л.д. 30).
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны РФ, в котором закреплены его полномочия.
Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (абз. 1 п. 1 Положения).
В соответствии с п. 71 раздела II названного Положения Минобороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса России учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер (ст. 216 применяемого Кодекса), и как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
К жилищному фонду относятся все жилые помещения независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Граждане, юридические лица обязаны бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда; выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования (пункт 1.4 Правил);
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров (пункт 2 правил).
Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений (пункт 2.1 Правил).
Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией (пункт 2.1.3 Правил).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, установив, что состояние здания штаба - казармы инв. N 1 в/ч 33684, требует ремонта, и в период управления жилищным фондом ответчиком АО "Славянка" ремонт проведен не был, пришел к выводу о возложении на собственника объекта недвижимости - МО РФ, на ФГКУ "ДТУИО" МО РФ, в оперативном управлении которого находится здание штаба-казармы, а так же учитывая, что АО "Слаявнка" надлежащим образом не исполняло обязанности по содержанию указанного объекта недвижимости в период действия государственного контракта, на указанного ответчика, обязанности по проведению необходимого ремонта штаба-казармы.
Учитывая, что казарма, расположенная на территории войсковой части, предназначена в том числе, для проживания военнослужащих, находится в неудовлетворительном состоянии, не отвечает установленным требованиям, представленными актами подтверждается необходимость проведения ее капитального ремонта, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности по проведению капитального ремонта штаба казармы на собственника - министерство обороны РФ и титульного владельца ФГКУ "ДТУИО" МО РФ объекта капитального строительства.
Вместе с тем, разрешая заявленные прокурором требования о возложении обязанности по проведению капитального ремонта здания штаба -казармы, суд первой инстанции возложил на ответчиков обязанность по проведению необходимого ремонта указанного объекта, что не соответствует положениям ч. 3 ст. 196 ГПК РФ о пределах рассмотрения дела, определенных заявленными требованиями, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит изменению.
Судебная коллегия находит обоснованными исковые требования о возложении обязанность по проведению капитального ремонта на собственника указанного объекта недвижимости -министерство обороны, а также на ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, в оперативном управлении которого находится это имущество, поскольку в силу закона указанные лица несут бремя содержания принадлежащего имущества.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.02.2013 между Министерством обороны РФ и ОАО "Славянка" заключен государственный контракт, в соответствии с условиями которого, ОАО "Славянка" обязуется в установленный срок оказать услуги в объеме, соответствующем качеству и иным требованиям, установленным Контрактом, в том числе, в сроки - с момента заключения Контракта и до 30.06.2015 г., заключен указанный контракт на оказание услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны России и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны России. Данным контрактом не предусмотрено проведение исполнителем капитального ремонта.
Принимая во внимание, что условиями государственного контракта на АО "Славянка" не возложена обязанность по проведению капитального ремонта переданного на обслуживание объектов имущественного комплекса Министерства обороны РФ, требований возложении обязанности по проведению текущего ремонта истцом не заявлялось, иных, установленных законом оснований для возложения обязанности по содержанию не принадлежащего указанному ответчику имуществу, не установлено, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы указанного ответчика заслуживают внимания, решение суда первой инстанции о возложении на АО "Славянка" обязанности по проведению необходимого ремонта объекта имущественного комплекса Минобороны РФ и взыскании государственной пошлины, подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы представителя ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России об отсутствии у учреждения полномочий по проведению текущему и капительному ремонту казарменно-жилищного фонда Министерства обороны РФ, судебной коллегией не принимаются.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии со статьями 296, 298 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание переданного имущества.
Доводы жалобы о необходимости проведения текущего ремонта казармы и отсутствии доказательств, подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта, опровергаются совокупностью доказательств, имеющихся в деле, подтверждающих, что в ходе осмотра здания казармы комиссией установлены необходимость проведения капитального ремонта, в связи с чем, указанные доводы не принимаются судебной коллегией.
Доводы ответчика ФГКУ "ДТУИО" МО РФ со ссылками на судебную практику не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Хабаровска от 19 ноября 2015 года по делу по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казанному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" министерства обороны РФ, акционерному обществу "Славянка" о понуждении к совершению определенных действий, отменить в части удовлетворения исковых требований к АО "Славянка" и взыскании государственной пошлины, изменить резолютивную часть решения в части возложения обязанности по проведению необходимого ремонта и принять в указанных частях по делу новое решение.
Возложить на министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казанное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" министерства обороны РФ обязанность по проведению капитального ремонта здания штаба-казармы инв. N 1 в/ч 33864 в срок до 30.06.2016г.
В удовлетворении исковых требований к акционерному обществу "Славянка" отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: И.В. Верхотурова
Судьи: И.Н. Овсянникова
О.Б. Дорожкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.