Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Амосова С.С.,
судей Мироновой И.П., Орловой Л.В.,
при секретаре Гурулёвой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эминова Т.С.о. к ФСИН РФ, ГУФСИН России по Иркутской области, ФКУ колония-поселение N 51 ГУФСИН России по Иркутской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, признании незаконным решения о снятии с жилищного учета, включении в список получателей государственных жилищных сертификатов, обязании включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список участников претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2015 году, о предоставлении жилищного сертификата,
по апелляционной жалобе представителя истца по доверенности Косова И.И. на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 04 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Орловой Л.В., объяснения Эминова Т.С.о, его представителя по доверенности Косова И.И., поддержавшие доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ГУФСИН России по Иркутской области по доверенности Монаковой М.С., представителя ФКУ КП N 51 ГУФСИН России по Иркутской области по доверенности КошкинойН.В., согласившихся с решением суда, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
в обоснование требований Эминов Т.С.о. указал, что с Дата изъята года проходил службу в правоохранительных органах в разных должностях, финансируемых из федерального бюджета. Дата изъята он был уволен в соответствии с приказом начальника ГУ ФСИН России по Иркутской области Номер изъят по (данные изъяты), в звании (данные изъяты), с должности (данные изъяты) ФКУ КП-51 ГУ ФСИН России по Иркутской области, с выслугой лет на день увольнения в календарном исчислении (данные изъяты).
Дата изъята жилищно-бытовой комиссией ОВД Куйбышевского района г. Иркутска он был включен в очередь на улучшение жилищных условий. Дата изъята жилищно-бытовой комиссией ФКУ КП-51 ГУ ФСИН России по Иркутской области он был поставлен на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий ФКУ КП-51 ГУ ФСИН России по Иркутской области. Дата изъята жилищно-бытовой комиссией ФКУ КП-51 ГУ ФСИН России по Иркутской области он включен в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Дата изъята он получил почтой сопроводительное письмо ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области от Дата изъята исх. Номер изъят с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ КП-51 ГУ ФСИН России по Иркутской области от Дата изъята , из смысла которого следовало, что на основании телефонограммы от Дата изъята Номер изъят ГУ ФСИН России по Иркутской области, а также в связи с введением в действие нового Жилищного кодекса РФ с Дата изъята , он был снят с жилищного учета.
Полагает, что отсутствуют основания для отказа в признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года", установленные пунктом 22 Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов. Считает, что отказ ЖБК ГУ ФСИН России по Иркутской области формальным, поскольку ГУ ФСИН России по Иркутской области не исполняет надлежащим образом возложенные на него обязанности.
Как указывает истец, факт нуждаемости его семьи в улучшении жилищных условий подтвержден пакетом документов, поданным ответчику, и не оспорен. Право на улучшение жилищных условий с использованием выплат за счет средств федерального бюджета ранее им и его семьей не реализовывалось.
По мнению истца, он имеет право на включение его в число лиц, изъявивших желание на получение жилищного сертификата, и оно отвечает условиям и требованиям, установленным Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 года.
Как следует из выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от Дата изъята , он был поставлен на учет в списки сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий ФБК КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области. Кроме того, согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от Дата изъята он был также включен в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище". Основанием для снятия его с жилищного учета явилось не отсутствие у него нуждаемости в улучшении жилищных условий и необходимого стажа службы по должности, финансируемой из федерального бюджета, а ссылка на жилищное законодательство, предусматривающее постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления. Ссылку ответчика на положения Жилищного кодекса РФ считает несостоятельной.
Ссылаясь на ст.6 ФЗ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" с 01 марта 2005 года указывает, что он желает улучшить свои жилищные условия путем получения жилищного сертификата. Акты, предусматривающие выдачу жилищных сертификатов увольняемым сотрудникам органов федеральной службы исполнения наказаний, не ограничивают таких лиц сроком введения в действие Жилищного кодекса РФ с 01.03.2005 года. Кроме того, сами эти акты приняты уже после введения в действие нового Жилищного кодекса РФ.
По смыслу и в соответствии с системным толкованием закона, право на получение жилищных сертификатов имеют не только увольняемые сотрудники федеральной службы исполнения наказаний, состоящие в очереди на улучшение жилищных условий до 01 марта 2005 года, но и иные лица, подпадающие под категорию граждан, предусмотренную пп. "а" п.5 Правил выпуска и реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п.18, п.19 Правил заявление и постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в органах, которые осуществляют выдачу сертификатов. В данном случае такими органами являются органы федеральной службы исполнения наказаний - ГУ ФСИН России по Иркутской области, где он проходил службу, в порядке установленной очередности.
Просил суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ КП-51 ГУ ФСИН России по Иркутской области от Дата изъята о снятии его с жилищного учета; обязать ГУ ФСИН России по Иркутской области включить его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы; признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, обязав ФСИН России предоставить ему жилищный сертификат во исполнение подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в Дата изъята году.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 04 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца по доверенности Косов И.И. просит решение отменить и принять по делу новое решение.
Повторяя доводы искового заявления, указывает, что в Дата изъята году истец был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, что подтверждается показаниями свидетелей. Действие статьи 52 Жилищного кодекса РФ на данный конкретный случай не распространяется.
Поступили возражения в письменном виде относительно апелляционной жалобы от врио начальника ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области Самара А.Г., представителя ГУФСИН России по Иркутской области Монаковой М.С.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие представителя ФСИН РФ, а также не явившихся представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, рассмотрев его в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оставила без изменения решение суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" распространяются на граждан, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 133 от 18 февраля 2013 года).
Согласно п. 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.
В соответствии с п. 5 Правил одним из условий, определяющих право гражданина участвовать в подпрограмме, является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Оценив представленные суду доказательства, объяснения сторон и показания свидетелей, в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции установил, что доказательств, подтверждающих факт того, что истец когда-либо состоял в списке в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не представлено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно указал, что у ГУФСИН отсутствовали правовые основания для принятия решения о включении истца в списки сотрудников ГУФСИН нуждающихся в получении жилых помещений. Истец в списках сотрудников ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Иркутской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоит.
Принимая во внимание, что после введение в действие Жилищного кодекса РФ, то есть после 01.03.2005 полномочия по постановке на учет сотрудников уголовно-исполнительной системы на очередь на обеспечение жильем у ответчика отсутствовали, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствуют основания по включению Эминова Т.С.о в списки участников подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяемой сертификатом.
Исходя из установленных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения Эминова Т.С. о ответчиком в список лиц, нуждающихся в получении жилья, и об отсутствии у истца, не состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении в федеральном органе исполнительной власти по месту прохождения службы, права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Данные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно оценил доказательства, которые были представлены истцом в подтверждение факта о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе и показания свидетелей, судебная коллегия находит несостоятельным. Представленным сторонами доказательствам судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований нет.
Все доводы жалобы повторяют позицию Эминова Т.С. о., изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
определила:
оставить решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 04 сентября 2015 года по данному делу без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья-председательствующий С.С. Амосов
Судьи И.П. Миронова
Л.В. Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.