Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Веселой И.Н., Редько Е.П.,
с участием прокурора Тулиной О.Е.,
при секретаре Райковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тропиной Н.И., Батаевой А.Т. об оспаривании в части постановления администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ N
по апелляционной жалобе административных истцов Тропиной Н.И., Батаевой А.Т. на решение Абаканского городского суда от 22 декабря 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Веселой И.Н., объяснения административных истцов Тропиной Н.И., Батаевой А.Т., представителя заинтересованного лица жилищно-строительного кооператива "Уют" Глуховой Е.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Тулиной О.Е., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тропина Н.И., Батаева А.Т. обратились в суд с административным иском о признании недействительным постановления администрации г.Абакана от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов в г.Абакане, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или не реализовали выбранный способ" в части включения жилого дома, находящегося в "адрес", в список домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счёте регионального оператора - Некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов". Требования мотивировали тем, что являются собственниками жилых помещений в данном доме. ДД.ММ.ГГГГ собственниками принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на специальном счете Жилищно-строительного кооператива "Уют" (далее - ЖСК "Уют", кооператив) в ОАО " Банк", утверждена плата за капитальный ремонт в размере "данные изъяты" за 1 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ЖСК "Уют" открыл расчетный счет для формирования фонда капитального ремонта. ДД.ММ.ГГГГ направил в Государственную жилищную инспекцию уведомление о принятом решении. Считали оспариваемое постановление в части включения жилого дома N в список домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счёте регионального оператора, незаконным, поскольку собственники реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта (на специальном счете).
Определениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ЖСК "Уют", Государственная жилищная инспекция Республики Хакасия (далее - Государственная жилищная инспекция) и некоммерческая организация "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов", Республиканский фонд капитального ремонта (л.д. 22, 30).
В судебном заседании административные соистцы Тропина Н.И., Батаева А.Т. и их представитель Ошаров М.В. заявленные требования поддержали в полном объеме. Представили дополнение к административному исковому заявлению, где указали, что специальный счет ЖСК "УЮТ" был открыт ДД.ММ.ГГГГ, и в тот же день подано уведомление в Государственную жилищную инспекцию Республики Хакасия. Копию протокола общего собрания председатель ЖСК "УЮТ" Глухова Е.И. представила лично начальнику юридического отдела Государственной жилищной инспекции С.Н.В., и 22.07.2014, 23.07.2014 справлялась у неё, нет ли вопросов по поводу предоставленного протокола, на что С.Н.В. разъяснила, что вопросов нет. По их мнению, действовавшим на указанный момент жилищным законодательством процедура реализации решения собственников о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете не была определена, а потому не могла быть нарушена, все требования ранее действовавшего законодательства собственниками помещений многоквартирного жилого дома выполнены.
Представитель административного ответчика администрации г. Абакана Варламова А.Ю. в судебном заседании требования не признала, пояснила, что оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представители заинтересованных лиц Государственной жилищной инспекции Волкова В.С., НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" Итченко Е.О. возражали против удовлетворения требований. Представитель Государственной жилищной инспекции суду пояснила, что протокол собрания и документы об открытии специального счета от ЖСК "Уют" не поступали.
Представитель заинтересованного лица ЖСК "Уют" Глухова Е.М. полагала требования административных истцов обоснованными, просила их удовлетворить.
В своём заключении прокурор Глушкова И.В. полагала необходимым отказать административным истцам в удовлетворении их требований.
Суд постановилрешение об отказе в удовлетворении заявленных требований, с которым не согласны административные истцы Тропина Н.И. и Батаева А.Т.
В апелляционной жалобе они просят решение Абаканского городского суда по настоящему делу отменить и удовлетворить административные исковые требования. Со ссылкой на положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) указывают, что собственники помещений многоквартирного дома "адрес" приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в срок, установленный законодательством, и уведомили о принятом решении уполномоченные государственные органы. Отмечают, что протокол общего собрания собственников и справка банка об открытии специального счета были переданы председателем ЖСК "Уют" лично представителю Государственной жилищной инспекции В.Н.С. Поскольку собственники, по их мнению, реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, полагают, что наличие или отсутствие протокола общего собрания в приложении к уведомлению, направленному в Государственную жилищную инспекцию, не могло повлечь включение их дома в список домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда. Кроме того, ссылаются на неисполнение администрацией г. Абакана требований части 6 ст. 170 ЖК РФ, которая возлагает на орган местного самоуправления обязанность созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее. По их мнению, данное нарушение является безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Глушкова И.В., представитель администрации г. Абакана Варламова А.Ю., представитель Государственной жилищной инспекции РХ Волкова В.С. выражают согласие с решением суда.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ, действовавшей в рассматриваемый период) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5 ст.170 ЖК РФ).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 ст. 170 ЖК РФ).
Пунктом 3 постановления Правительства Республики Хакасия от 18.09.2013 N516 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 28.06.2013 N55-ЗРХ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Хакасия" установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном Законом Республики Хакасия от 28.06.2013 N 55-ЗРХ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Хакасия" порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда его капитального ремонта.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.03.2014 N102 утверждена региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014-2043 годы)", опубликованная 18.03.2014 в издании "Вестник Хакасии" N18. В приложении к данной программе, в перечне многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Хакасия, в г. Абакане под номером N значится дом "адрес".
