Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Калинниковой О.А.,
судей - Улановой Е.С., Евдокименко А.А.,
при секретаре - Латыповой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Атановой М.С. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 19 января 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления Атановой М.С. к департаменту управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, Самарскому областному фонду жилья и ипотеки о признании незаконным и отмене решения комиссии, возложении обязанности направить решение комиссии, выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Улановой Е.С., доводы в поддержание жалобы Атановой М.С., возражения представителей Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области - Фарзалиевой Л.Е. и Хильченко И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Атанова М.С. обратилась в суд с иском к Департаменту управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, Самарскому областному фонду жилья и ипотеки о признании незаконным и отмене решения комиссии, возложении обязанности выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты. В обоснование требований указала, что комиссией по жилищным вопросам при Правительстве Самарской области принято решение от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении ей социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в размере 728 624 руб ... До настоящего дня уведомление о предоставлении социальной выплаты ей не направлено, решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Самарским областным фондом жилья и ипотеки не исполнено - не выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере 728 624 руб ... Без соблюдения вышеуказанной процедуры ДД.ММ.ГГГГ комиссией вынесено новое решение, которым отменено решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления ей социальной выплаты в размере 728 624 руб ... Считает, что комиссия не наделена правом отменять решение. С решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не согласна. На учете нуждающихся в получении социальной выплаты она состоит уже более семи лет. В письме Департамента от ДД.ММ.ГГГГ в качестве основания для отмены решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указано решение Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, согласно резолютивной части которого за ней признано право собственности на 1/2 долю в праве на квартиру, расположенную по адресу: "адрес". На настоящий момент квартира принадлежит на праве собственности ФИО1 (бывшему супругу). Переход права собственности на квартиру от ФИО1 и право собственности на 1/2 долю в праве на квартиру за Атановой М.С. не зарегистрирован. Решение суда не является достаточным основанием для возникновения права собственности на объект недвижимого имущества без проведения государственной регистрации. Право собственности на 1/2 долю в праве на квартиру у нее на момент вынесения комиссией решения от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила суд решение комиссии по жилищным вопросам при Правительстве Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить; обязать Департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области направить решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N и соответствующие документы Атановой М.С. с приложением персональных расчетов по Атановой М.С. в Самарский областной фонд жилья и ипотеки; обязать Самарский областной фонд жилья и ипотеки выдать Атановой М.С. свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере 728 624 руб..
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Атанова М.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании Атанова М.С. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям. Просила решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Представители Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области - Фарзалиева Л.Е. и Хильченко И.В. в заседании судебной коллегии возражали на доводы жалобы. Просили решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327-1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно п. 4 ст. 53 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 63 единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий: а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения; б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров; в) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; г) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренной перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности; д) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; е) проживает в общежитии; ж) проживает в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области от 14.04.2006 N 30-ГД "О предоставлении гражданским служащим Самарской области социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения" нуждающимися в получении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с настоящим Законом признаются гражданские служащие, проживающие (пребывающие) в Самарской области и: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения одного члена семьи общей площадью жилого помещения менее учетной нормы площади жилого помещения, которая в целях реализации настоящего Закона составляет 15 квадратных метров на одного члена семьи. При наличии у заявителя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений; 3) проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, независимо от размера общей площади занимаемого жилого помещения; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в жилом помещении, занятом несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Атанова М.С. работала в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Атанова М.С. уволена с "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ Атанова М.С. обратилась в комиссию по жилищным вопросам при Правительстве Самарской области с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии при Правительстве Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N комиссией принято решение о предоставлении Атановой М.С. социальной выплаты в размере 728 624 руб..
Решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N передано департаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области в Самарский областной Фонд жилья и ипотеки для выдачи соответствующих свидетельств заявителям.
ДД.ММ.ГГГГ в Департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области поступило заявление ФИО1, в котором указано, что решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о "данные изъяты" вступило в законную силу. "данные изъяты" Атанова М.С. не является нуждающейся в социальной выплате на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку является собственником 1/2 доли в квартире, расположенной по адресу: "адрес".
Материалами дела подтверждается, что решением Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск Атановой М.С. к ФИО1 о "данные изъяты", за Атановой М.С. признано право собственности на 1/2 долю в общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области в адрес СОФЖИ направлена информация о приостановлении исполнения решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении Атановой М.С. с целью выяснения вновь открывшихся обстоятельств, изложенных в заявлении ФИО1 по вопросу обоснованности получения социальной выплаты.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что действия СОФЖИ, выразившиеся в невыдаче свидетельства о предоставлении Атановой М.С. социальной выплаты в размере 728 624 рубля являются правомерными.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области в адрес Атановой М.С. направлено уведомление о том, что решением комиссии по жилищным вопросам при Правительстве Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N ей согласована социальная выплата на улучшение жилищных условий в размере 728 624 рубля. Но ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента поступило заявление ФИО1 об обоснованности предоставления социальной выплаты. В связи с вновь открывшимися обстоятельствами, исполнение решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N приостановлено до очередного заседания.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при Правительстве Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N, рассмотрев вопрос об обоснованности предоставления в соответствии с решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Атановой М.С. в размере 728 624 руб., в связи с вновь возникшими обстоятельствами, комиссией принято решение: отменить решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N в части предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Атановой М.С. в размере 728 624 руб ... Произвести расчет (перерасчет) социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Атановой М.С. с учетом общей площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности заявителя и членов его семьи и исходя из площади, недостающей по норме предоставления площади жилого помещения для всех членов семьи. Для осуществления расчета (перерасчета) социальной выплаты направить Атановой М.С. запрос о предоставлении пакета документов в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области N 30-ГД.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области в адрес Атановой М.С. направлено уведомление о том, что комиссией принято решение отменить решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления истице социальной выплаты в размере 728 624 руб., произвести перерасчет социальной выплаты исходя из общей площади всех жилых помещений, имеющихся у Атановой М.С. и членов ее семьи в собственности. Для осуществления перерасчета истице предложено предоставить в комиссию документы, предусмотренные ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области N 30-ГД.
