Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Рогачевой В.В.,
судей : Ильичевой Т.В. и Матвеевой Н.Л.,
при секретаре: Дремовой Ю.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области на решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 07 декабря 2015 года по гражданскому делу N по иску К. к администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения представителя ответчика администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области З., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
К. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Лодейнопольский городской суд Ленинградской области с иском к администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование своих требований истец указал, что он проживал в принадлежавшей ему на праве собственности квартире "адрес", являвшейся для него единственным жильем. 22 июля 2015 года жилой дом "адрес" был уничтожен в результате пожара. На основании заключения межведомственной комиссии от 24.07.2015г. дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу в связи с разрушением вследствие пожара.
25 августа 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему жилого помещения для проживания. 23 сентября 2015 года администрацией МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области ему было сообщено о том, что, поскольку он являлся собственником уничтоженной пожаром квартиры, то вопрос о предоставлении ему жилого помещения будет решаться в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ. Указанные действия ответчика противоречат ст. 57 ЖК РФ и не соответствуют правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной, в частности, в определениях от 05.03.2009г. N376-О-П и от 15.02.2005г. N17-О. В связи с нарушением ответчиком его жилищных прав он вынужден обратиться в суд с настоящим иском .
Решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 07 декабря 2015 года администрация МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области обязана предоставить К. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте населенного пункта .
Администрация МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области подала апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и принять новое. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009г. N 376-О-П указывает на обязанность органа местного самоуправления предоставить жилое помещение только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. В силу ч.2 ст. 49 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено только малоимущим гражданам, к числу которых истец отнесен быть не может, поскольку его уровень доходов превышает прожиточный минимум в Ленинградской области, установленный Постановлением Правительства Ленинградской области от 08.07.2015г. N262. Кроме того, до 05.12.2014г. он являлся собственником другого жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
При вынесении оспариваемого решения суд не учел всех юридически значимых обстоятельств и не дал правовой оценки доказательствам, подтверждающим, что К. не может быть отнесен к категории малоимущих и не обладает правом на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку у истца отсутствует право вне очереди получить жилье по договору социального найма согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, администрацией МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области к правоотношениям сторон на законных основаниях применена ч.10 ст.32 ЖК РФ: многоквартирный дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу; собственникам помещений данного дома направлены требования о его сносе в срок до 01.01.2016г.; в связи с невыполнением собственниками данных требований принадлежащие им помещения будут изъяты у них путем выкупа в порядке, установленном ч.ч.1-3, 5-9 ст.32 ЖК РФ .
В возражениях на апелляционную жалобу К. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения .
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца К., надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания .
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
На основании договора купли-продажи от 10.03.2013г. К. с 22.04.2013г. на праве собственности принадлежит однокомнатная благоустроенная квартира, общей площадью *** кв.м., расположенная по адресу: "адрес"
В указанной квартире истец зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ
В результате произошедшего 19.07.2015г. пожара все квартиры дома "адрес" были повреждены. По всей площади дома сгорела кровля, стропильная система выгорела полностью, стены и перегородки частично выгорели, полы и перекрытия находятся на грани обрушения, оконные и дверные проемы выгорели. Квартира N с имуществом залита водой в ходе тушения пожара .
На основании заключения Межведомственной комиссии МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 24.07.2015г. N Постановлением администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 17.09.2015г. N многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлено в пятнадцатидневный срок направить собственникам жилых помещений в данном многоквартирном доме требование о его сносе (подаче заявления для получения разрешения на снос) в срок до 01.01.2016г .
25 августа 2015 года истец обратился к ответчику с заявлением об объяснении причин, по которым ему не предоставляется жилое помещение вне очереди .
22 сентября 2015 года истцу ответчиком вручено уведомление о необходимости сноса жилого дома "адрес" в срок до 01.01.2016г. и получения разрешения на снос .
В ответ на обращение истца от 25.08.2015г. ответчик 23.09.2015г. дал разъяснение, что в соответствии со ст.32 ЖК РФ в случае непринятия собственниками решения о сносе многоквартирного дома в установленный в уведомлении срок, органом местного самоуправления будет принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен данный дом, для муниципальных нужд, с выкупом расположенных в нем и находящихся в собственности помещений .
Удовлетворяя заявленные истцом требования и обязывая ответчика предоставить ему жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому и утраченному в результате пожара, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются как нанимателям, так и собственникам ставших непригодными для проживания жилых помещений, вне зависимости от того обстоятельства, являются они или нет малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Судебная коллегия не может согласиться с соответствующими выводами суда первой инстанции, так как они не основаны на законе и противоречат обязательным разъяснениям, данным Верховным судом Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из разъяснений, содержащихся в п.22 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч.1-3, 5-9 ст.32 ЖК РФ. При этом положения ч.4 ст.32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч.1 ст.7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч.10 ст.32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Именно такой порядок изъятия жилого помещения у К., какой указан в п.22 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009г. N14, и применен администрацией МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области.
Каких-либо исключений из общих правил взаимоотношений между органом местного самоуправления и собственниками жилых помещений признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома относительно восстановления нарушенных жилищных прав последних при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда многоквартирный жилой дом "адрес" не включен, в связи с чем истцу не предоставлено право по своему выбору требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
При таких обстоятельствах, жилищные права истца обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания ст.32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено истцу только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с ответчиком, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч.8 ст.32 ЖК РФ).
Ссылка суда на Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009г. N 376-О-П не может быть признана обоснованной, так как в указанном Определении Конституционный Суд РФ излагает правовую позицию, согласно которой п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Истец на момент пожара, имевшего место 22.07.2015г., не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях. При этом как по состоянию на 22.07.2015г., так и в настоящее время он не является малоимущим, так как размер его дохода превышает двукратную величину прожиточного минимума, установленную решением Совета депутатов Лодейнопольского городского поселения от 28.02.2007г. N с целью признания таковым и постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях .
При таких обстоятельствах, положения п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ исходя из его конституционно-правового смысла, выявленного Конституционным Судом РФ в Определении от 05.03.2009г. N 376-О-П, к правоотношениям сторон применению не подлежат.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе К. в удовлетворении его требований.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 07 декабря 2015 года - отменить с вынесением по делу нового решения.
В удовлетворении иска К. к администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение - отказать.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
судья: Алексеенок Н.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.