Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Казакова П.С. - представителя ООО "ЖКХ-Сервис" на постановление мирового судьи судебного участка N13 Кировского судебного района г. Самары от 13.11.2015 г. и решение Кировского районного суда г.Самары от 22.12.2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N13 Кировского судебного района г. Самары от 13.11.2015 г. ООО "ЖКХ-Сервис" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, и подвергнуто административному наказанию с применением ч. ч. 3.2,3.3 ст.4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Решением Кировского районного суда г.Самары от 22.12.2015 г. постановление мирового судьи от 13.11.2015 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель Казаков П.С., указывая, что допущены нарушения при проведении проверки, лицензионные требования, установленные в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" ООО "ЖКХ-Сервис" не нарушены, просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.2.3 КоАП РФ..
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пп. 11 (1) вышеуказанных Правил Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п.18 которого в данный перечень включены общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения, отопления и водоотведения в многоквартирных домах - контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации.
Согласно п. 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Из административного материала следует, что ДД.ММ.ГГГГ, в рамках проверки поступившего обращения жителя "адрес"А по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о ненадлежащем содержании системы отопления и водоснабжения дома по указанному адресу, государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции "адрес" на основании распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ первого заместителя главы Администрации г.о. Самара проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "ЖКХ-Сервис" обязательных для исполнения требований, установленных жилищным законодательством по использованию и сохранности жилищного фонда, по результатам которой установлено, что ООО "ЖКХ-Сервис" допущены нарушения п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N1110, п.18 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N290, выразившиеся в ненадлежащем содержании общего имущества системы канализации дома N N по "адрес" (нарушение герметичности трубопровода канализации - стояка в туалете квартиры N
По факту выявленного правонарушения государственным жилищным инспектором Самарской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО "ЖКХ-Сервис" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что ООО "ЖКХ-Сервис" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3); распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица (л.д.16); уведомление о проведении проверки, с отметкой о получении ООО "ЖКХ-Сервис" ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19); заявление жителя дома N N по "адрес". по факту ненадлежащего содержания ООО "ЖКХ-Сервис" системы отопления и водоснабжения дома по адресу: г. Самара, ул. Черемшанская, N вх. N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21); акт проверки N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13); уведомление о составлении протокола об административном правонарушении с отметкой о получении ООО "ЖКХ-Сервис" ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11); договор управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО ЖКХ-Сервис" и Департаментом управления имуществом г.о. Самара, являющимся собственником муниципальных помещений в многоквартирных домах Кировского района г.о. Самара, в том числе дома N N по "адрес" (л.д.23-32); показания инспектора отдела муниципального жилищного контроля Администрации г.о. Самара Департамента жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ по факту проведения ДД.ММ.ГГГГ проверки в отношении ООО "ЖКХ-Сервис", составления акта проверки и вынесения предписания на устранение выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ и направления сообщения в государственную жилищную инспекцию; показания инспектора Государственной жилищной инспекции Самарской области ФИО2 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ по факту обстоятельств, являющихся основанием для составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО "ЖКХ-Сервис", - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО "ЖКХ-Сервис" в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
При составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела об административном правонарушении в судебных инстанциях представитель ООО "ЖКХ-Сервис" не отрицал факт выявленных в ходе проверки нарушений.
Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы о том, что в действиях юридического лица отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, так как проверкой установлено нарушение системы канализации в квартире N дома N N по "адрес", однако обращений в ООО "ЖКХ-Сервис" о ненадлежащем содержании системы канализации в квартире N указанного дома не представлялось, проверка ООО "ЖКХ-Сервис" государственной жилищной инспекцией должна была проводиться на основании заявлений граждан только по факту содержания системы отопления, были исследованы судебными инстанциями при разрешении настоящего дела, и обоснованно признаны несостоятельными и достаточно объективно опровергнутыми имеющимися в материалах дела относимыми и допустимыми доказательствами.
Согласно распоряжению первого заместителя главы Администрации г.о. Самара о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица N от ДД.ММ.ГГГГ задачей проверки являлось установление соответствия деятельности проверяемого юридического лица обязательным для исполнения требованиям, установленным жилищным законодательством (л.д.16), без указания на необходимость проверки конкретного нарушения.
Из выписки журнала регистрации заявок за 2014-2015 гг. видно, что жители дома N N по "адрес", в том числе гражданин ФИО5, неоднократно обращались в ООО "ЖКХ-Сервис" по фактам нарушений в системе отопления и водоснабжения указанного дома (л.д.161-167).
Согласно материалам дела об административном правонарушении ООО "ЖКХ-Сервис" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N по "адрес" на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ и имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6, 23-32).
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ Управляющая организация ООО "ЖКХ-Сервис" обязана оказывать собственникам жилых помещений услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, выполнять работы по ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе систем водоснабжения, водоотведения (л.д. 24).
В соответствии с Приложением N к Договору управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ, производить техническое обслуживание, осмотр, мелкий ремонт управляющая организация имеет право по мере необходимости (л.д.40).
То обстоятельство, что ООО "ЖКХ-Сервис" до проведения проверки не знало о нарушениях системы водоотведения (канализации) в доме N N по "адрес", не исключает событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, поскольку при проведении периодических осмотров по мере необходимости сотрудники ООО "ЖКХ-Сервис" должны обращать внимание на состояние всех систем оборудования всего дома.
Доказательств, подтверждающих проведение как плановых, так и по мере необходимости осмотров общедомового имущества, находящегося в доме N N по "адрес", в том числе "адрес" ООО "ЖКХ-Сервис" не представлено.
Из материалов административного дела следует, что ООО "ЖКХ-Сервис" не были приняты все необходимые меры по соблюдению правил содержания и ремонта жилого дома, предусмотренные ч.2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, тем самым нарушены требования п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N1110.
Таким образом, ООО "ЖКХ-Сервис" обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Нахождение инспектора отдела муниципального жилищного контроля Администрации г.о. Самара Департамента жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 на месте проведения проверки и явившегося свидетелем правонарушения при исполнении своих обязанностей, составление инспектором Государственной жилищной инспекции Самарской области ФИО6 протокола об административном правонарушении не приводит к выводу об их заинтересованности в исходе дела. По смыслу ч.1 ст.25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 29.05.2007 г. N 346-О-О, привлечение должностных лиц, составивших протокол и другие материалы, к участию в деле в качестве свидетелей не нарушает конституционных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для рассмотрения дела по существу, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Выводы о наличии события правонарушения и виновности ООО "ЖКХ-Сервис" в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, являются правильными и обоснованными.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 13.11.2015 г. судьей районного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 22.12.2015 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы на постановление мирового судьи от 13.11.2015 г., приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО "ЖКХ-Сервис" к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Принцип презумпции невиновности мировым судьей и районным судьей не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ООО "ЖКХ-Сервис", не усматривается, наказание определено в соответствии с положениями ч.ч. 3.2.,3.3 ст.4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, оснований для отмены либо изменения судебных решений не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N13 Кировского судебного района г. Самары от 13.11.2015 г. и решение Кировского районного суда г.Самары от 22.12.2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ в отношении ООО "ЖКХ-Сервис" оставить без изменения, надзорную жалобу Казакова П.С. - представителя ООО "ЖКХ-Сервис" оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Шкуров С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.