Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Тарасовой О.Н., Колесниковой Л.В.,
при секретаре Горской О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства "адрес" на решение "адрес" суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску И.В.В. к администрации "адрес" о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.В.В. обратился в суд с иском к администрации "адрес" в котором просил признать право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения; возложить на ответчика обязанность включить И.В.В. в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, пострадавшего в результате паводка.
В обоснование исковых требований указал, что он с ДД.ММ.ГГ года зарегистрирован и постоянно проживает по адресу "адрес"
В ДД.ММ.ГГ года в результате чрезвычайной ситуации на территории "адрес"- наводнения (паводка) пострадало указанное жилое помещение, вследствие чего требуется проведение в нем капитального ремонта с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещения. Данный факт установлен в результате обследования соответствующей комиссией и не оспаривается ответчиком.
Воспользовавшись правом на получение социальной выплаты, истец обратился с соответствующим заявлением в администрацию "адрес" сельсовета "адрес", предоставив все необходимые документы.
Однако администрацией "адрес" по результатам рассмотрения заявления И.В.В. отказано во включении в список на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного жилого помещения на основании п.п. "а" п.9 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 17.06.2015 N234 в связи с наличием у истца другого жилого помещения, пригодного для проживания. Однако указанное жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии, что подтверждается заключением межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГ ***.
Решением "адрес" суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковое заявление И.В.В. удовлетворено.
Признано за И.В.В. право на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
На администрацию "адрес" возложена обязанность включить И.В.В. в списки на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по адресу "адрес"
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства "адрес" просит отменить решение и принять новое решение.
В качестве оснований к отмене решения ссылается на то, что на момент чрезвычайной ситуации и на момент подачи заявления у истца в собственности имелось два жилых дома. Доводы о том, что жилое помещение, расположенное в "адрес" не пригодно для проживания не имеют правового значения при рассмотрении вопроса о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт. Причина непригодности второго жилого помещения возникла не в результате паводка. Предоставление финансовой помощи на проведение капитального ремонта не преследует цели улучшения жилищных условий граждан, а является мерой социальной поддержки граждан, имеющих единственное жилое помещение, пострадавшее в результате ЧС и используемое для проживания.
Кроме того, жилой дом в "адрес" был признан непригодным для проживания постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** спустя значительны промежуток времени после чрезвычайной ситуации.
Заявитель жалобы считает, что у истца нет необходимой совокупности условий, установленных Порядком предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края", утвержденного постановлением Администрации Алтайского края N 234 от 17 июня 2015 года, при соблюдении которой возникает право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта.
В письменных возражениях истец И.В.В. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в силу положений ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно разъяснениям п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в соответствии с ч.1 ст.3271 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 июня 2001 года N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Постановлением администрации Алтайского края от 29 мая 2014 года N 254 в связи с обильными осадками, выпавшими в "адрес" и юго-восточных районах "адрес", значительным повышением уровня воды в верховьях рек "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" и "данные изъяты" превышением критических отметок уровня воды в реках в "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" муниципальных районах и "адрес" с ДД.ММ.ГГ введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2015 года N 447 "О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации" утверждены Правила предоставления в ДД.ММ.ГГ году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления в ДД.ММ.ГГ году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил, трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 07 мая 2015 года N 447 постановлением администрации Алтайского края принято постановление от 17 июня 2015 года N 234 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края", на основании которого утвержден Порядок осуществления социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории "адрес" в ДД.ММ.ГГ
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГ, и требуют проведения капитального ремонта.
Органы местного самоуправления принимают от граждан в день обращения заявление и документы и принимают решение о включении или об отказе во включении гражданина в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения.
Из системного толкования приведенных норм следует, что для включения в список граждан-получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГ года на территории "адрес" края необходимо наличие следующих условий: указанные граждане являются собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации; проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам; не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведение капитального ремонта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом по адресу: "адрес" на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ принадлежит на праве собственности И.В.В. что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ ( ***).
В период ДД.ММ.ГГ года указанный жилой дом находился в зоне затопления и включен в список жилых домов, попавших в зону подтопления.
Истец И.В.В. зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГ.
Вступившим в законную силу решением "адрес" суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ установлен факт постоянного проживания И.В.В. в жилом доме по адресу: "адрес" в ДД.ММ.ГГ
Постановлением администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ (с дополнениями и изменениями) определены границы зоны затопления (подтопления) на территории "адрес", согласно которому жилое помещение, расположенное по "адрес" в "адрес" включено в список домовладений, попавших в зону затопления.
Заключением межведомственной комиссии по результатам обследования поврежденного жилого дома по адресу: "адрес" от ДД.ММ.ГГ установлена необходимость проведения капитального ремонта указанного жилого дома (акт *** от ДД.ММ.ГГ).
По делу установлено, что И.В.В ... на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес" (в размере ? доли).
ДД.ММ.ГГ истец И.В.В ... обратился в администрацию "адрес" сельсовета "адрес" с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по "адрес" в "адрес" ( ***).
Письмом "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** И.В.В. отказано во включении в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения на основании п.п. "а" п.9 Постановления администрации Алтайского края от 17.06.2015 N234 (наличие другого жилого помещения, пригодного для проживания).
Разрешая настоящий спор, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания за И.В.В. права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по адресу "адрес", а также для включения его в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка и требуют капитального ремонта, так как факт наличия в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, как основание для отказа в предоставлении социальной выплаты, в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по существу спора, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и подробно мотивированы в судебном решении.
Так, заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания) *** от ДД.ММ.ГГ Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***, помещение, расположенное по адресу: "адрес", признано непригодным для проживания.
Постановлением администрации "адрес" сельсовета "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ "О признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания" указанное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания ( ***).
То обстоятельство, что данное постановление, вынесено на основании акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии, составленных после паводка, само по себе не свидетельствует, что на момент чрезвычайной ситуации указанное помещение было пригодно для проживания.
Из акта обследования помещения, составленного ДД.ММ.ГГ следует, что техническое состояние жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и не пригодно для проживания в связи с аварийным состоянием конструкций, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований ( ***).
В ходе рассмотрения дела судом опрошен в качестве специалиста Р.П.А. который пояснил, что лично выезжал в составе межведомственной комиссии для обследования жилого помещения, расположенного в "адрес" на предмет пригодности для проживания. В ходе обследования жилого помещения было установлено, что оно не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и не пригодно для проживания. Аварийное состояние конструкций наступило до возникновения чрезвычайной ситуации- ДД.ММ.ГГ.
Данное обстоятельство ответчиком не оспорено и доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу третьего лица Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства "адрес" на решение "адрес" суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.