Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Мартемьяновой С.В.,
судей Занкиной Е.П., Самчелеевой И.А.,
при секретаре Головачевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Р.О.Г. на решение Чапаевского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления Р.О.Г. к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г.о. Чапаевск о признании незаконным отказа, в назначении досрочной трудовой пенсии - отказать.
Отказать в удовлетворении искового заявления Р.О.Г. в части признания решения ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г.о. Чапаевск N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа работы незаконным.
Отказать в удовлетворении искового заявления Р.О.Г. в части обязывания ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г.о. Чапаевск назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мартемьяновой С.В., объяснения Р.О.Г. в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя ГУ - УПФ РФ в г.о. Чапаевск Самарской области - Г.Н.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.О.Г. обратился в Чапаевский городской суд Самарской области с иском к ГУ - УПФ РФ в г.о. Чапаевск Самарской области о признании недействительным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указал, что прибрел необходимый стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и занятостью на работах с тяжелыми условиями труда, однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении такой пенсии ему отказано. По мнению истица, пенсионный орган при определении стажа работы в районах Крайнего Севера для досрочного назначения страховой пенсии по старости, в связи с работой в указанных районах, не произвел в установленном порядке суммирование к нему периодов работы с тяжелыми условиями труда и тем самым отказал в реализации истцу его прав на назначение и получение страховой пенсии с соответствующим уменьшением возраста.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Р.О.Г., уточнив свои требования в ходе судебного разбирательства, просил суд признать недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить ее со дня обращения за указанной пенсией, взыскать с пенсионного органа судебные расходы на оплате услуг представителя в сумме 25 000 рублей и уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение, которое Р.О.Г. в апелляционной жалобе просит отменить, ссылаясь на те же обстоятельства и факты.
В заседании суда апелляционной инстанции Р.О.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ГУ - УПФ РФ в г.о. Чапаевск Самарской области - Г.Н.В., возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Как следует из части 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2-4 указанной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как следует из подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Статьей 33 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - "данные изъяты"; настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Как следует из пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 г. N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон) (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
Как следует из части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ Р.О.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в ГУ - УПФ РФ в г.о. Чапаевск Самарской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и занятостью на работах с тяжелыми условиями труда.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в г.о. Чапаевск Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. "данные изъяты") истцу в общей сложности в специальный стаж засчитано 11 лет 19 дней работы в районах Крайнего Севера и 16 лет 11 месяцев 07 дней работы с тяжелыми условиями труда в организации, расположенной вне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в назначении
досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера и равного 15 годам (л.д. "данные изъяты").
Из объяснений сторон следует, что спор относительно установленного пенсионным органом стажа приведенных выше работ отсутствует.
Требования истца основываются лишь на неправильном, по его мнению, учете стажа работы с тяжелыми условиями труда при его включении в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуюсь положениями действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворения иска Р.О.Г.
Как было указано выше, при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях к данной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в том числе периоды работы с тяжелыми условиями труда, путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
Вместе с тем истец не отрицал, что не имеет 15 летнего стажа работы в районах Крайнего Севера, однако проработал в таких условиях не менее 7 лет 6 месяцев, что дает ему право на назначение страховой пенсии с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (60 лет), на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Тогда как в силу прямого указания в законе, в таких случаях при требуемых 15 календарных лет стажа в районах Крайнего Севера, досрочная страховая пенсия по старости в любом случае не может быть назначена ранее достижения гражданином 55 лет, поскольку исходя из арифметического снижения общего пенсионного возраста для мужчин - 60 лет на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах, включая и приравненную работу с тяжелыми условиями труда (за каждые 3 года работы возраст снижается на 1 год), следует, что максимальное возможное снижение пенсионного возраста возможно лишь до 60 - (15/3) = 55 лет.
В связи с чем, несмотря на то, что суммированный стаж истца и учитываемый при решении вопроса о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера оставляет 27 лет 11 месяцев 26 дней, не достижение им 55 летнего возраста является препятствием для ее назначения ему, поскольку ранее достижения такого возраста право на заявленную пенсию у истца отсутствует. В то время как данный суммарный стаж работы до достижения Р.О.Г. 55 лет ( ДД.ММ.ГГГГ) для решения вопроса о назначении требуемый им страховой пенсии правового значения не имеет.
Данные выводы подтверждаются и положением части 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается не более чем на пять лет, то есть не ранее достижения ими 55 летнего возраста.
Как следует из материалов дела, истец такого возраста не достиг и потому не имеет право претендовать на назначение ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера до достижения им 55 летнего возраста.
В свете изложенного выше судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права и противоречащими установленным судом действительным обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении иска Р.О.Г. к ГУ - УПФ РФ в г.о. Чапаевск Самарской области о признании недействительным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части и назначении досрочной страховой пенсии по старости является правильным.
Указанные в апелляционной жалобе Р.О.Г. доводы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чапаевского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Р.О.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.