Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Споршевой С.В.,
судей Рогозиной Н.И., Воробьева А.А.,
при секретаре Кондрашиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Рязанской области на решение Советского районного суда г.Рязани от 15 февраля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования военного прокурора Рязанского гарнизона, действующего в интересах
Герус А.С., к Военному комиссариату Рязанской области о понуждении повышения пенсии по случаю потери кормильца и взыскании задолженности по выплате данного повышения - удовлетворить полностью.
Обязать Военный комиссариат Рязанской области выплачивать
Герус А.С. повышение пенсии по случаю потери кормильца согласно п."г" ч.1 ст.45 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 с 01.02.2016г. с последующей индексацией, предусмотренной законом.
Взыскать с Военного комиссариата Рязанской области в пользу
Герус А.С. задолженность по выплате повышения пенсии по случаю потери кормильца согласно п."г" ч.1 ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N4468-1 за период с 29.01.2015г. по 31.01.2016г. в сумме
"
...
" рублей
"
...
" копейки.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения представителя военного комиссариата Рязанской области Шатовой И.В., помощника военного прокурора Рязанского гарнизона Подвального С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Рязанского гарнизона, действующий в интересах Герус А.С., обратился в суд с иском к Военному комиссариату Рязанской области о назначении и выплате повышения пенсии по случаю потери кормильца и взыскании задолженности по выплате данного повышения.
В обоснование иска прокурор указал, что в военную прокуратуру Рязанского гарнизона поступило обращение Герус А.С., в котором она просит оказать ей помощь во взыскании с Военного комиссариата Рязанской области невыплаченного ей повышения к пенсии. Проведенной прокурорской проверкой исполнения должностными лицами ответчика законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и ветеранов боевых действий установлено, что пенсионер Минобороны России - Герус А.С., 22.08.1922 года рождения, с 01.02.1991г. получает пенсию по случаю потери кормильца - супруга Герус А.В., умершего 10.02.1971г., майора в отставке, являвшегося ветераном Великой Отечественной войны. Однако, при назначении Герус А.С. пенсии ей не было назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п."г" ст.45 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в размере 32% расчетного размера пенсии.
Военный прокурор Рязанского гарнизона, действующий в интересах Герус А.С., просил суд обязать ответчика назначить и ежемесячно выплачивать Герус А.С., начиная с 01.01.2016 г., пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения в соответствии с п."г" ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N4468-1 как вдове участника Великой Отечественной войны; обязать выплатить Герус А.С. разницу между новым и прежним размером пенсии с учетом вышеуказанного повышения за период с 07.12.2014г. по 31.12.2015г. в размере
"
...
" рубль
"
...
" копеек.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Рязанской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, полагая, что судом неправильно применены положения п."г" ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1.
В письменных возражениях Военный прокурор Рязанского гарнизона просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, помощник военного прокурора Рязанского гарнизона возражал против ее удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с положениями ч.1 и ч.2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено, что истец Герус А.С. является получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ по случаю потери кормильца с 01.02.1991г. по настоящее время. Указанная пенсия ей выплачивается с учетом надбавки в размере 16% на основании п."д" ст.45 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон РФ N 4468-1).
29.01.2016г. она обратилась в Военный комиссариат Рязанской области с заявлением о выплате ей повышения на основании п."г" ст.45 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1, однако получила отказ со ссылкой на отсутствие права на указанное повышение.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. N4468-1.
Согласно пункту "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 3 декабря 2007г. N 319-ФЗ в вышеуказанную норму были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 г., согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны, из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при назначении пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующее повышения пенсий.
Следовательно, повышение пенсии производится не только лицам, являющимися ветеранами Великой Отечественной войны, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что Герус А.С. является вдовой Герус А.В., умершего 10.02.1971г.
Из материалов личного дела военнослужащего Герус А.В. усматривается, что он являлся участником Великой Отечественной войны, что не оспаривается ответчиком.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец Герус А.С. имеет право на повышение пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренное п. п."г" ст.45 Закона РФ N 4468-1.
В настоящее время истцу выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п."д" указанной статьи.
Согласно ст.46 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 при наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами "г", "д" и "з" ч.1 ст.45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.
Наибольшим для истца является повышение к пенсии, предусмотренное п."г" ст.45 Закона РФ " 4468-1.
В силу п."б" ст.55 Закона РФ от 12.02.1993 г. N4468-1 перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Приведенными нормами установлен заявительный характер выплаты надбавки к пенсии, что влечет обязанность пенсионера обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением с приложением необходимых документов.
Принимая во внимание, что с заявлением о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца на основании п."г" ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N4468-1 Герус А.С. обратилась 29.01.2016г., судом первой инстанции правильно определен период взыскания задолженности по выплате разницы в пенсии и ее размер. Оснований не согласиться с произведенным судом расчетом взысканной суммы судебная коллегия не усматривает. Доводов о его ошибочности апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право на повышение пенсии, установленное п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, имеют лишь непосредственно лица, получившие удостоверение "Ветеран Великой Отечественной войны", и его распространение на членов семьи умершего действующим законодательством не предусмотрено, основаны на неправильном толковании закона, так как ст. 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий" указанного Закона, где содержатся общие для всех видов пенсий положения.
Данный вид пенсии указан в ст. 45 названного Закона, дающей право на повышение пенсии, соответственно, пенсия по случаю потери кормильца, получаемая членами семьи погибших ветеранов Великой Отечественной войны, должна повышаться в соответствии с действующим законодательством. Этот же вывод вытекает из содержания ч. 4 ст. 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Рязани от 15 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.