Судья Алтайского краевого суда Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу председателя административной комиссии при Администрации Солонешенского района Алтайского края Васильевой Т. И., жалобу защитника открытого акционерного общества "Алтайкрайэнерго" Лагутиной М. Г.
на решение судьи Солонешенского районного суда Алтайского края от 10 марта 2016 года по жалобе защитника открытого акционерного общества "Алтайкрайэнерго" Лагутиной М. Г. на постановление административной комиссии при Администрации Солонешенского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, которым
открытое акционерное общество "Алтайкрайэнерго", ОГРН "номер", ИНН "номер", адрес места нахождения: "адрес"
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 27 закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края", и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей,
установил:
согласно протоколу "номер" об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ., составленному главным специалистом - юристом юридического отдела управления делами Администрации Солонешенского района Алтайского края Виногорадовой Н.В., 30.10.2015г. в 10 часов 30 минут при проведении рейдовых мероприятий на соблюдение правил благоустройства и содержания территории МО Солонешенский сельсовет обнаружено, что на территории, прилегающей к трансформаторной подстанции "номер", расположенной на земельном участке по адресу: "адрес", -, принадлежащем на праве собственности ОАО "Алтайкрайэнерго", находится мусор: бутылки, пакеты, пачки из-под сигарет и т.д., то есть ОАО "Алтайкрайэнерго" не были приняты меры по качественной и своевременной уборке от мусора земельного участка, чем нарушены п.п.4.1, 4.3 разд.4 Правил благоустройства и содрежания территории МО Солонешенский сельсовет Солонешенского района Алтайского края. Таким образом, ОАО "Алтайкрайэнерго" совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.27 закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края".
На постановление защитником ОАО "Алтайкрайэнерго" подана жалоба в районный суд, в которой содержится просьба об отмене постановления, прекращении производства по делу, в обоснование указано, что административная комиссия не указала, нарушение какого именно пункта Правил благоустройства установилапри рассмотрении протокола об административном правонарушении; по приложенным к протоколу об административном правонарушении от 05.10.2015г. фотографиям невозможно определить место и время совершение фотосъемки, принадлежность указанных на фотографиях объектов ОАО "Алтайкрайэнерго", в протоколе отсутствует информация о марке фотоаппарата и его применении; прилегающая к зданию закрытой трансформаторной подстанции "номер" территория убиралась работниками предприятия в соответствии с приказом ОАО "Алтайкрайэнерго" от 31.08.2015г., которым установлен график уборки территории, и на 30.10.2015г. мусор на указанной территории отсутствовал, что подтверждается актом осмотра объектов и произведенными при осмотре фотоснимками; положения п.4.1. Правил благоустройства Солонешенского сельсовета и других пунктов носят исключительно рекомендательный характер, организация сбора и вывоза бытовых отходов возлагается на администрацию сельсовета; административное правонарушение выявлено 30.10.2015г., а протокол об административном правонарушении в нарушение ст.28.5 КоАП РФ был составлен 13.11.2015г., вместе с тем, протоколом факт правонарушения не подтверждается ввиду отсутствия достоверности доказательств; при проведении проверки законный представитель ОАО "Алтайкрайэнерго" отсутствовал, в связи с чем нарушена административная процедура проведения проверок соблюдения требований Правил благоустройства, которая осуществляется в соответствии с п.2 ч.2 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; постановление об административном правонарушении не содержит сведений относительно вины лица, привлекаемого к административной ответственности; при назначении наказания приняты во внимание отягчающие ответственность обстоятельства, однако, назначение наказания в максимальном размере не мотивировано, между тем, в соответствии с актом осмотра ОАО "Алтайкрайэнерго" в 8-00 час. 30.10.2015г. мусора на территории, прилегающей к подстанции, обнаружено не было, следовательно, мусор находился на указанной территории всего несколько часов.
Решением судьи Солонешенского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оспариваемое постановление в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей отменено. ОАО "Алтайкрайэнерго" назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, председатель административной комиссии просит отменить решение, в обоснование указывает, что административное наказание в виде административного штрафа назначено ОАО "Алтайкрайэнерго" в пределах санкции статьи с учетом конкретных обстоятельств дела, при наличии отягчающих и отсутствии смягчающих обстоятельств, соответствует тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности, способствует достижению целей административного наказания. Поскольку судьей ранее, 20.01.2016г., в отношении ОАО "Алтайкрайэнерго" было отменено постановление о наложении административного штрафа, вынесено наказание в виде предупреждения, судья не мог повторно назначить наказание в виде предупреждения; суд учел только показания свидетелей со стороны ОАО "Алтайкрайэнерго", при этом административный орган был лишен возможности задать вопросы свидетелям в судебном заседании 04.02.2016г.; в решении не отражены показания свидетелей со стороны административного органа, допрошенных 10.03.2016г.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ОАО "Алтайкрайэнерго" просит решение и постановление отменить, производство по делу прекратить, в обоснование указывает, что положения п.4.1 и других пунктов Правил благоустройства Солонешенского сельсовета носят исключительно рекомендательный характер; мусор убирается Обществом периодически, по мере накопления и согласно акту осмотра на 08.00 часов 30.10.2015г. отсутствовал; факт нарушения установлен в отсутствие представителя ОАО "Алтайкрайэнерго" в неустановленное время; постановление не содержит сведений относительно вины ОАО "Алтайкрайэнерго" в совершении вмененного правонарушения; акт осмотра, представленный административным органом, не опровергает акт ОАО "Алтайкрайэнерго", подтвержденный фотоснимками.
