Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Иском Е.П., Поздняковой О.Ю.
при секретаре: Солоха А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 апреля 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Казачук А.С. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии администрации города Хабаровска N 346 от 03 сентября 2015 года об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу, возложении обязанности признать жилое помещение не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Нащёкиной П.В. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 20 января 2016 года,
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя администрации г. Хабаровска Воронцовой Ю.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казачук А.С. обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что 24.10.2013г. она обратилась в администрацию города Хабаровска с заявлением о признании аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома, расположенного по "адрес", в котором ей на праве собственности принадлежит квартира N.
Заключением межведомственной комиссии N 346 от 03.09.2015 по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания принято решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу.
Считает указанное заключение незаконным. Органами прокуратуры проведена проверка законности решения Администрации города Хабаровска по вопросу признания дома аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу, расположенного по "адрес", по результатам которой установлено, что данное решение принято с нарушением закона, поскольку спорный дом 1936 года постройки имеет износ 74%, в связи с чем не попадает под действие программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы.
Распоряжением мера города Хабаровска от 31.05.2005 N 1328-р утвержден состав городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания из 17 человек. Из протокола заседания следует, что комиссия при принятии решения по заявлению административного истца состояла из шести членов городской межведомственной комиссии, что не является большинством.
В заключении указано на износ дома на момент проведения комиссии 45,2 %. Очевиден нелогичный, необоснованный и ложный вывод тех специалистов, что проводили визуальный осмотр дома. Никаких проб материала на анализ не отбиралось, хотя визуально членами комиссии было зафиксировано наличие грибка. Измерений, инженерных расчетов проведено не было, хотя визуально было зафиксировано членами комиссии разрушение фасада здания и фундамента, имеются сильные разрушения крыши здания, не подпадающие под текущий ремонт из-за масштаба повреждений.
С учетом заявленных в судебном заседании 20.01.2016 уточнений (л.д. 92), просила признать незаконным заключение межведомственной комиссии администрации города Хабаровска N 346 от 03 сентября 2015 года об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу; обязать администрацию города Хабаровска повторно рассмотреть вопрос о пригодности дома для проживания.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 20 января 2016 года требования Казачук А.С. удовлетворены. Суд постановил:признать незаконным заключение межведомственной комиссии Администрации города Хабаровска от 03.09.2015 N 346 об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу; обязать Администрацию города Хабаровска провести оценку многоквартирного дома "адрес" в соответствии с требованиям, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, и принять соответствующее решение в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование жалобы указано, что признать жилой дом аварийным и подлежащим сносу либо возложить подобного рода обязанность в судебном порядке не представляется возможным, поскольку оценка жилых помещений и жилых домов в целом к компетенции суда не относится. Решение же комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. В результате обследования дома "адрес" специалистами ООО "Бельведер" установлено, что степень физического износа здания на момент обследования составляет 45,2 %. Установлено, что конструкции данного жилого дома находятся в ограниченно-работоспособном состоянии; категория технического состояния здания - ограниченно-работоспособное. Для обеспечения нормативных требований прочности и надежности необходимо выполнить капитальный ремонт данного жилого дома. Таким образом, выводы городской межведомственной комиссии были основаны на выводах специализированных организации, проводивших его обследование, в связи с чем отсутствовали основания для признания спорного дома аварийным и подлежащим сносу. Вместе с тем, административный истец пропустил срок обращения в суд без уважительной причины.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Казачук А.С. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, указывая, что в заключении, на которое ссылается административный ответчик, указаны технические характеристики дома, не соответствующие фактическим характеристикам дома "адрес", потому заключение не может являться достоверным и надлежащим доказательством по делу. Выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств; обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены судом правильно; в решении дана надлежащая оценка представленным доказательствам
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в законную силу с 15.09.2015 года, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения: о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Пунктами 42 - 47 Положения установлен порядок и процедура проведения оценки соответствия помещения установленным указанным Положением требованиям.
В силу положений пунктов 33, 34 Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов - деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 47 Положения решение принимается большинством голосов членов комиссии.
Материалами дела установлено, что Казачук Анна Сергеевна, являясь собственником квартиры "адрес", 24.10.2013г. обратилась в администрацию города Хабаровска с заявлением о признании аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу указанного многоквартирного дома.
27.10.2015г письмом за N К-551 ей сообщено, что на основании обращения управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города проведена оценка соответствия жилого дома "адрес" требованиям действующего законодательства, по результатам которой принято заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкций, аварийным и подлежащим сносу" N 346 от 03.09.2015.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, распоряжением мэра города Хабаровска от 31.05.2005 "О составе городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания", установил, что заключение N 346 от 03.09.2015 подписано шестью членами комиссии, что не является большинством голосов; в состав комиссии не были включены представители органов, уполномоченных на проведение муниципального жилищного контроля, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека; из представленных на рассмотрение комиссии документов усматривается, что общий износ дома по состоянию на 2007 год составляет 74%.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что процедура проведения оценки соответствия помещения требованиям, установленным в пункте 44 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, проведена с нарушением пунктов 7, 47 указанного Положения, поскольку проводилась в составе комиссии при меньшинстве голосов, в отсутствие представителей органов государственного надзора (контроля).
Суд также отметил, что в соответствии со статьей 4 Закона Хабаровского края от 24.07.2013 N 296 "О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края" многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов в краевую программу капитального ремонта не включаются. В соответствии же с пунктом 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденных Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 N 529, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома с физическим износом свыше 65%.
Принимая во внимание, что многоквартирный дом по переулку Ванкова, 1 в городе Хабаровске имеет износ более 70 %, заключение городской межведомственной комиссии N 346 от 03.09.2015 нельзя признать законным и обоснованным.
Проверив законность постановленного решения, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, сделаны на основании всестороннего исследования совокупности представленных доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что административным истцом не пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, поскольку о наличии оспариваемого заключения ей стало известно при получении ответа прокуратуры Хабаровского края 02.11.2015г., административное исковое заявление подано в суд 22.12.2015г.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, которую считать неправильной у судебной коллегии не имеется оснований.
Фактически доводы жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, а потому не могут являться поводом к отмене решения.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 20 января 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Казачук А.С. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии администрации города Хабаровска N 346 от 03 сентября 2015 года об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, аварийным и подлежащим сносу, возложении обязанности признать жилое помещение не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Нащёкиной П.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: Е.П. Иском
О.Ю. Позднякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.