Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.А. Чемякиной,
судей О.В.Герасимовой, Е.П.Иском
при секретаре А.И.Колесниковой
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 марта 2016 года административное дело по административному иску ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю об установлении административного надзора в отношении осужденного Симонова И. В., по апелляционной жалобе Симонова И. В. на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 30 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения прокурора Е.В.Максименко, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении И.В. Симонова. В обоснование заявленных требований указало, что Симонов И.В. осужден 05.11.2013 г. Кавалеровским районным судом Приморского края по ч.3 ст.30, п. "а" ч.3 ст. 158 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы. Осужденный Симонов И.В. на путь исправления не встал, на меры воспитательного характера не реагирует, должных выводов не делает, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Характеризуется отрицательно. Просили установить за осужденным административный надзор в виде обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение пребывания в определенных местах (рестораны, бары, казино, дискотеки и другие общественные места продажи и употребления алкогольных напитков; запрещение выезда за пределы муниципального района, избранного осужденным в качестве места жительства или пребывания.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 30 декабря 2015 года заявленные требования удовлетворены. В отношении Симонова И.В. установлен административный надзор сроком на шесть лет. Установлены административные ограничения в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков; запрета выезда за пределы муниципального района, избранного осужденным в качестве места жительства или пребывания.
В апелляционной жалобе Симонов И.Г. с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 173.1 УИК РФ администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Вместе с тем, административное исковое заявление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении него датировано 22 декабря 2015 года, тогда как конец срока 11 февраля 2016 года. В связи, с чем администрацией исправительного учреждения пропущен установленный ч.3 ст. 173.1 УИК РФ срок подачи в суд данного заявления. Просит решение суда отменить.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" задачами административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона РФ N 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" определено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ).
Согласно ст. 4 указанного Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Симонов И.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю по приговору Кавалеровского районного суда Приморского края от 05.11.2013 г. в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.
Начало срока наказания 12.08.2013 г. Конец срока наказания 11.02.2016 года.
Из приговора Кавалеровского районного суда Приморского края от 05.11.2013 г. следует, что преступление совершено Симоновым И.В. ДД.ММ.ГГГГ при особо опасном рецидиве.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции, учитывая положения Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, поскольку имеются предусмотренные законом основания для установления в отношении Симонова И.В. административного надзора для предупреждения совершения последним преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрацией исправительного учреждения пропущен установленный ч.3 ст. 173.1 УИК РФ срок подачи в суд административного искового заявление об установлении административного надзора и административных ограничений, судебной коллегией не принимается.
Установленный частью 3 статьи 173.1 УИК Российской Федерации срок обращения администрации исправительного учреждения в суд с заявлением об установлении административного надзора (не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания) не является пресекательным, а направлен на предоставление необходимого времени для рассмотрения дела в суде и, по возможности, обеспечение вступления решения суда в законную силу на день освобождения поднадзорного лица из мест лишения свободы.
Вместе с тем, срок на который установлен административный надзор, судом определен неверно.
Так, Федеральным законом от 23.07.2013 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации" изменен п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ. Установлено, что в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления срок погашения судимости составляет 8 лет после отбытия наказания.
Из приговора Кавалеровского районного суда Приморского края от 05.11.2013 г. следует, что преступление совершено Симоновым И.В. ДД.ММ.ГГГГ при особо опасном рецидиве, относится к категории тяжкого, срок погашения которого в соответствии со ст. 86 ч.3 п. "г" УК РФ (в редакции Федерального закона N 218 -ФЗ от 23.07.2013 г.) составляет 8 лет.
Вместе с тем решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 30 декабря 2015 года в отношении Симонова И.В. установлен административный надзор сроком на шесть лет.
Учитывая данное обстоятельство, решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 30.12.2015 г. в отношении Симонова И.В. подлежит изменению в части срока административного надзора. Срок административного надзора в отношении Симонова И.В. необходимо установить на срок погашения судимости за совершение тяжкого преступления - 8 лет.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 30 декабря 2015 года по административному делу по административному иску ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю об установлении административного надзора в отношении осужденного Симонова И. В. изменить в части срока административного надзора.
Установить срок административного надзора в отношении осужденного Симонова И. В. - 8 лет со дня постановки учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства или пребывания.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Симонова И. В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий И.А. Чемякина
Судьи О.В.Герасимова
Е.П.Иском
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.