Согласно п. 14 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения комиссия выполняет следующие функции: а) проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданским служащим в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, о наличии условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты; б) направляет в случае необходимости запрос в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для получения справки о предоставлении гражданскому служащему единовременной выплаты по прежним местам прохождения гражданской службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у гражданского служащего условий для постановки его на учет для получения единовременной выплаты; в) принимает решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты, об отказе в постановке на учет и о снятии с учета; г) ведет книгу учета гражданских служащих для получения единовременной выплаты; д) на основании представления непосредственного руководителя гражданского служащего вносит руководителю федерального государственного органа предложение об увеличении размера единовременной выплаты гражданскому служащему (персонально) за безупречную и эффективную гражданскую службу.
Согласно п. 1.4 Положения о комиссии по жилищным вопросам при Правительстве Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 15.01.2013 N 3 организационно-техническое, информационное и документационное обеспечение деятельности комиссии осуществляет департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 2 Положения комиссия выполняет следующие функции: рассматривает заявления гражданских служащих Самарской области и работников Самарской области о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении социальной выплаты и о предоставлении социальной выплаты с прилагаемыми к ним документами; принимает решения о постановке гражданских служащих Самарской области и работников Самарской области на учет в качестве нуждающихся в получении социальной выплаты; принимает решения о снятии гражданских служащих Самарской области и работников Самарской области с учета в качестве нуждающихся в получении социальной выплаты; рассматривает вопросы переоформления учетных дел гражданских служащих Самарской области и работников Самарской области, стоящих в очереди на получение социальной выплаты; утверждает списки очередников из гражданских служащих Самарской области и работников Самарской области, обратившихся за предоставлением социальной выплаты; производит расчет (перерасчет) размера социальной выплаты для каждого гражданского служащего Самарской области и работника Самарской области в соответствии с действующим законодательством; принимает решения о предоставлении социальной выплаты, размере социальной выплаты в отношении каждого гражданского служащего Самарской области и работника Самарской области, стоящих на учете в качестве нуждающихся в получении социальной выплаты; выполняет иные функции, входящие в компетенцию комиссии, в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 3 Положения комиссия имеет право: давать поручения уполномоченному органу об уточнении предоставленных заявителем сведений (информации); осуществлять выезды по месту жительства заявителя; принимать иные решения, входящие в компетенцию комиссии, в соответствии с действующим законодательством.
Приказом Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области от 30.11.2012 N 176п утвержден Административный регламент департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области по предоставлению государственной услуги "Постановка лиц, замещающих государственные должности Самарской области, и гражданских служащих Самарской области на учет нуждающихся в получении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и расчет размера социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения".
В соответствии с пунктом 3.87 Административного регламента при возникновении спорной ситуации в отношении заявителя по вопросу расчета размера социальной выплаты, недостаточности информации для принятия решения, наличии сомнений в достоверности или подлинности представленных документов, Комиссия вправе принять решение об уточнении предоставленных заявителем сведений. При этом вопрос об определении размера социальной выплаты заявителя откладывается до следующего заседания Комиссии.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что право комиссии принимать иные решения, входящие в компетенцию комиссии, в том числе и решение об отмене иного принятого решения комиссии, закреплено указанными нормативными правовыми актами.
Довод Атановой М.С. о том, что Комиссия при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ N не должна была учитывать наличие признанного за истицей судом права собственности на 1/2 долю в общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", так как за ней не зарегистрировано право собственности на объект недвижимости в установленном законом порядке, обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", возникло у истицы на основании вступившего в законную силу решения суда.
Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие государственной регистрации права не свидетельствует об отсутствии у Атановой М.С. права собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности в указанной квартире.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у комиссии при Правительстве Самарской области отсутствовали законные основания для предоставления истице социальной выплаты в размере 728 624 руб., поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности на 1/2 долю в общей долевой собственности на квартиру, признанного за Атановой М.С. судом, не может свидетельствовать об отсутствии у истицы в собственности 1/2 доли жилого помещения.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у истицы не возникло права на объект недвижимого имущества без проведения государственной регистрации, судебной коллегией отклоняются.
Из решения Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что "данные изъяты"
В соответствии со ст. "данные изъяты"
В силу абзаца первого п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения данного запрета суд на основании п. 2 ст. 10 ГК РФ с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судебный акт является основанием для регистрации права собственности на квартиру, однако само право собственности на ? доли квартир у Атановой М.С. возникло на основании вступившего в законную силу судебного постановления.
Доводы жалобы о том, что информация о наличии решения суда от ДД.ММ.ГГГГ имелась в Департаменте до вынесения комиссией решения от ДД.ММ.ГГГГ, не могут служить основанием к признанию решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Ссылка в жалобе на то, что суд не истребовал у Департамента письмо от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающего осведомленность Департамента о наличии решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, не могут повлечь отмену постановленного судебного решения. Письмо датировано ДД.ММ.ГГГГ, а решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку основанием возникновения права собственности на жилое помещение является вступившее в законную силу судебное постановление, данное письмо не имело существенного значения для разрешения дела, в связи с чем, у суда не было необходимости для его истребования.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 19 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Атановой М.С. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.