Судом первой инстанции установлено, что административные истцы Тропина Н.И. (квартира N), Батаева А.Т. (квартира N) являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес" (л.д. 12, 13).
ДД.ММ.ГГГГ протоколом общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, проведенного в форме заочного голосования, принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного жилого дома на специальном счете, открытом в Банке. Владельцем специального счета определено ЖСК "Уют". Установлен размер обязательного ежемесячного взноса собственников на проведение капитального ремонта - "данные изъяты" с 1 кв. м, принято решение о проведении ремонта инженерных коммуникаций по горячему и холодному водоснабжению в техническом этаже многоквартирного дома в соответствии с планом работ на 2014 год (л.д. 18-19).
ДД.ММ.ГГГГ ЖСК "Уют" открыло специальный банковский счет для формирования фонда капитального ремонта N в ОАО " Банк" (л.д. 57, 59-66).
В тот же день председатель ЖСК "Уют" Глухова Е.И. представила в Государственную жилищную инспекцию Республики Хакасия уведомление N, где сообщила о состоявшемся общем собрании собственников помещений в жилом многоквартирном доме, принятом решении о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является кооператив, а также об открытии такого счета (л.д. 51).
Постановлением администрации г.Абакана от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном в приложении к газете "Абакан" N36 за 3-9 сентября 2014 г. - "Абакан официальный", дом "адрес" включён в перечень многоквартирных домов г.Абакана, в отношении которых определён способ формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора - НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (л.д. 10-11).
Установив изложенные обстоятельства, проанализировав нормы жилищного законодательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что собственники многоквартирного дома "адрес" в установленный нормативными правовыми актами срок не реализовали выбранный способ формирования фонда капитального ремонта.
В связи с этим суд, отказывая в удовлетворении требований административных истцов, верно указал, что оспариваемое постановление принято в соответствии с ч. 7 ст. 170 ЖК РФ и не нарушает права и законные интересы административных истцов.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит, так как они сделаны при правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Так, из положений главы 15 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, следует, что выбор и реализация способа формирования фонда капитального ремонта заключается не только в проведении общего собрания, а также в осуществлении и иных действий, в том числе в открытии специального счёта и в направлении региональному оператору копии протокола общего собрания собственников, которым оформлено решение о выборе способа формирования фонда. Кроме того, часть 1 ст. 172 ЖК РФ (в той же редакции) закрепляла обязанность владельца специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что собственники помещений в рассматриваемом многоквартирном доме в пределах четырехмесячного срока с момента опубликования региональной программы капитального ремонта направили в адрес Республиканского фонда капительного ремонта копию протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, а также что копия данного протокола и справка банка об открытии специального счета были переданы ЖСК "Уют" в Государственную жилищную инспекцию.
Имеющаяся в материалах дела копия уведомления ЖСК "Уют" в адрес Республиканского фонда капитального ремонта не содержит отметки, подтверждающей его представление в названную организацию (л.д. 58). При этом имеющиеся в материалах дела копии уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ в Государственную жилищную инспекцию и в Республиканский фонд капитального ремонта указания на наличие приложений к ним не содержат (л.д.51, 58).
В связи с этим довод апелляционной жалобы о том, что протокол общего собрания собственников и справка банка об открытии специального счета были переданы председателем ЖСК "Уют" в Государственную жилищную инспекцию, не может быть принят во внимание, поскольку не подтверждается собранными по делу доказательствами.
Судебная коллегия считает необходимым также отметить, что согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ общим собранием не принято решение по всем вопросам, указанным в ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, в частности, не определен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее предусмотренного региональной программой капитального ремонта, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.03.2014 N102.
Доводы заявителей жалобы о нарушении администрацией г. Абакана порядка принятия оспариваемого постановления, поскольку не было инициировано проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, не могут повлечь отмену решения суда.
Действительно, часть 6 ст. 170 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления от 29.08.2014 N 1700) предусматривала, что орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее. Однако невыполнение указанной обязанности органом местного самоуправления в силу вышеприведенных правовых норм не исключает его обязанности по принятию решения о формировании фонда капитального ремонта и не влияет на законность такого решения.
Кроме того, суд первой инстанции верно указал на наличие у собственников помещений многоквартирного жилого дома "адрес" возможности изменить способ формирования фонда капитального ремонта в соответствии со ст. 173 ЖК РФ.
Таким образом, обжалуемое решение суда постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела, при надлежащей оценке представленных сторонами доказательств, в соответствии с нормами материального и процессуального права, а апелляционные жалобы не содержат доводов, которые свидетельствовали бы об ошибочности выводов суда и моли бы служить основанием для отмены решения. Нарушений норм процессуального права, которые в силу ч.ч. 1, 4 ст. 310 КАС РФ влекут отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.309, ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 22 декабря 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов Тропиной Н.И., Батаевой А.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А. Страхова
Судьи И.Н. Веселая
Е.П. Редько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.