Жалобы рассмотрены в отсутствие председателя административной комиссии Васильевой Т.И., надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения жалоб ее ходатайство об отложении дела отклонено, поскольку причины неявки не признаны уважительными.
Выслушав пояснения защитника ОАО "Алтайкрайэнерго" Капичникова А.Н., проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, не нахожу оснований для отмены решения.
В соответствии с п.п.4.1, 4.3 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования Солонешенский сельсовет Солонешенского района Алтайского края в редакции решения Совета народных депутатов Солонешенского сельсовета Солонешенского района Алтайского края от 06.10.2015г. N 22, физическим и юридическим лицам, независимо от их организационно-правовых форм, необходимо обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности и ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и Порядком сбора, вывоза отходов производства и потребления, утверждаемым органами местного самоуправления, а также постановлением администрации Солонешенского сельсовета от 25.10.2013 N 119 "Об утверждении порядка определения границ прилегающих территории". Организация сбора и вывоза мусора с иных территорий осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления по соглашению со специализированной организацией.
На территории муниципального образования Солонешенский сельсовет запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.
В соответствии со ст.27 закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" нарушение правил благоустройства городских округов и иных поселений, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
По делу установлено, что 30.10.2015г. в 10 часов 30 минут при проведении рейдовых мероприятий на соблюдение правил благоустройства и содержания территории МО Солонешенский сельсовет обнаружено, что на территории, прилегающей к трансформаторной подстанции "номер", расположенной на земельном участке по адресу: "адрес", -, принадлежащем на праве собственности ОАО "Алтайкрайэнерго", находится мусор: бутылки, пакеты, пачки из-под сигарет и т.д., то есть ОАО "Алтайкрайэнерго" не были приняты меры по качественной и своевременной уборке от мусора земельного участка, чем нарушены п.п.4.1, 4.3 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования Солонешенский сельсовет Солонешенского района Алтайского края. Таким образом, ОАО "Алтайкрайэнерго" совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.27 закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края".
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ОАО "Алтайкрайэнерго" в совершении вменяемого правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: актом осмотра от 30.10.2015г., протоколом об административном правонарушении от 13.11.2015г., а также показаниями свидетелей Еранкина А.Г., Шарабарина П.В., допрошенными в ходе судебного разбирательства. При этом судья пришел к обоснованному выводу о том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования, однако, ОАО "Алтайкрайэнерго" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В связи с изложенным не принимается довод жалобы ОАО "Алтайкрайэнерго" о том, что постановление не содержит сведений относительно вины юридического лица в совершении правонарушения.
Довод жалобы ОАО "Алтайкрайэнерго" о том, что пункты Правил благоустройства и содержания муниципального образования, нарушение которых вменено в вину Обществу, носят рекомендательный характер, основан на неверном толковании норм права, поскольку указанные пункты императивно предписывают своевременную и качественную очистку и уборку земельных участков и прилегающих территорий.
Установление факта правонарушения в отсутствие представителя юридического лица не нарушает положения Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку проверка соблюдения требований Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования Солонешенский сельсовет Солонешенского района Алтайского края проводилась не в рамках муниципального контроля.
Таким образом, жалоба ОАО "Алтайкрайэнерго" удовлетворению не подлежит.
Доводы жалобы председателя административной комиссии заслуживают внимания, однако, основанием к отмене решения не являются.
Судьей районного суда постановление административной комиссии в части назначенного наказания - административного штрафа - отменено, и ОАО "Алтайкрайэнерго" назначено административное наказание в виде предупреждения.
В силу ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Между тем, ОАО "Алтайкрайэнерго" ранее в течение года привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст.27 закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края", что подтверждается решением Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. по делу "номер", и о чем было указано в постановлении административной комиссии от 30.11.2015г. При таких обстоятельствах оснований для назначения Обществу административного наказания в виде предупреждения не имелось.
Однако, в силу ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного правонарушения составляет два месяца и на настоящее время истек, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении изменению не подлежит, поскольку это приведен к ухудшению положения лица, привлекаемого к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Солонешенского районного суда Алтайского края от 10 марта 2016 года оставить без изменения, жалобу председателя административной комиссии при Администрации Солонешенского района Алтайского края Васильевой Т. И., жалобу защитника открытого акционерного общества "Алтайкрайэнерго" Лагутиной М. Г. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю.Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.