Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Рудь Е.П., Сафроновой М.В.,
при секретаре Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Главного Управления Алтайского края по труду и социальной защите, Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 25 декабря 2015 года
по делу по иску Петровой М. В. к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю, администрации Чеканихинского сельсовета Усть-Пристанского района о возложении обязанности включить в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, для предоставления материальной помощи за счет средств краевого бюджета и взыскании единовременной материальной помощи на домовладение.
Заслушав доклад судьи Гореловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петрова М.В. обратилась в суд с иском к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Главному Управлению Алтайского края по труду и социальной защите (далее - Главтрудсоцзащита), Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края, в котором просила возложить обязанность на администрацию Усть-Пристанского района включить ее в список граждан пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка в мае-июне 2014 года, для предоставления финансовой помощи за счет средств бюджета Алтайского края, взыскать с Главтрудсоцзащиты, Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району финансовую помощь в размере *** руб. за счет средств краевого бюджета, а также со всех ответчиков в долевом порядке расходы по уплате государственной пошлины в размере *** руб., за юридические услуги - *** руб.
В обоснование требований указано, что в мае-июне 2014 года ее домовладение, расположенное по адресу: "адрес", пострадало в результате паводка, в связи с чем были затоплены: огород, подполье жилого дома, хозяйственные постройки (сарай, баня). Однако Управлением социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району отказано в выплате материальной помощи из краевого бюджета, так как домовладение не было затоплено. Вместе с тем, в список граждан, пострадавших в результате паводка, на получение единовременной материальной помощи в размере *** руб. на каждого члена семьи, за счет средств федерального бюджета, истец была включена. Полагает, что она должна быть отнесена к категории граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере *** руб.
Решением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 25 декабря 2015 года исковые требования Петровой М.В. удовлетворены частично.
Взыскана с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району в пользу Петровой М.В. единовременная материальная помощь на домовладение в размере *** руб. за счет средств бюджета Алтайского края.
Взысканы с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району в пользу Петровой М.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере *** руб. и расходы по оплате юридических услуг в размере *** руб., всего *** руб.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ответчик Главтрудсоцзащита просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что судом при разрешении данного спора не применены Правила предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденные постановлением администрации Алтайского края от 05.10.2007 N 466 и Порядок рассмотрения обращения малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденный приказом Главалтайсоцзащиты 02.11.2009 N 187. Петровой М.В. не представлены документы о наличии у нее трудной жизненной ситуации, невозможности самостоятельно преодолеть последствия паводка, в связи с чем основания для предоставления ей материальной помощи за счет средств краевого бюджета отсутствуют. Напротив, в распоряжение социальной защиты представлены документов, подтверждающие отсутствие у истца неотложных нужд в связи с паводком, поскольку ранее она получила за счет федеральных средств *** руб. (из расчета *** руб. на человека) в связи с паводком.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району просит решение суда отменить, ссылается на аналогичные основания для отмены решения суда, что и ответчик Главтрудсоцзащита, в частности неприменение судом положений указанных выше Правил и Порядка относительно необходимости доказательства истцом нахождения в трудной жизненной ситуации, получение истцом федеральной выплаты.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закона) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110, утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила).
Подпунктами "г, д" пункта 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Постановлением Администрации Алтайского края от 29.05.2014 N 254 "О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с 29.05.2014 введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением главы Администрации Усть-Пристанского района от ДД.ММ.ГГ *** на территории Усть-Пристанского района Алтайского края был введен режим чрезвычайной ситуации.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ предусмотрено ассигнование бюджета Алтайского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, для предоставления пострадавшим гражданам указанных единовременных денежных выплат, в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года.
В целях реализации данного распоряжения администрацией Алтайского края ДД.ММ.ГГ принято постановление ***, на основании которого утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года (далее - Порядок).
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 Порядка к категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации. Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке.
Согласно п. 2.3 Порядка единовременная материальная помощь предоставляется в размере 10 тыс. рублей на человека. Основаниями для предоставления единовременной материальной помощи являются: заявления граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены документально; документы, удостоверяющие личность; списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п. 2.4 Порядка).
Таким образом, гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, попавшем в зону затопления гарантировано предоставление единовременной материальной помощи в размере *** рублей на человека.
Кроме указанных выплат федерального бюджета распоряжением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года, предусмотрено выделение средств из резервного фонда Администрации Алтайского края в размере 50 млн. руб. на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года (по *** руб. на домовладение).
На основании указанного распоряжения Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** приказом начальника Главалтайсоцзащиты *** от ДД.ММ.ГГ Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району и комиссия по предоставлению материальной помощи гражданам при данном управлении были наделены полномочиями по принятию решения о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка, на неотложные нужды в пределах *** руб. на каждое домовладение на основании списков пострадавших граждан и информации о затопленных домовладениях, предоставленных администрацией района и органами МЧС.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой "адрес" в "адрес", принадлежит Петровой М.В., где она зарегистрирована и проживает.
