Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Брыкова И.И.,
судей Вороновой М.Н., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Портнове Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 апреля 2016 года апелляционную жалобу Мунтян Л.М. и Мунтяна И.Ч. на решение Чеховского городского суда Московской области от 25 января 2016 года по делу по административному исковому заявлению Мунтян Любови Михайловны к Центральной жилищной комиссии войсковой части "данные изъяты", ФКУ "Войсковая часть "данные изъяты"", Администрации Чеховского муниципального района Московской области о признании незаконными решения командира войсковой части и Центральной жилищной комиссии войсковой части "данные изъяты" от 14.05.2015, а также решения Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 17.07.2015 об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении, обязании повторно рассмотреть вопрос о признании нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Мунтян Л.М., представителя Мунтян Л.М. и Мунтяна И.Ч. - Шевякова М.И.,
установила:
Мунтян Л.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом имевшего место уточнения заявленных требований) к Центральной жилищной комиссии (далее - ЦЖК) войсковой части "данные изъяты", ФКУ "Войсковая часть "данные изъяты"", Администрации Чеховского муниципального района Московской области о признании незаконными решения командира войсковой части и ЦЖК войсковой части "данные изъяты" от 14.05.2015, а также решения Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 17.07.2015 об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении, обязании повторно рассмотреть вопрос о признании нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование требований указала, что она и ее сын Мунтян И.Ч. зарегистрированы и проживают в комнате коммунальной квартиры, расположенной на территории закрытого военного городка Чехов-2. Ранее административный истец проходил военную службу в войсковой части N "данные изъяты" и был уволен с военной службы в 1998 году по достижении предельного возраста, имея общую продолжительность военной службы 21 год. При увольнении с военной службы ей не было разъяснено право быть принятой на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства, было предложено лишь подать заявление о включении в список на отселение из ЗГВ Чехов -2.
15.04.2015 она обратилась в ЦЖК в/ч "данные изъяты" с заявлением о принятии их с сыном на учет нуждающихся в жилом помещении; оспариваемым решением от 14.05.2015 в принятии на учет было отказано в связи с тем, что она не является военнослужащей.
19.06.2015 она обратилась в Администрацию Чеховского муниципального района Московской области с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, однако ей также было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой, что ЗГВ Чехов-2 не входит в границы Чеховского муниципального района Московской области.
По утверждению Мунтян Л.М., данные отказы является незаконными, нарушают ее права и интересы.
В судебном заседании Мунтян Л.М. и ее представитель поддержали заявленные требования.
Представители административных ответчиков - Администрации Чеховского муниципального района Московской области, ЦЖК войсковой части "данные изъяты", ФКУ "Войсковая часть "данные изъяты"" в судебное заседание не явились, направили письменные возражения на заявленный иск.
Представитель заинтересованного лица Мунтяна И.Ч. заявленные требования поддержал.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 25.01.2016 в удовлетворении административного иска Мунтян Л.М. отказано.
В апелляционной жалобе Мунтян Л.М. и Мунтян И.Ч. просят об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Мунтян Л.М. является бывшим военнослужащим, уволена с военной службы в декабре 1998 года, календарная выслуга лет - 21 год и 1 месяц.
Мунтян Л.M. и ее сын Мунтян И.Ч., 1987 года рождения, зарегистрированы и проживают в комнате жилой площадью "данные изъяты" кв.м, общей - "данные изъяты" кв.м в коммунальной квартире по адресу: "данные изъяты"; Чехов-2 является закрытым военным городком.
14.05.2015 Мунтян Л.М. обратилась в ЦЖК войсковой части "данные изъяты" с заявлением, в котором просила признать ее саму и ее сына нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания за пределами военного городка; при этом из заявления следовало, что Мунтян Л.М. не согласна на решение жилищной проблемы с помощью жилищного сертификата (л.д. 187).
14.05.2015 решением ЦЖК войсковой части "данные изъяты" (протокол N 7) Мунтян Л.M. и члену ее семьи (сыну) отказано в признании нуждающимися в жилом помещении, поскольку Мунтян Л.М. не является военнослужащей и не признана нуждающейся в жилом помещении в период прохождения военной службы.
19.06.2015 Мунтян Л.М. обратилась в Администрацию Чеховского муниципального района Московской области с заявлением о разрешении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях (л.д. 22).
Орган местного самоуправления отказал Мунтян Л.М. в удовлетворении заявления со ссылкой, что ЗГВ Чехов-2 не входит в перечень населенных пунктов муниципального образования Чеховский муниципальный район Московской области; кроме того, до 01.03.2005 она не обращалась в орган местного самоуправления по вопросу принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях и, соответственно, не была принята на данный учет (л.д. 23, 76-77).
Обращаясь за судебной защитой, Мунтян Л.М. ссылается на права, гарантированные ей законом как бывшему военнослужащему.
Право военнослужащих на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания закреплено в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 23 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент увольнения Мунтян Л.М. с военной службы) военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
При этом согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ (также в редакции, действовавшей на момент увольнения с военной службы) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
В соответствии с пунктом 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:
а) отсутствие жилой площади;
б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;
г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;
д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;
з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;
и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Мунтян Л.М. пояснила судебной коллегии, что на момент увольнения с военной службы (1998 год) она проживала вместе с сыном от первого брака (вдвоем) в отдельной двухкомнатной квартире в г. Чехов-2, соответственно была обеспечена жилым помещением по нормам предоставления. По собственному усмотрению Мунтян Л.М. 21.01.2005 зарегистрировалась в коммунальной квартире по адресу: "данные изъяты" (л.д. 15). По состоянию на ноябрь 2005 года у Мунтян Л.М. имелись в собственности 1/2 доля жилого дома площадью "данные изъяты" кв.м. и "данные изъяты" доля земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м по адресу: "данные изъяты" (л.д. 201-202).
Доказательств того, что перед увольнением с военной службы Мунтян Л.М. избрала в качестве постоянного места жительства г. Чехов либо иной другой город, суду не представлено. Факт необращения с соответствующим заявлением к командиру войсковой части, в которой она проходила военную службу, Мунтян Л.М. не оспаривается.
Мунтян Л.М. имеет право на отселение из закрытого военного городка путем получения государственного жилищного сертификата в целях приобретения жилого помещения (постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", в редакции, действовавшей на момент обращения Мунтян Л.М. с заявлениями в орган местного самоуправления и в ЦЖК в/ч 95006).
Вместе с тем, на получение жилищного сертификата Мунтян Л.М. не согласна, в связи с чем быть включенной в соответствующий список (лиц, подлежащих отселению) для нее не имеет правового значения.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Мунтян Л.М. не проживает на территории Чеховского муниципального района Московской области. Кроме того, обращаясь в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на жилищный учет, Мунтян Л.М. просила решить ее вопрос на общих основаниях.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Мунтян Л.M. и член ее семьи Мунтян И.Ч. малоимущими в целях постановки на жилищный учет не признавались.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отклонении требований Мунтян Л.М.: решениями, действиями (бездействием) административных ответчиков права и охраняемые законом интересы Мунтян Л.М. не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, собранных доказательств и выводов суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Чеховского городского суда Московской области от 25 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.