Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре Добротворской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 января 2016 года по делу
по иску Беззубцевой М. Е. к администрации г. Барнаула, Комитету жилищно - коммунального хозяйства г. Барнаула о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Беззубцева М.Е. обратилась в суд с иском к администрации г. Барнаула, Комитету жилищно - коммунального хозяйства г. Барнаула о возложкеии на ответчиков обязанности предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям г. Барнаула, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению не менее 20,6 кв.м. и находящемуся в черте г.Барнаула.
В обоснование заявленных требований истец указала, что на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГ *** она является нанимателем жилого помещения ***, находящегося по адресу: "адрес", общей площадью 20,6 кв.м. Заключением межведомственной комиссии *** от ДД.ММ.ГГ жилой "адрес" признан аварийным и подлежащим реконструкции. Распоряжением администрации "адрес" ***-р от ДД.ММ.ГГ установлен срок для выполнения работ по сносу дома до ДД.ММ.ГГ. К указанному сроку дом не расселен, не снесен, в связи с чем в июле 2015 года Беззубцева М.Е. обратилась в администрацию г.Барнаула с соответствующим заявлением. Согласно ответу администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ N кол.-2223 денежные средства из федерального и краевого бюджета на снос аварийного дома по "адрес", на 2015 год не выделены, в городском бюджете на 2015 год денежные средства на расселение дома не предусмотрены. Проживание в спорном жилом помещении представляет собой угрозу жизни и здоровью, отсутствует нормальное функционирующее отопление, зимой температура в жилых помещениях опускается до 10-12 градусов, постоянно отсутствует водоснабжение, поставляемая вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, протекает крыша, ремонт не производится ввиду запланированного сноса дома, домостроение расположено на земельном участке в зоне производственных и коммунально-складских объектов V класса опасности по санитарной классификации, практически рядом с домом по адресу "адрес", расположена газовая автозаправочная станция.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 января 2016 года на администрацию г. Барнаула возложена обязанность предоставить в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по договору социального найма Беззубцевой М. Е. благоустроенное равнозначное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте городского округа г.Барнаула, общей площадью не менее 23,44 кв.м.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
С администрации г. Барнаула в пользу Беззубцевой М. Е. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме *** рублей.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г. Барнаула просит отменить решение районного суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ответчик ссылаясь на Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещении непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 и статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации указал, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Действующим законодательством не предусмотрен срок предоставления жилых помещений гражданам, проживающим по договорам социального найма, в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу, следовательно, определение срока исполнения названных действий является компетенцией органа местного самоуправления.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Вместе с тем, с иском о выселении истца из спорного жилого помещения органы местного самоуправления не обращались.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегий в отсутствие не явившихся лиц с учетом их надлежащего извещения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения истца Беззубцевой М.Е., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГ между администрацией Центрального района г.Барнаула и Беззубцевой М.Е. заключен договор социального найма в отношении жилого помещения по адресу: "адрес", пом. 1, общей площадью 20,6 кв.м.
Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГ *** многоквартирный дом по "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ ***-р установлен срок выполнения работ по сносу дома до ДД.ММ.ГГ, а также указано на то, что гражданам, проживающим в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, будут предоставлены другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма в порядке, установленном статьей 89 ЖК РФ.
Поскольку к вышеуказанному сроку дом не расселен, не снесен, в июле 2015 года Беззубцева М.Е. обратилась в администрацию г.Барнаула с соответствующим заявлением.
Согласно ответу администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ N кол.-2223 денежные средства на расселение жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после ДД.ММ.ГГ, из федерального и краевого бюджета не выделяются, а в бюджете города на 2015 год на расселение аварийного жилого "адрес" не предусмотрено, расселить жителей в настоящее время не представляется возможным (л.д.9).
Беззубцева М.Е. не имеет иного жилья в собственности или в пользовании, нуждаются в предоставлении жилого помещения. В настоящее время истец проживает в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение взамен аварийному им не представлено, что ответчиками не оспаривалось.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на администрацию г. Барнаула по предоставлению истцу во внеочередном порядке жилого помещения, равноценного занимаемому.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.2006, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, а также в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим носу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть постановлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст. 85,86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Поскольку судом установлено, что жилой дом по "адрес" в установленном порядке признан аварийным, проживание в нем представляет опасность для жизни и здоровья, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении обязанности на ответчика предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Данные обстоятельства позволили суду первой инстанции вынести решение, которым суд обязал администрацию г.Барнаула предоставить истцу именно благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что положения статей 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть применены только при рассмотрении споров о выселении граждан из жилых помещений, не пригодных для проживания, судебной коллегией не принимается во внимание, как не основанные на положениях указанных норм права. При уклонении ответчика от предоставления жилого помещения взамен непригодного для проживания, наниматели жилых помещений в целях защиты своих конституционных прав, не лишены возможности обратиться в суд с иском о предоставлении такого помещения.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, вопреки доводам жалобы, свидетельствует лишь о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.
Иных доводов, которые бы свидетельствовали о наличии правовых оснований к отмене обжалуемого решения, апелляционная жалоба истца не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации г. Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.