Петрова М.В. была включена в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка в размере *** рублей на каждого члена семьи, за счет средств федерального бюджета, на основании Порядка осуществления единовременных денежных выплат, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, указанные денежные средства ею получены. Данные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле.
Согласно протоколу заседания комиссии по социальным вопросам Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району от ДД.ММ.ГГ *** рассмотрено ходатайство жителей с.Чеканиха о выплате материальной помощи на неотложные нужды из средств краевого бюджета в размере *** рублей на затопленное домовладение, в том числе ходатайство истца.
Решением комиссии Петровой М.В. отказано в указанной выплате со ссылкой на то, что по информации главы Чеканихинского сельсовета домовладение истца не было затоплено, затоплены были огород, баня, хозяйственные постройки, колодец, вода стояла в подполье дома.
Согласно информации МЧС от ДД.ММ.ГГ дом истцов не был затоплен.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГ главой администрации Усть-Пристанского района был утвержден список улиц и домов населенных пунктов района, попавших в зону подтопления. В данный список был включен дом истца.
Кроме того, из справки администрации Чеканихинского сельсовета следует, что домовладение Петровой М.В., расположенное в "адрес", находилось в зоне затопления и было подтоплено в результате массового паводка в мае-июне 2014 года.
В Списки граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края в размере *** руб. на домовладение, истец не была включена.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам гражданского процессуального законодательства, в том числе протокол заседания комиссии по социальным вопросам Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району от ДД.ММ.ГГ ***, список улиц и домов населенных пунктов района, попавших в зону подтопления, утвержденный ДД.ММ.ГГ главой администрации Усть-Пристанского района, справку администрации Чеканихинского сельсовета, суд первой инстанции пришел к выводу, что принадлежащий истцу дом, попал в зону затопления в результате паводка в мае-июне 2014 года, при этом в подполье жилого дома стояла вода и были затоплены огород, баня, хозяйственные постройки, колодец, что свидетельствует о наличии оснований для отнесения Петровой М.В. к категории граждан, пострадавших от паводка и имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере *** руб. на домовладение за счет средств краевого бюджета.
Судебная коллегия находит такие выводы суда обоснованными, поскольку судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, подлежащие применению, выводы суда соответствуют материалам дела и достаточно подробно мотивированы в судебном решении.
Кроме того, данный факт подтверждается и включением истца в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка в размере *** рублей на каждого члена семьи, за счет средств федерального бюджета. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Оспаривая выводы суда первой инстанции в части обоснованности признания за истцом права на выплату из краевого бюджета по причине недоказанности нахождения истца в трудной жизненной ситуации, ответчики в жалобах ссылаются на Приказ Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 N 187 "Об утверждении Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи", постановление Администрации Алтайского края от 05.10.2007 N 466 "Об утверждении Правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации".
Данные доводы судебной коллегией признаются несостоятельным в силу того, что распоряжение Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, являющееся основанием направления средств резервного фонда Администрации Алтайского края на оказание единовременной помощи в связи с паводком в мае-июне 2014 года, не содержит указания на порядок предоставления такой материальной помощи, круг лиц в целях предоставления единовременной материальной помощи в распоряжении определен как граждане, пострадавшие от паводка в мае-июне 2014 года.
Правила и Порядок предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации регулируют иные отношения.
Таким образом, нормативным правовым актом, определяющим порядок формирования списков пострадавших граждан в результате паводка в мае-июне 2014 года, является Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, утвержденный постановлением Администрации края от ДД.ММ.ГГ ***.
Единственным различием в формировании списков (структуре, наименовании) для выплаты из резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда Алтайского края является указание в последнем случае на краевой бюджет как источник финансирования.
Нормативным правовым актом, определяющим порядок формирования списков пострадавших граждан в результате паводка в мае-июне 2014 года, является Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, утвержденный постановлением Администрации края от ДД.ММ.ГГ ***.
Списки пострадавших граждан являются основанием для последующего рассмотрения органом социальной защиты населения вопроса о предоставлении единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.
Иного порядка формирования списков для получения выплаты из резервного фонда краевого бюджета (включая наделение органов местного самоуправления правом оценки трудной жизненной ситуации каждого проживающего в зоне затопления при формировании списков) ни органы государственной власти Алтайского края, ни органы местного самоуправления не предусмотрели.
Кроме того, Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не содержит такого основания для осуществления единовременных денежных выплат в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера как трудная жизненная ситуация. Не упомянута трудная жизненная ситуация и в распоряжении Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ. При таких обстоятельствах оснований для применения указываемых в жалобах нормативно-правовых актов у суда не имелось.
Факт получения истцом и членами ее семьи единовременной помощи за счёт средств федерального бюджета свидетельствует о получении Петровой М.В. материальной помощи по иному основанию, и не препятствует получению материальной помощи за счёт средств краевого бюджета, во исполнение распоряжения Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчиков Главного Управления Алтайского края по труду и социальной защите, Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.